Курсовой проект перевозка грузов

Помощь в написании курсовых и дипломных работ перевозка грузов, международная перевозка грузов, перевозка опасных грузов. Напишем на 5 в кратчайшие сроки с гарантией результата. Заказать работу можно на нашем сайте.

Введение

Цель курсового проекта научиться самостоятельно решать сложную задачу рациональной загрузки судна с соблюдением требований его мореходных качеств, сохранности перевозимого груза, максимального использования грузовместимости и грузоподъемности в соответствии с условиями данного рейса.
Для выполнения этих требований необходимо обеспечить:
-сохранение необходимой остойчивости, прочности и дифферента судна;
-наиболее выгодное использование грузовместимости и грузоподъемности;
-возможность обеспечения погрузки и выгрузки в минимальные сроки;
-безопасное плавание судна;
-сохранную и своевременную доставку груза;
-соблюдение очередности погрузки с расчетом выгрузки судна в промежуточных портах или промысловых экспедициях без дополнительных перевалок;
-соблюдение норм техники безопасности и охраны труда экипажа судна и работников порта.
Для достижения поставленной цели необходимо согласно заданного варианта курсовой работы №0 выполнить расчет загрузки судна «Камчатские горы» на переход по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский с обязательным грузом (мясо говядина — 1000 т, масло сливочное — 400 т, анфельция — 200 т и факультативным грузом тара картонная).

1. Транспортная характеристика заданных грузов.

Согласно задания на курсовой проект судно должно быть загружено следующим грузом: мясо говядина, масло сливочное, анфельция, тара картонная.

Масло сливочное
Наименование груза СОМ 021. Жиры животные. Масло сливочное. Скоропортящиеся (С) — грузы, которые без принятия специальных мер в течение короткого времени (до нескольких суток) становятся не пригодными для применения по назначению; мороженые (СОМ) — грузы, перевозка которых осуществляется при низких температурах (минус 4 °C и ниже), вызывающих замерзание тканевого сока.
Технические условия для приемки к перевозке Жиры животного и растительного происхождения (код СОМ 020) предъявляются, как правило, только в мороженом виде.
К морской перевозке предъявляются мясопродукты и жиры следующих видов:
— колбасы сырокопченые, варено — копченые и полукопченые;
— продукты из свинины сырокопченые;
— железы зобные — эндокринное сырье;
— жиры животные топленые пищевые;
— жиры животные кормовые;
— субпродукты, мозг головной крупного рогатого скота;
— масло коровье;
— другие продукты в негерметичной упаковке.
Физико-химические свойства Продовольственные грузы предъявляют к перевозке как после промышленной переработке, так и без нее. Характерной особенностью грузов является то, что в них непрерывно происходят биохимические и физиологические процессы, по своей интенсивности зависящие от параметров внешней среды, биологической активностью самого продукта, освещенности, газового состава воздуха и т.д. Основными факторами, влияющими на скорость происхождения различных процессов в скоропортящихся грузах, являются жизнедеятельность микроорганизмов, химический состав продукта, влияние на них окружающей среды. Влияние окружающей среды определяется воздействием на продукты следующих факторов: температуры окружающей среды, влажности воздуха, газового состава, света, интенсивности движения воздушного потока. Температура воздуха оказывает влияние на биохимические процессы, происходящие в продовольственных грузах.

Продовольственные грузы подвержены гниении, созревании, впитыванию запахов, влаги.
Способ хранения, штабелирования Мясные грузы допускаются к перевозке только рефрижераторным тоннажем: рефрижераторными судами или сухогрузными судами, имеющими рефрижераторные помещения.
Груз, предъявленный к морской перевозке в рефрижераторных контейнерах (рефрижераторных лихтерах), может перевозиться на специализированных сухогрузных судах (контейнеровозах, лихтеровозах, судах типа ро-ро и т.п.), имеющих специальные приспособления для подключения контейнеров и лихтеров, а также соответствующий энергозапас.
Для перевозки мяса (особенно без упаковки) предпочтительнее использовать суда с системой батарейного охлаждения грузовых помещений во избежание потерь груза в результате усушки.
Жир говяжий, а в ряде случаев и свиной, может перевозиться в нерефрижераторных транспортных средствах с согласия грузовладельца.
Подготовка судна к приему груза осуществляется в соответствии с требованиями РД 31.11.25.00-96, особенно тщательно, если мясо предъявляется к перевозке без упаковки.
Вес и размеры места, вид маркировки Ящики деревянные, 30 кг
Удельный погрузочный объем 2.0
Вид тары и соответсвующие ГОСТы Жиры предъявляются к морской перевозке, как правило, в заливных бочках по ГОСТ 8777-80 э.
Сливочное масло может перевозиться в выстланных пергаментом деревянных или фанерных ящиках, а также картонных ящиках массой нетто 20,0 кг и в деревянных бочках массой нетто 50,8 кг.
Топленое масло предъявляется к перевозке в бочках, внутренняя поверхность которых покрывается слоем казеина, жидкого стекла или другого материала, применение которого разрешено органами здравоохранения.
Жиры растительные упаковываются в дощатые или фанерные ящики, а также в заливные бочки.
Маркировка наносится на каждое грузовое место.
Допустимая температура и влажность перевозки Температура от -9 до -18
Влажность 90-95%

Говядина
Наименование груза СОМ 082, СОХ 082. Мясо туши, полутуши и четвертины кпупных животных. скоропортящиеся (С) — грузы, которые без принятия специальных мер в течение короткого времени (до нескольких суток) становятся не пригодными для применения по назначению; мороженые (СОМ) — грузы, перевозка которых осуществляется при низких температурах (минус 4 °C и ниже), вызывающих замерзание тканевого сока; охлажденные (СОХ) — грузы, перевозка которых осуществляется при пониженных температурах (от минус 4 до плюс 12,5 °C), вызывающих замедление ферментативных и иных процессов. Требует воздухообмена.
Технические условия для приемки к перевозке К морской перевозке предъявляется мясо следующих видов:
— говядина в полутушах и четвертинах;
— телятина в тушах и полутушах;
— конина;
— свинина в тушах и полутушах;
— баранина и козлятина в тушах;
— мясо птицы.
К морской перевозке может быть предъявлено блочное мясо (или мясо в блоках). Это мясо (обычно говядина или конина), отделенное от костей, спрессованное в блоки прямоугольной формы и замороженное.
Предъявленное к морской перевозке мороженое мясо должно:
— иметь температуру в толще мышц (у костей) не выше минус 18 °C; быть совершенно твердым, при ударе издавать характерный ясный и звонкий звук;
— быть соответствующим образом разделенным, зачищенным, чистым, не иметь следов дефростации (оттаивания), загрязнения, плесени, постороннего запаха и других дефектов;
— быть надлежащим образом упаковано
Температура блочного мяса должна быть не выше минус 18 °C.
Транспортные особенности приведены в «Рекомендациях по сохранной перевозке продовольственных грузов».
На каждую партию груза отправитель должен представить удостоверение о качестве и ветеринарное свидетельство, выданное органами ветсаннадзора. В удостоверении о качестве должен быть указан срок хранения (или транспортировки). Этот срок должен быть не менее времени, которое необходимо судну для доставки груза в порт назначения, включая перегрузки, в том числе и в рейдовых пунктах.
Прием груза судном в портах РФ мороженое мясо, как правило, принимается и сдается у причалов со 100%-ной перевеской. В иностранных портах прием этого груза осуществляется счетом мест без перевески, при этом масса партии указывается по заявлению грузоотправителя, о чем делается соответствующая оговорка в коносаменте. В каботаже, когда погрузка или сдача мороженого мяса осуществляется в рейдовых условиях, прием или сдача груза осуществляется счетом мест без перевески. Все остальные мясные грузы принимаются счетом мест без перевески. В портах, не имеющих холодильника или холодильного склада, переработка мясных грузов осуществляется только по прямому варианту: «вагон / автомобиль — борт судна», «борт судна — вагон / автомобиль».
Груз, не отвечающий требованиям правил, а также груз с неправильно оформленными документами к перевозке не принимается.
Во время погрузки администрация судна может проверить качество груза по внешнему виду и во всех сомнительных случаях может вызвать для этой цели соответствующие контролирующие органы.
Грузовые операции с мороженым мясом допускается производить с помощью поддонов, коробов, клеток и других приспособлений, исключающих возможность разваливания, сдавливания и деформации груза и отвечающих требованиям техники безопасности. Использование металлических сеток и стропов при перегрузке мороженого мяса не допускается. При перегрузочных операциях портовые рабочие должны быть одеты в чистые халаты, а при работе с неупакованным мясом поверх обуви они обязаны надевать чистые чуни — чулки из парусины.
Физико-химические свойства Продовольственные грузы предъявляют к перевозке как после промышленной переработке, так и без нее. Характерной особенностью грузов является то, что в них непрерывно происходят биохимические и физиологические процессы, по своей интенсивности зависящие от параметров внешней среды, биологической активностью самого продукта, освещенности, газового состава воздуха и т.д. Основными факторами, влияющими на скорость происхождения различных процессов в скоропортящихся грузах, являются жизнедеятельность микроорганизмов, химический состав продукта, влияние на них окружающей среды. Влияние окружающей среды определяется воздействием на продукты следующих факторов: температуры окружающей среды, влажности воздуха, газового состава, света, интенсивности движения воздушного потока. Температура воздуха оказывает влияние на биохимические процессы, происходящие в продовольственных грузах.
Продовольственные грузы подвержены гниении, созревании, впитыванию запахов, влаги.
Способ хранения, штабелирования При перевозке мороженого мяса на судах с горизонтальной системой вентиляции груз должен быть уложен на поддоны или подтоварники. На судах с вертикальной раздачей воздуха, а также на судах, имеющих напольные деревянные решетки, применение поддонов или подтоварников при перевозке мясных грузов необязательно.
С целью снижения потерь мяса в результате естественной убыли туши (полутуши,четвертины) следует укладывать как можно плотнее друг к другу в направлении тока воздуха. Для достижения более плотной укладки необходимо разные виды мяса,а также задние и передние четвертины говядины укладывать в отдельные штабеля.
Охлажденное мясо перевозится в подвешенном состоянии: задние четвертины подвешиваются по одной за крючья, закрепленные на стационарных блоках, передние — по две на цепях (одна над другой). Между грузом и палубой(верхней и нижней) должно оставаться свободное пространство не менее 50 мм.Плотность подвески должна быть такой, чтобы мясо не раскачивалось во время шторма, но чтобы обеспечивалась нормальная циркуляция воздуха; подвешенные туши не должны касаться бортов, переборок и других конструкций судового набора в состоянии покоя.
При перевозке мясных грузов в ящиках на судах с горизонтальной системой вентиляции следует между переборками и штабелем оставлять свободное пространство не менее 150 мм для нормальной аэрации груза.
Во время загрузки судна необходимо следить за равномерностью укладки груза по всей площади грузовых помещений.
Верхняя поверхность штабеля должна отстоять от подволока не менее чем на 50мм.
Мясные грузы следует укладывать в соответствии с требованиями РД 31.11.25.00-96. Применение подтоварников необходимо только в случае,если судно не имеет решетчатого настила. Мороженые грузы в ящиках, которые перевозятся при температуре минус 15 °С и ниже и не требуют аэрации, укладываются вплотную друг к другу (без разделительной сепарации). Мясные грузы в мешках или кипах, которые перевозятся при температуре выше минус 15 °С и требуют минимальной аэрации, укладываются с разделительной сепарацией (рейка) через каждые 3 яруса. Рейки должны укладываться в направлении движения воздуха в трюме.
Сепарацию отдельных коносаментных партий следует производить предварительно охлажденными пластиковыми сетками или химически очищенными старыми рыбацкими сетями,рейками. Использование для этой цели бумаги, брезента и других подобных материалов, затрудняющих нормальный ток воздуха, при перевозке на судах с воздушной системой охлаждения запрещается.
На совместную перевозку мясных грузов различных наименований, требующих различного режима перевозки, необходимо согласие грузоотправителя.
Не рекомендуется укладка неупакованного мороженого мяса в одном грузовом помещении с любым тарным грузом, включая блочное мясо и птицу в ящиках. В случае необходимости укладки неупакованного мяса в одном помещении с тарными грузами мясо принимается с соответствующей оговоркой в грузовых документах.
Если к перевозке предъявляется мороженое мясо нескольких видов, то их, учитывая ротацию портов выгрузки, следует размещать также в разных грузовых помещениях так, чтобы в нижние помещения попадали более тяжелые, а в верхние — более легкие виды.
При предъявлении мясных грузов к морской перевозке в рефрижераторных контейнерах и лихтерах последние грузятся на специализированные суда в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Во время перевозки мясных грузов в рефрижераторных трюмах(как и в рефрижераторных контейнерах, лихтерах) должен постоянно поддерживаться температурно — влажностный режим в соответствии с таблицами.
В зависимости от длительности перевозки, особенностей подготовки груза и других причин требования по поддержанию необходимого температурно — влажностного режима могут быть уточнены грузовладельцем (или фрахтователем) и выданы перевозчику в письменном виде.
При значительном расхождении указанного грузовладельцем режима с данными таблиц перевозчик обязан уточнить режим перевозки с грузовладельцем во избежание случайной ошибки.
Вес и размеры места, вид маркировки Полутуши до 50 кг

Удельный погрузочный объем 3.0-3.2
Вид тары и соответсвующие ГОСТы Мясо должно предъявляться к морской перевозке в упакованном виде. Мясо без упаковки может быть предъявлено только по согласованию с перевозчиком и портом перевалки за ответственностью грузовладельца.
Мясо упаковывается, как правило, в ткань (по ГОСТ 11680-76). В качестве упаковки могут применяться и другие материалы:марля, бязь, канва, а также синтетические пленки, применение которых разрешено органами здравоохранения.
К каждому грузовому месту или единице упаковки должны быть прикреплены деревянные бирки с указанием:
— страны выработки;
— отправителя;
— вида мяса и категории упитанности.
В соответствии с требованиями отдельных государственных стандартов, кроме того, должны быть указаны:
— масса нетто;
-дата выработки;
— наименование предприятия — изготовителя и его подчиненность.
Тушки птиц (как правило, упакованные индивидуально в пакеты из полимерной пленки) укладывают в дощатые ящики по ГОСТ13361-84э, в ящики из гофрированного картона или многооборотную тару(металлические ящики из нержавеющего металла), разрешенную органами здравоохранения для упаковки пищевых продуктов.
Дно и стенки ящиков выстилают оберточной бумагой, выступающими концами которой тушки покрываются сверху.
Тушки укладываются в ящики в 1 ряд отдельно по видам,категориям упитанности и способам обработки. Если тушки не упакованы предварительно в пакеты из полимерной пленки, то между ними прокладывают полоски растительного пергамента.
Масса нетто одного ящика не должна превышать 30 кг.
Транспортная маркировка наносится на каждый ящик.
Мясные блоки, предъявленные к морской перевозке, должны быть упакованы в пергамент или подпергамент, полиэтиленовую или целлюлозную(целлофан) пленку. Могут быть использованы другие упаковочные материалы(влагопроницаемые), разрешенные органами здравоохранения.
Каждый блок должен быть упакован в транспортную тару; ящики из гофрированного картона или ящики, предназначенные на экспорт, окантовываются двумя металлическими лентами.
Масса одного блока в зависимости от размеров колеблется от 6до 70 кг (в каботажных перевозках).
Размеры блоков, предъявленных к экспортной перевозке, должны составлять 370 x 370 x 150 мм, масса каждого блока20 кг +/- 1,0 кг. Допускается изменение упаковочных материалов и тары в соответствии с заказ — нарядом.
Допустимая температура и влажность перевозки Мясо мороженое от -18 до -20
Относительная влажность 95% — 100%
Мясо охлажденное от 0 до -2
Относительная влажность 80% — 85%

Тара картонная
Наименование груза Генеральный тарно-штучный груз.
Технические условия для приемки к перевозке Перевозка груза БКЦ, особенно в рулонах, должна преимущественно осуществляться на судах с прямостенными грузовыми помещениями и подпалубными пространствами не более 0,5 м или с горизонтальным способом грузообработки, оборудованных механической системой трюмной вентиляции. Суда с естественной системой вентиляции грузовых помещений разрешается использовать только при перевозках в пределах одной климатической зоны с ожидаемыми незначительными перепадами температур наружного воздуха в рейсе.
Для перевозки БКЦ в зимнее время рекомендуется использовать суда, имеющие систему подогрева топливных танков, смежных с грузовыми помещениями.
Не рекомендуется использовать под перевозку БКЦ концевые трюма судов,имеющие криволинейные обводы, грузовые помещения с выступающими элементами и конструкциями на пайоле, а также трюма с проходящими в них туннелями гребных валов.
В необходимых случаях для обеспечения рациональных методов размещения и крепления БКЦ и уменьшения трудоемкости грузовых операций в трюмах, находящихся в районе значительного развала бортов, следует устанавливать платформы, полуплатформы или выгородки (см. приложение 5 РД31.11.21.13-96 «Правила безопасности морской перевозки пакетированных грузов»).
Грузовые помещения должны быть чистыми и сухими.
Физико-химические свойства Основными свойствами, которые необходимо учитывать при хранении, перегрузке и перевозке, являются: гигроскопичность, впитывающая способность, теплоемкость, подверженность загрязнению, механическим воздействиям, охрупчиванию, изменению цвета, воздействию плесневых грибов и бактерий, статическая усталость, пожароопасность и смещаемость.
Способ хранения, штабелирования В случае сильной загрязненности грузовых помещений, особенно нефтепродуктами, шлаками и другими химическими веществами,помещения должны быть вымыты, провентилированы и высушены.
Для высушивания палуб рекомендуется покрыть их слоем сухих опилок, которые после впитывания влаги следует удалить из грузового помещения.
Следы влаги и несмываемых пятен следует покрыть полиэтиленовой пленкой, битумированной, парафинированной бумагой или другими водонепроницаемыми материалами.
Влажный деревянный настил палуб следует покрыть сухой фанерой.
По бортовому набору должны быть восстановлены все деревянные рыбинсы.
Во избежание повреждения БКЦ палубный настил, имеющий различные неровности, наварные детали, горловины танков и др., должен быть выровнен с помощью листовой фанеры толщиной не менее 9 мм или досок толщиной не менее 20 мм.
Ровная палуба, не имеющая выступающих частей, должна быть выстлана как минимум двойным слоем плотной бумаги или одним слоем картона.
Сепарирование груза БКЦ от соприкосновения с металлическим бортом (переборкой) следует производить только при открытом наборе с использованием брусьев, досок, фанеры, плотной бумаги или картона.
При закрытом наборе сепарация от бортов и переборок должна обеспечиваться только для предотвращения соприкосновения груза БКЦ с такими выступающими деталями как, например, рымами, вертикальными трапами и т.п. с использованием обшивки или прокладок из досок. Пиллерсы должны быть обшиты досками на всю высоту размещаемого в грузовом помещении груза.
Сепарация не должна перекрывать вентиляционные решетки систем трюмной вентиляции. В районе решеток следует выполнить вырезы в сепарации.
При перевозке из теплой зоны в холодную, сопровождающейся значительным снижением температуры наружного воздуха и забортной воды, для исключения воздействия на груз капельной конденсации рекомендуется крышки люков и подволок покрыть влагопоглощающими регенерирующими веществами типа «Секулейт», «Анти -Конденс», «Аку — Драй» и т.п.
Перед погрузкой БКЦ необходимо проверить герметичность:
— горловин топливных, балластных танков,выходящих в грузовые помещения;
— воздушных, мерительных, топливных и др. трубопроводов;
— осушительной, балластной и гидравлической систем;
— комингсов люков, люковых закрытий и крышек лазов окатыванием водой брандспойтами от пожарной магистрали;
— закрытий и задраек вентиляционных отверстий.
Перед погрузкой (если этого требует грузоотправитель, фрахтователь или грузополучатель) следует вызвать сюрвейера и получить от него акт о пригодности грузовых помещений для перевозки груза БКЦ.
Допускается совместная перевозка БКЦ в одном грузовом помещении с чистыми,совместимыми по физико — химическим, механическим свойствам и таре грузами в соответствии с требованиями РД 31.11.21.16-96 «Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов. Общие требования и положения». Запрещается совместная перевозка в одном трюме или твиндеке БКЦ с пачкающими, выделяющими влагу и масло грузами.
Коносаментные партии БКЦ следует комплектовать по виду продукции и размерам грузовых мест. При погрузке в одно грузовое помещение нескольких коносаментных партий рулонов разного формата сепарационные знаки на груз можно не наносить.
Прием груза БКЦ должен проводиться у борта или в грузовом помещении судна путем наружного осмотра и счетом грузовых мест, строго по коносаментным партиям.
Укладку кип и пакетов необходимо выполнять плотно к бортам, переборкам судна и непосредственно друг к другу в соответствии с требованиями РД 31.11.21.25-96 «Правила безопасности морской перевозки тарно -штучных грузов».
При необходимости между кипами по высоте следует размещать деревянные прокладки толщиной не менее 25 мм, обеспечивающие возможность строповки или подъем вилочными погрузчиками при выгрузке.
При погрузке БКЦ в кипах и пакетах с помощью погрузчиков через каждые 3 (три) яруса следует делать уступ в одну кипу или пакет по внутреннему контуру штабеля. Высота уступа не должна превышать 1,5 м или трех пакетов.
Укладка кип и пакетов в просвете люков с помощью кранов должна вестись поярусно от бортов и переборок судна к центру вплотную к бортам или уложенному ранее в подпалубном пространстве грузу.
При некратности высоты грузового помещения размерам пакета в строп — лентах допускается формирование необходимого количества пакетов с уменьшенной высотой.
Допустимая высота укладки кип — 12 ярусов, пакетов — 6,0 м. Необходимо осуществлять контроль за надежностью закрытий грузовых помещений, горловин, лазов,воздухозаборных решеток, грибков системы трюмной вентиляции и др., через которые возможно проникновение забортной воды в грузовое помещение.Обнаруженные неплотности или неисправности в закрытиях должны немедленно устраняться. Во время рейса должно быть установлено усиленное наблюдение за уровнем льяльных вод. При плавании во льдах необходимо осуществлять контрольную откатку льяльных вод через каждые 4 часа. Если штабель груза БКЦ был укрыт сверху плотной бумагой, картоном или полиэтиленовой пленкой, то после вхождения судна в зону с положительными температурами наружного воздуха следует удалить эту защитную сепарацию из грузового помещения.
Во время морского перехода следует исключить образование конденсата водяных паров на поверхности груза или металлических частях внутреннего набора корпуса судна правильным использованием трюмной вентиляции.
Необходимо учитывать, что груз БКЦ является весьма влагоемким (картона — 6 — 10%) и в случае отсутствия паронепроницаемой упаковки способен как поглощать, так и выделять влагу в воздух грузового помещения.
Возможными источниками поступления избыточной влаги в грузовое помещение, представляющей опасность с точки зрения образования конденсата, могут быть:
-гигроскопический груз, в том числе БКЦ;
— влажная деревянная, картонная и бумажная сепарация;
— влажная деревянная, бумажная тара или упаковка грузов;
— снег, попавший в грузовое помещение во время погрузки (в зимнее время);
— иней (гололед) на внутреннем наборе корпуса судна (в зимнее время);
— иней (гололед) на поверхности груза (в зимнее время);
— влажный наружный воздух, проникающий через неплотности воздухозаборников вентиляторов, лазов, люков, горловин, закрытий, дверей тамбуров и т.п.;
— влажный воздух из надстройки, проникающий через двери тамбуров схода;
— влажный воздух из МКО, проникающий через двери тамбуров схода;
— влажный воздух из смежных грузовых помещений,проникающий через лазы, по каналам трюмной вентиляции и т.п.
Вес и размеры места, вид маркировки Пачки до 20 кг
Удельный погрузочный объем Согласно задания на курсовой проект 7.0
Допустимая температура и влажность перевозки Температура от +18 до +23
Относительная влажность 45%-65%

Анфельция
Наименование груза СОМ 060, СОХ 60. Морепродукты. скоропортящиеся (С) — грузы, которые без принятия специальных мер в течение короткого времени (до нескольких суток) становятся не пригодными для применения по назначению; мороженые (СОМ) — грузы, перевозка которых осуществляется при низких температурах (минус 4 °C и ниже), вызывающих замерзание тканевого сока; охлажденные (СОХ) — грузы, перевозка которых осуществляется при пониженных температурах (от минус 4 до плюс 12,5 °C), вызывающих замедление ферментативных и иных процессов. Требует воздухообмена.
Технические условия для приемки к перевозке Рыбные грузы, предъявляемые к морской перевозке, должны соответствовать требованиям государственных и международных стандартов, технических условий, быть доброкачественными, чистыми, без посторонних запахов, гнили или механических повреждений.
Предъявляемые к морской перевозке рыбные грузы должны иметь температуру не выше значений, указанных в Приложении.
Физико-химические свойства Продовольственные грузы предъявляют к перевозке как после промышленной переработке, так и без нее. Характерной особенностью грузов является то, что в них непрерывно происходят биохимические и физиологические процессы, по своей интенсивности зависящие от параметров внешней среды, биологической активностью самого продукта, освещенности, газового состава воздуха и т.д. Основными факторами, влияющими на скорость происхождения различных процессов в скоропортящихся грузах, являются жизнедеятельность микроорганизмов, химический состав продукта, влияние на них окружающей среды. Влияние окружающей среды определяется воздействием на продукты следующих факторов: температуры окружающей среды, влажности воздуха, газового состава, света, интенсивности движения воздушного потока. Температура воздуха оказывает влияние на биохимические процессы, происходящие в продовольственных грузах.
Продовольственные грузы подвержены гниении, созревании, впитыванию запахов, влаги.
Способ хранения, штабелирования Во время перевозки рыбных грузов в рефрижераторных трюмах (как и в рефрижераторных контейнерах и лихтерах) необходимо поддерживать регламентированный температурно — влажностный режим.
При определении режима перевозки следует пользоваться данными, приведенными в справочном Приложении. В зависимости от специфических условий перевозки, подготовки груза и других причин требования к режимам могут быть уточнены грузовладельцем (или фрахтователем). В этом случае режимы перевозки должны быть доведены до перевозчика в письменной форме.
В экспортно — импортных перевозках, а также при перевозках между иностранными портами в Европе следует руководствоваться женевским «Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок», подписанным в 1970 г., в соответствии с которым самая высокая температура в любой точке груза при погрузке, перевозке и выгрузке не должна быть выше следующих значений (°C):
замороженная рыба минус 18; охлажденная рыба (должна всегда
перевозиться «во льду»), за исключением копченой, соленой, сушеной или живой рыбы плюс 2.
Если несколько партий рыбных грузов перевозятся по требованию или с согласия грузовладельца в одном грузовом помещении или в разных, но обслуживаемых одним воздухоохладителем помещениях, то в них следует поддерживать более низкую температуру из требуемых, если нет других письменных указаний грузовладельца.
Разница температур входящего и удаляемого из трюма воздуха не должна превышать 1 °C при установившемся режиме работы установки.
При перевозках отдельных рыбных грузов (балычные изделия и т.п.), помимо поддержания температурно — влажностного режима, требуется создать циркуляцию воздуха в грузовых помещениях. На судах с батарейной системой охлаждения для этой цели могут быть использованы подволочные вентиляторы.
Вес и размеры места, вид маркировки Кипы, 40 кг
Удельный погрузочный объем 5.61
Вид тары и соответствующие ГОСТы Тара и упаковка рыбных грузов, предъявленных к перевозке, должна соответствовать государственным стандартам и условиям торговых контрактов, быть прочной, чистой, правильной геометрической формы.
Мороженая рыба предъявляется к морской перевозке, как правило, в картонных ящиках. Картонные ящики с мороженой рыбой должны быть обтянуты полипропиленовой или металлической лентой или оклеены гуммированной лентой. Допускается обвязка ящиков проволокой, шпагатом или веревкой.
Мороженые рыбопродукты и морепродукты (в брикетах, блоках) предъявляются к морской перевозке упакованными в картонные, деревянные и металлические ящики, а в отдельных случаях — в мешки джутовые, сети, кули рогожные.

Таблица 1
Совместимость грузов
Наименование
Груза Масло сливочное Мясо говядина Анфельция Тара картонная
Масло сливочное —— совместимы несовместимы несовместимы
Мясо говядина совместимы —— несовместимы
Анфельция несовместимы несовместимы —— несовместимы
Тара картонная несовместимы несовместимы несовместимы ——

Исходя из таблицы совместимости грузов, будем составлять грузовой план. Кроме того, необходимо учесть, что скоропортящиеся грузы должны быть погружены в последнею очередь, и выгружены в первую.

2. Гидрометеорологическая характеристика перехода и портов захода

Преимуществами порта Владивосток, благодаря которым он занял главенствующее положение среди других отечественных портов Тихоокеанского побережья, являются наличие закрытого рейда и глубоких бухт, пригодных для стоянки судов с большой осадкой, а также благоприятные физико-географические условия, позволяющие при малом ледокольном флоте держать порт открытым для отечественных и иностранных судов круглый год.
Порт Владивосток состоит из морского торгового и морского рыбного портов, а акватория порта — из внутреннего и двух внешних рейдов: западного и восточного. Почти на всем протяжении берег в районе порта укреплен стенками; у берега оборудованы причалы, пирсы и гавани.
Граница порта Владивосток на западе проходит (по линии, соединяющей мыс Фирсова с островом Уши, а на востоке по линии 43°04,2 131°57,8; полуостров Басаргина с точками 43°04,2 132°00,4: 43°02,37 132°00,4; о.Скрыплева и м. Басаргина.
Западная и восточная части пролива Босфор-Восточный различаются между собой по числу дней с туманом. Чаще всего туман наблюдается в восточной части пролива, куда он приносится с моря юго-восточными ветрами. Нередко бывает и так, что плотный туман закрывает берега восточной части пролива Босфор-Восточный и вход в бухту Золотой Рог, а в Западной части пролива в районе кошки Токаревского в это же время тумана нет совсем или он слабый.
В проливе Босфор-Восточный действуют постоянные поверхностные течения, идущие из Амурского залива в Уссурийский вдоль южного берега пролива и из Уссурийского залива в Амурский вдоль северного берега. Средняя скорость этих течений в узкостях пролива от 0,2 до 1,2 уз. Приливные течения в проливе Босфор-Восточный слабые.
ЗАПАДНЫЙ ВНЕШНИЙ РЕЙД ПОРТА ВЛАДИВОСТОК расположен на акватории Амурского залива, ограниченной с запада линией, соединяющей мыс Фирсова с островом Уши, а с востока — береговой линией и линией, соединяющей мыс Токаревского с мысом Безымянный. Западный внешний рейд включает в себя бухты Кирпичного Завода, Безымянная и Федорова, а также гавани Спортивная и Приморской железной дороги. В районе западного внешнего рейда приметны сопки Орлиное Гнездо, Тигровая и Крестовая; мысы Фирсова, Бурный, Токаревского, а также кирпичные трубы у мыса Боброва и к югу от острова Уши на острове Русский. Южная часть рейда более приглуба, чем северная. Грунт здесь ил, песок и камень. На рейде выставляются швартовные бочки.
В бухтах, входящих в западный внешний рейд порта, лед появляется в начале декабря. Полное очищение этого района от льда происходит в конце первой декады апреля.
ВНУТРЕННИЙ РЕЙД ПОРТА ВЛАДИВОСТОК образован бухтами Золотой Рог, Диомид, Улисс, Новик и акваторией пролива Босфор-Восточный, ограниченной с запада линией, соединяющей мысы Токаревского и Безымянный, а с востока — линией, проходящей через мысы Назимова и Новосильского.
Глубины в средней части пролива Босфор-Восточный 26—38 м. По мере приближения к западному входу в пролив они постепенно увеличиваются до 50 м, а к восточному — до 40 м. Грунт в проливе Босфор-Восточный преимущественно ил и песок. Крупная зыбь, заходящая в пролив Босфор-Восточный при свежих юго-восточных и восточных ветрах, делает якорную стоянку в нем неспокойной. В проливе Босфор-Восточный выставляются швартовные бочки.
Летом в бухте Золотой Рог преобладают южные и юго-восточные ветры, часты дожди и туманы. Осенью и зимой ветры преимущественно северные и северозападные, сопровождающиеся сухой и ясной погодой, значительным понижением температуры и повышением атмосферного давления. Зимние и осенние ветры продолжительны; обычно их средняя скорость около 8 м/с. Весной и летом скорость ветра несколько меньше, чем зимой. Туманы в бухте Золотой Рог наблюдаются с апреля по август. Наиболее часты они в июне и июле. Как правило, туманы появляются при юго-восточных ветрах, которые приносят их со стороны Уссурийского залива. При штилях туманы редки.
Приливы в бухте Золотой Рог неправильные полусуточные. С марта по ноябрь преобладает волнение от SE и только зимой от N и NE. Наибольшая высота волн не превышает 1,2 м.
Лед в бухте почти не образуется в связи со сбросом теплых вод в речку Объяснения. Иногда лед приносится из соседних районов и может заполнить всю бухту.
Становиться на якорь в бухте Золотой Рог всем судам категорически запрещается, кроме случаев, вызванных особыми обстоятельствами. При этом необходимо учитывать, что илистый грунт в бухте якоря держит плохо. Во время сильных штормовых ветров необходимо отдавать два якоря и держать двигатели в постоянной готовности. Случалось, когда судно дрейфовало и при двух отданных якорях с достаточно вытравленной якорной цепью.
ВОСТОЧНЫЙ ВНЕШНИЙ РЕЙД ПОРТА ВЛАДИВОСТОК включает бухты Патрокл, Аякс, Парис и акваторию пролива Босфор-Восточный от восточной границы внутреннего рейда до линии, проходящей от мыса Басаргина через остров Скрыплева к мысу Каразина. На восточном внешнем рейде выставляются швартовные бочки.
В заливе Петра Великого и у северного берега Японского моря существенное влияние на плавание судов оказывают сильные ветры, тропические циклоны (тайфуны), туманы, обледенение судов, ледовый режим.
Сильные ветры и связанное с ними волнение наиболее вероятны осенью и зимой, а тропические циклоны -летом и осенью. Туманы, при которых резко понижается видимость, отмечаются с марта по август. С ноября по март наблюдается обледенение судов, представляющее значительную угрозу безопасности их плавания, особенно малых.
В заливе Петра Великого в суровые зимы образуются льды, которые затрудняют плавание судов, но с помощью ледоколов зимняя навигация осуществляется беспрепятственно.
Основными факторами, формирующими климат описываемого района, являются муссонная циркуляция атмосферы, географическое положение района, а также особенности гидрологического режима моря и рельефа побережья.
С октября — ноября по март над Азией формируется обширная область высокого атмосферного давления (Азиатский максимум) — с давлением в центре 1016-1032 гПа. В это же время над северной частью Тихого океана образуется область пониженного давления (Алеутский минимум), 1000-1013 гПа. Такое расположение барических центров обусловливает зимой перенос холодного континентального воздуха с материка на океан (зимний муссон), в результате чего устанавливается морозная малооблачная погода с небольшим количеством осадков и преобладанием северных и северо-западных ветров.
Весной происходит перестройка атмосферной циркуляции, ветровой режим неустойчивый, температура сравнительно низкая и возможны длительные периоды без осадков.
С мая — июня по август — сентябрь над Азией формируется область пониженного атмосферного давления, 1003-1011 гПа, достигающая наибольшего развития летом, а над северной частью Тихого океана — область повышенного давления, Северо-Тихоокеанский максимум, 20 1024-1027 гПа, с центром, находящимся к NE от Гавайских островов. В результате такого расположения барических образований происходит перенос теплых и влажных масс воздуха с океана на материк (летний муссон). В первую половину летнего муссона (с мая до середины июля) идет вынос воздушных масс с Охотского моря, что обусловливает прохладную пасмурную погоду с туманами, иногда с моросящим дождем. С середины июля по сентябрь описываемый район находится под действием воздушных масс, приходящих с Е и S, и устанавливается теплая погода с большим количеством осадков.
Осень в северо-западной части Японского моря является лучшим временем года. В это время стоит теплая, сухая, солнечная погода, которая держится в отдельные годы до конца ноября.
В описываемом районе часто проходят циклоны; прохождение их сопровождается увеличением облачности до сплошной, выпадением интенсивных осадков, ухудшением видимости и резким усилением ветра. Одной из особенностей климата являются тропические циклоны (тайфуны), при прохождении которых создаются опасные условия для плавания.
Температура и влажность воздуха. Температурный режим описываемого района зависит от преобладающего направления ветра, гидрологических особенностей района и характера рельефа побережья. Средняя годовая температура воздуха увеличивается с севера на юг от 2,9° С (бухта Серебрянка) до 5,8° С (в заливе Посьета).
Первые морозы на севере описываемого района отмечаются в начале октября, а на юге — на две недели позднее. В ноябре средняя месячная температура -3, +1° С. В отдельные дни ноября возможно повышение температуры воздуха до +16, +22°С и понижение до -16, -20°С, а в вершинах Амурского залива и залива Ольги до -24, -26° С.
Наиболее низкая температура воздуха в году отмечается в январе, и средние месячные ее значения составляют -8,5, -13°С, а в вершинах Амурского и Уссурийского заливов -16, -17° С. Величины средней месячной температуры января могут быть на 5° С выше или ниже, в зависимости от того какие воздушные массы преобладают (с севера или юга). В отдельные дни января возможно понижение температуры воздуха до -28, -37° С. Оттепели бывают в любой зимний месяц. В январе во время оттепели температура воздуха может повышаться до +4, +8° С. Продолжительность таких оттепелей 1-2 дня. Наиболее неблагоприятная погода зимой оказывается при сочетании больших скоростей ветра с относительно низкими температурами воздуха. В январе повторяемость северного ветра со скоростью, превышающей 11 м/с, и температуры воздуха -16, -17° С может достигать 96-98%. В декабре и феврале средняя месячная температура воздуха обычно выше, чем в январе, на 3° С.
В марте средняя температура воздуха еще повсюду отрицательная (-1, -4°С). В апреле — начале мая заморозки прекращаются, но еще возможны возвраты холодов.
Наиболее высокая средняя месячная температура воздуха в году отмечается в августе и составляет 17-21°С. В отдельные дни августа температура воздуха может повышаться до 28-37° С и понижаться до 4-12° С, Как правило, в туманную, пасмурную погоду с умеренными южными ветрами отмечается более низкая температура воздуха, а при северных ветрах и переменной облачности температура воздуха более высокая. С середины августа температура воздуха начинает понижаться.
Средняя суточная амплитуда температуры на берегу северо-западной части Японского моря составляет 4-7° С, в открытом море 2° С.
Относительная влажность характеризует степень насыщения воздуха водяным паром: средняя годовая относительная влажность изменяется от 66 до 71%, а в вершине залива Петра Великого достигает 77%. С декабря по февраль повсеместно отмечаются наименьшие значения относительной влажности (45-60%).
В вершине залива Петра Великого относительная влажность зимой выше на 10-12%, чем в районе порта Владивосток, что объясняется более низкими температурами воздуха в вершине залива.
Весной относительная влажность увеличивается, наиболее интенсивный рост ее отмечается с мая по июнь (на 10-16%). Наибольшая средняя месячная влажность воздуха отмечается с июня по август и составляет 83-93%. С сентября относительная влажность уменьшается; особенно интенсивно она уменьшается в октябре (на 10 -16%).
Число дней с относительной влажностью 30% и менее, т. е. число сухих дней за год колеблется от 34 до 68. Как правило, дни с низкой относительной влажностью наблюдаются с октября по май. Число дней с относительной влажностью 80% и более, т. е. число влажных дней за год на всем побережье составляет 87-153.
Влажность воздуха ночью обычно выше на 5-20%, чем днем.
В период зимних муссонов на описываемом побережье преобладают северо-западные и северные ветры, повторяемость их колеблется от 40 до 73%, а в открытом море она составляет 21-30%. В отдельных местах района наблюдаются отклонения ветра от преобладающих направлений в зависимости от рельефа местности. Так, в заливе Посьета, в бухте Рудная зимой преобладают западные ветры (30-63%), а в заливе Находка — северо-восточные (37%).
Весной происходит перестройка барического поля и по сравнению с зимой увеличивается повторяемость ветров южных направлений. Ветры в это время малоустойчивы. Летом направление ветра менее устойчиво, чем зимой, и повторяемость преобладающих ветров выражена слабее. В заливе Петра Великого преобладают восточные, юго-восточные и южные ветры, в остальной части описываемого района — восточные и северо-восточные. Необходимо учитывать, что восточные ветры в открытом море при движении к берегу меняют свое направление и севернее мыса Поворотный становятся северо-восточными, в восточной части залива Петра Великого- юго-восточными, а в западной его части — северо-восточными.
Осенью характер циркуляции приближается к зимнему: увеличивается повторяемость северных ветров, а в заливе Посьета и бухте Рудная — западных.
Необходимо учитывать, что направление ветра в открытом море и на побережье различно; так, если ветер на побережье северо-западный, то в открытом море следует ожидать северный. Еще большее различие в направлении ветра на побережье и в открытом море наблюдается в тех случаях, когда ветер направлен с моря на высокий гористый берег. В этом случае ветер принимает направление, параллельное берегу, а так как ориентация берега самая разнообразная, то и направление ветра будет различным даже в пределах одной бухты.
Наибольшие скорости ветра отмечаются зимой. Средняя месячная скорость в январе в открытом море составляет 10 м/с, на побережье 5-8 м/с. В июле скорость ветра повсеместно уменьшается и не превышает 2-6 м/с.
Особенностью северо-западного побережья Японского моря является усиление ветра, направленного вдоль берега. На участке побережья между мысами Белкина и Поворотный северо-восточные ветры усиливаются в два раза по сравнению с ветром в открытом море. В восточной части залива Петра Великого наблюдается усиление юго-восточных ветров. Усиление ветра также наблюдается в узких долинах и ущельях.
Повторяемость штилей, как и скорость ветра, имеет годовой ход. Наименьшая повторяемость штилей отмечается зимой; в открытом море она составляет 1-4%, на побережье 6-10%, а в защищенных бухтах может достигать 30-60%. Весной повторяемость штилей увеличивается на 5-15% по сравнению с зимой. Летом в открытом море она составляет 6-8%, а на побережье колеблется от 5 до 52%. Осенью повсеместно штили наблюдаются реже. Повторяемость скорости ветра 14 м/с и более зимой колеблется от 9 до 14%, а в закрытых бухтах не превышает 5%. Усиление ветра зимой обычно наблюдается в тыловой части проходящего циклона, а также при углублении циклона в районе Алеутских островов или усилении Азиатского антициклона.
Летом повторяемость скорости ветра 14 м/с и более составляет 2-9%, а в закрытых бухтах эти ветры бывают не ежегодно. Усиление ветра летом чаще отмечается в передней части проходящего циклона. Иногда скорость ветра достигает 33 м/с и более. В районе мысов продолжительность этих ветров составляет 8-11 ч в месяц, наибольшая достигает 54 ч.
В описываемом районе наблюдаются бризы и фены.
Бризы — ветры суточной периодичности; чаще всего они наблюдаются на участке побережья от бухты Преображения до мыса Белкина. Бризы могут наблюдаться в течение всего года, но чаще они отмечаются весной и летом. Скорость этих ветров колеблется от 1 до 4 м/с, иногда может составлять 8-10 м/с. Скорость дневного бриза несколько больше скорости ночного. В защищенных бухтах бризы наблюдаются чаще.
Фен — сильный, порывистый, теплый, сухой ветер, дующий с гор. При фене происходит резкая смена направления ветра, повышение температуры воздуха, уменьшение относительной влажности воздуха и облачности. Продолжительность фена невелика и, как правило, колеблется от 6 до 12 ч.
Тропический циклон представляет собой область низкого атмосферного давления диаметром обычно 100-600 миль (иногда и более), в которой происходит интенсивное круговое движение воздушных масс против часовой стрелки в северном полушарии и по часовой — в южном.
Тропические циклоны зарождаются в тропических широтах и от места зарождения движутся со скоростью 5-10 уз в область субтропических и умеренных широт, где их скорость возрастает до 15-30 уз; продолжительность существования тропических циклонов колеблется в основном от 3-6 суток до 3 недель.
Атмосферное давление в тропическом циклоне от периферии к центру падает и в центре циклона составляет 950-970 гПа, а в отдельных случаях еще ниже. Сила ветра от периферии к центру возрастает и вблизи центра достигает ураганной.
Прохождение тропического циклона всегда сопровождается мощной облачностью, очень сильными и продолжительными ливнями и значительным волнением. Только в самом центре циклона в зоне не более 20 миль небо обычно ясное («глаз бури») или покрыто тонкими высокослоистыми облаками. В этой зоне ветер ослабевает до штиля, однако развивается толчея, представляющая опасность для судов.
Тропические циклоны, которые наблюдаются в северо-западной части Японского моря, зарождаются в районе Филиппинских островов, откуда они смещаются, как правило, на NNW или NW и, не доходя до материка, поворачивают на NE. В описываемый район тропические циклоны приходят главным образом от SW. Пути перемещения тропических циклонов отличаются большим разнообразием, ни один не повторяет траектории другого в точности. Из всех наблюдаемых тропических циклонов около 16% выходит в район Японского моря и Приморского края. Тропические циклоны наблюдаются с июня по ноябрь, в августе — сентябре отмечается один — четыре, а в другие месяцы они бывают не ежегодно.
Если тропический циклон не выходит в описываемый район, а наблюдается еще только в южной части Японского моря, он все же влияет на погоду в этом районе: идут сильные дожди и увеличивается скорость ветра. Тропические циклоны в пределах описываемого района известны под названием «тайфуны».
Туманы в описываемом районе часты и продолжительны. Они начинаются в марте — апреле; число дней с ними в апреле составляет 5-9. В июне — июле повторяемость туманов увеличивается, достигая наибольших значений в году. В это время число дней с туманом колеблется от 10 до 22 в месяц, а в вершине залива Петра Великого не превышает 3; в отдельные годы число дней с туманом может возрастать в южной части залива Петра Великого до 28, а на северо-западном побережье Японского моря до 24. Иногда число дней с туманом не превышает 8-10. К осени в описываемом районе повторяемость туманов резко уменьшается; число дней с туманом в это время составляет 2-6 в месяц. В защищенных бухтах повторяемость туманов меньше, чем в открытом море. Среднее годовое число дней с туманом на побережье колеблется от 43 до 83.
Туманы обычно наблюдаются при южных и юго-восточных ветрах. Чаще и продолжительнее они бывают ночью и в первую половину дня. Иногда в море туман располагается пятнами; судно, идущее в этом районе, попадает то в полосу с хорошей видимостью и ясным небом, то в полосу тумана, стоящего сплошной стеной.
Видимость в заливе Петра Великого и на северо-западном побережье Японского моря определяется режимом туманов и зависит от облачности и атмосферных осадков. Хорошая видимость наблюдается чаще в осенне-зимний период.
В открытом море в течение года преобладает видимость более 5 миль, ее повторяемость составляет 60-90 %. Повторяемость видимости менее 2 миль с августа по апрель составляет 5-10 %, с мая по июль 15-25 %. На побережье с апреля по август повторяемость видимости более 10 миль составляет 40-70 %, повторяемость видимости 0,5 мили и менее колеблется от 5 до 40 %. С сентября видимость повсеместно улучшается и повторяемость видимости более 10 миль составляет 60-95 %.
Гидрометеорологические условия существенным образом влияют на дальность радиолокационного наблюдения, увеличивая ее в два-три раза или значительно уменьшая. Уменьшение дальности радиолокационного наблюдения имеет место при ливневых дождях, плотных снежных зарядах, при пониженной рефракции. Сильные грозы вызывают частичную или полную засветку экрана РЛС. Дальность радиолокационного обнаружения объекта зависит также от волнения моря.
Облачность. Годовой ход облачности находится в непосредственной связи с сезонными перемещениями воздушных масс. Так, зимой преобладают холодные и сухие воздушные массы, которые обусловливают ясную погоду. Средняя месячная облачность в январе составляет 2-4 балла, в это время преобладают облака верхнего и среднего ярусов. Летом господствуют воздушные потоки с юго-востока и средняя месячная облачность достигает наибольших значений в году: 7-9 баллов. Возрастает повторяемость облаков нижнего яруса — слоисто-кучевых и слоистых.
Среднее число ясных дней (0-2 балла) за год составляет 58-94. Больше всего ясных дней бывает с октября по март, когда среднее месячное число дней с ними достигает 7-14. С апреля по сентябрь число ясных дней повсеместно уменьшается и составляет 2-4 в месяц.
Среднее число пасмурных дней (8-10 баллов) за год составляет 86-113. С октября по март пасмурные дни редки (2-6 дней в месяц), и наблюдаются они при прохождении циклонов. С мая по август пасмурных дней бывает 11-22 в месяц. Весной и осенью число пасмурных дней уменьшается.
Количество осадков в описываемом районе велико. Средняя годовая сумма их изменяется от 667 до 920 мм. Осадки на побережье распределяются неравномерно. На наветренной стороне возвышенных берегов осадков выпадает больше, чем на подветренной.
С ноября по март осадков выпадает немного: 9-63 мм в месяц. В отдельные годы суточная сумма осадков может превышать месячную, достигая 30-80 мм, а в порту Владивосток-130 мм. Осадки зимой выпадают преимущественно в виде снега, но иногда дождь может быть в декабре и январе. С апреля количество осадков начинает увеличиваться. Наибольшие средние месячные величины осадков достигают 123-191 мм и отмечаются в августе, а на севере района — в сентябре. Иногда за сутки может выпадать 130-278 мм осадков; такие дожди вызывают разливы рек и наводнения.
В первую половину лета преобладают обложные осадки, во вторую — ливневые, обусловленные прохождением циклонов с SE. Число дней с осадками за год меняется по району от 105 до 148. Наибольшее среднее месячное число дней с осадками отмечается с мая по сентябрь и составляет 10-22. С октября число дней с осадками уменьшается и в январе не превышает 3-7 дней в месяц.
Развитие волнения в северо-западной части Японского моря обусловлено в основном господствующими ветрами, а в прибрежной зоне играет роль рельеф дна и конфигурация береговой линии.
С ноября по март под влиянием зимнего муссона в этом районе преобладает волнение от северо-запада. Весной направление ветра менее устойчиво, и волнение отмечается от юго-востока и юго-запада, но бывает и от северо-запада. С мая по август господствует летний муссон и преобладает волнение от SE. Осенью направление ветра менее устойчивое, и наблюдается волнение от NW и SW.
В прибрежной зоне района преобладает ветровое волнение. Наибольшую повторяемость ветровое волнение имеет в самой северной мелководной части Амурского и Уссурийского заливов, куда зыбь не заходит или заходит значительно деформированной и ослабленной. Для открытых прибрежных районов характерна частая повторяемость зыби. Особенно часто зыбь отмечается с апреля по октябрь, когда повторяемость ее достигает 65 %.
В море почти в течение всего года преобладают высоты волн 0,25-1,25 м, повторяемость их колеблется от 23-26 до 53 % в месяц. По мере удаления от берега волнение усиливается, возрастает повторяемость высот волн более 2 м.
Повторяемость отсутствия волнения и высот волн 0,1-0,25 м в сумме составляет 10-40 % в месяц, иногда может достигать 44-58 %. Повторяемость высот волн 3,5 м и более осенью и зимой составляет 12-20 %, а в остальное время не превышает 11 %. При сильном волнении на расстоянии 5-8 миль от берега появляется крутая волна. Наибольшая высота волн может достигать 6-9 м.
У берегов часто наблюдаются сильный прибой и толчея, значительно усложняющие вход в бухты и стоянку судов на якоре. Цунами Северо-западный берег Японского моря подвержен цунами, возникающими в различных сейсмоактивных зонах Тихого океана, а также в Японском море. Цунами, зарождающиеся в океане, достигают описываемого берега ослабленными и опасности не представляют, так как высота подъема не превышает 0.5 м. Наиболее опасны цунами, которые возникают в Татарском проливе и у западных берегов островов Хонсю и Хоккайдо.
За последние два столетия северо-западный берег Японского моря подвергался воздействию цунами около 30 раз.
Основными факторами, формирующими климат Охотского моря, являются муссонная циркуляции атмосферы и географическое положение района. Муссонный характер циркуляции атмосферы над Охотским морем определяется взаимодействием главных барических образований: зимой Азиатского антициклоиа и Алеутского минимума, а летом — Северо-Тихоокеанского максимума и области пониженного давления над Центральной Азией, особенность географического положения Охотского моря заключается в том, что оно вытянуто на значительное расстояние с S на N. В результате этого создаются существенные различия между климатическими условиями северной и южной частей моря. Глубокая врезанность северо-западной и северной частей моря в материк обусловливает континентальные черты и суровость климата в этих зонах. Непосредственная близость Тихого океана определяет более мягкие черты климата в южных районах моря.
С октября-ноября по март-апрель над сильно охлажденным материком формируется обширная область высокого атмосферного давления (Азиатский антициклон) с отрогом, направленным на NЕ, наибольшего развития Азиатский антициклон достигает зимой, атмосферное давление в центре его составляет 1016 — 1032 гПа. В это же время над северной частью Тихого океана в районе Алеутских островов образуется область пониженного давления. 1000-1013 гПа. Такое расположение барических образований обусловливает перенос холодного воздуха с материка па океан (зимний муссон), в результате чего в северных регионах Охотского моря устанавливается суровая зима с преобладанием северных ветров. В это время здесь стоит ясная погода, температура воздуху низкая. По мере продвижения на SE сухой и холодный арктический воздух встречается с морским воздухом умеренных широт. При взаимодействии этих воздушных масс образуется арктический фронт, на котором развивается активная циклоническая деятельность, особенно значительная в южной части района. В связи с этим увеличивается повторяемость облачности и количество осадков, чаще наблюдаются штормы. Иногда циклоническая деятельность отмечается непрерывно в течение 14, редко 28 сут.
С мая по август — сентябрь над материком формируется область пониженного атмосферного давления, достигающая наибольшего развития летом (1003-1011 гПа). Над северной частью Тихого океана в этот период образуется область повышенного давления (Северо-Тихооксанский максимум) с центром, находящимся к NE от Гавайских островов (1024 — 1027 гПа). В результате такого расположения барических образований происходит перенос морского тропического воздуха с океана на сушу (летний муссон). В первой половине лета над еще непрогретым Охотским морем располагается область повышенного атмосферного давления, поэтому даже в южных районах моря лето очень прохладное. Во вторую половину лета над большей частью моря преобладает циклоническая деятельность. В это время здесь наблюдается более теплая, облачная погода с частыми туманами и большим количеством осадков. Средняя скорость передвижения циклонов 21-24 уз, наибольшая — 54 уз. Средняя продолжительность нахождения циклона над Охотским морем составляет 20-22 ч, но может колебаться от 6 до 80-90 ч.
Переходный период от одного муссона к другому характеризуется неустойчивой погодой. Переход от зимнего муссона к летнему происходит со второй половины апреля по первую половину мая, а от летнего к зимнему — со второй половины сентября по первую половину октября.
Температура и влажность воздуха. Температура воздуха находится в прямой зависимости от преобладающего направления ветра и гидрологических особенностей района. Значительная протяженность моря в меридиональном направлении создает большие температурные различия между северной и южной зонами.
Средняя годовая температура воздуха понижается с S на N от +5 до -5 °С. Самая низкая средняя годовая температура воздуха наблюдается в заливе Шелихова, а высокая — в южной части Курильских островов.
Осенние заморозки отмечаются в сентябре в северном районе Охотского моря и в октябре — в южном. С октября — ноября на большей части акватории моря, за исключением района Малой Курильской гряды, начинаются устойчивые морозы.
Наиболее низкая средняя месячная температура воздуха наблюдается в январе — феврале и изменяется на побережье от -10 °С па юге до -24 °С на севере. Исключение представляет район Курильских островов, где средняя месячная температура воздуха в январе — феврале составляет -6, -7 °С. Зимой температурный, режим отличается большой неустойчивостью. В отдельные годы отклонение от средней месячной температуры может составлять 10-17 °С. Значительное повышение температуры воздуха зимой повсеместно сопровождается усилением ветра. Как правило, очень низкая температура отмечается при слабых ветрах, морозы при этом могут достигать в южной части Охотского моря -22, -27 °С, а на севере -35, -50 °С. Температура воздуха зимой мористее изобаты 200 м на 2-6 °С выше, чем на побережье.
Характерной особенностью климата Охотского моря являются оттепе ли. Они могут быть повсеместно в любой зимний месяц и особенно часты в южной части моря. В течение зимы бывает в среднем 10 дней с оттепелью, а в южной части моря 20. Средняя продолжительность оттепели не превышает 3 сут. Температура воздуха во время оттепелей может повышаться до 1-10 °С, ав районе Курильских островов — до 12-15 °С.
Зимой на температурный режим Охотского моря оказывают влияние фены. Повышение температуры при этом может составлять 6-10°С.
В марте по всему Охотскому морю температура воздуха начинает повышаться, в апреле и мае — довольно значительно: на 3-7 °С, изредка на 12 °С. Средняя месячная температура в апреле в южной части мори составляет -1, -2 °С, в северной части -5, -10 °С. В конце мая — начале июня прекращаются морозы, но повышение температуры воздуха в июне замедленно.
Наиболее высокая средняя месячная температура воздуха отмечается в августе и составляет 11 -13 °С, и юго-западной части моря 15-16 °С, а в районе Первого Курильского пролива 9 -10 °С. В отдельные дни летом в Охотском море возможно повышение температуры до 25-29 °С и понижение до +3, -1 °С, а в заливе Шелихова до -5, -6 °С. В сентябре еще тепло, температура воздуха понижается медленно и составляет на севере и востоке моря 6-11 °С, на юго-западе 10-15 °С. Заморозки летом возможны при прохождении тыловой части циклона, а также при прохождении передней части антициклона. В ноябре над южной частью моря температура воздуха еще положительная (0-4°С), к северу она равномерно понижается и составляет у побережья -12 °С и ниже,
Суточная амплитуда температуры воздуха в среднем в течение годи па берегах Охотского моря составляет 4 °С, в море 1 °С.
Относительная влажность воздуха. Средняя годовая относительная влажность воздуха изменяется от 66 до 91 %. Наибольшая средняя месячная относительная влажность наблюдается летом и составляет 82-95 %, наименьшая- с сентября по май 48-86 %.
В отдельные дни относительная влажность может понижаться до 30 % и менее, во время туманов и дождей она составляет 100 %. Относительная влажность воздуха в море выше, чем у берегов.
Суточный ход относительной влажности наиболее четко выражен в теплый период года. Наибольшие значения влажности отмечаются в предутренние часы, наименьшие — в 15-16 ч.
Территория порта Петропавловск-Камчатский расположена на восточном и западном берегах Внешней гавани Петропавловской губы. На востоке граница территории порта проходит от линии разграничения причала № 4 порта и причала № 8 Петропавловск- Камчатского рыбного порта ( ПКМРП) по прямой линии до северо-восточного угла здания морского вокзала , затем от южного угла здания морского вокзала вдоль каменного забора в сторону сопки Петровской до ее склона, у которого расположен северный контрольно-пропускной пункт ( КПП). Далее от северного КПП граница следует вдоль склона сопки Петровской на юг до административного здания управления порта, затем вдоль здания управления порта до южных ворот порта. От южных ворот порта граница проходит в общем направлении на запад и юг вдоль каменного ограждения территории автобазы и мелькомбината, до южной границы причала № 12. На западе граница порта проходит вдоль склона сопки Сигнальной от южной оконечности причала № 1 до северной границы причалов портово-экспедиционного флота. Акваторией порта является Внешняя гавань Петропавловской губы, ограниченная с севера прямой линией, соединяющей линию разграничения причала № 4 порта и причала № 8 ПКМРП, с северной оконечностью причалов ПЭФ , расположенных на западном берегу Внешней гавани. Южная граница порта проходит по прямой линии, соединяющей южную оконечность причала № 12 на восточном берегу Внешней гавани с южной оконечности причала № 1 на мысе Сигнальный. Восточная граница проходит по кордонам причалов NN 4-12 порта, а западная граница проходит по кордонам причалов ПЭФ от южной оконечности причала № 1 и далее на север до их Порт открыт для захода судов круглый год. Порт доступен для судов: — длиной до 200 метров — шириной до 25 метров — с осадкой до 9 метров. Заход в порт судов, имеющих превышающие указанные размерения, может производиться по специальному разрешению капитана порта.

3. Технико-эксплутационные характеристики судна
«Камчатские горы»

Таблица 1

4. Расчет количества грузов на рейс

Расчет количества груза, принимаемого к перевозке, и его размещение на судне принято называть составлением грузового плана. Грузовой план представляет собой схему расположения грузов на судне.
Согласно задания на курсовое проектирование, к перевозке принимается весь обязательный груз и максимальное количество факультативного груза. Груз перевозиться только в грузовых помещениях.
Для составления грузового плана необходимо рассчитать количество запасов на предстоящий рейс.
Для расчета судовых запасов на предстоящий рейс использовались таблицы из типовых случаев нагрузки Информации об остойчивости.

5. Распределение груза по грузовым помещениям.

При распределении грузов по помещениям необходимо обеспечить выполнение следующих требований:
-суммарный объем всех грузов в данном грузовом помещении не должен превышать предельного объема этого помещения;
-исходя из обеспечения местной прочности настилов палуб и люков суммарная масса грузов в данном грузовом помещении не должна превышать предельно допустимой;
-должны строго соблюдаться условия совместимости грузов.
Согласно методических указаний, в случае отсутствия необходимых данных по значениям допустимой нагрузки на 1 м2 площади палубы, будем считать, что максимальная нагрузка в тоннах на 1 м2 площади палубы не должна превышать высоты данного грузового помещения в метрах.

6.Расчет критериев рациональной загрузки

7. Подготовка судна к приему груза

Степень подготовки грузовых помещений к приемке продовольственного груза зависит от состояния судна, его грузовых помещений, характера ранее перевозимого груза, других факторов и определяется комиссией, назначаемой для этой цели капитаном судна.
Полная подготовка грузовых помещений включает: зачистку, мойку, специальную обработку и сушку помещений, подготовку трюмного оборудования.
Из грузовых помещений необходимо удалить остатки ранее перевозимого груза, сепарации, пятна масла и нефтепродуктов. Все внутренние поверхности помещений борта, переборки, судовой набор, рыбинсы, решетчатые настилы и др. должны быть тщательно обметены. Следует оценить состояние металлических поверхностей, убедиться в отсутствии на них ржавчины, мест с отслоением краски.
Во время полной зачистки грузовых помещений все съемные элементы (решетчатый настил, рыбинсы и др.) должны быть демонтированы.
Мойка грузовых помещений сухогрузных судов должна производиться водой из шлангов с применением моющих средств.
Мойка рефрижераторных трюмов должна производиться только теплой пресной водой с добавлением мыльного порошка или серого мыла. Применение морской воды, а также щелочи, соды и других подобных моющих средств, реагирующих с алюминием, не допускается.
Соду, щелочь и другие подобные средства допускается применять только при мойке решетчатых настилов, рыбинсов и конструкций судового набора так, чтобы эти вещества не попадали на алюминиевую зашивку.
После нанесения мыльного раствора мойку производят щетками, подавая воду из шланга слабым напором. Струю воды следует подавать по направлению накладки листов зашивки, а мойку производить сверху вниз.
Во время мойки необходимо обеспечить свободный сток воды через шпигаты, не допуская ее скапливания.
В случае необходимости в грузовых помещениях должны быть выполнены: фумигация или дезодорация — удаление посторонних запахов;
дезинсекция — уничтожение вредных членистоногих (мух, комаров, сельскохозяйственных вредителей);
дезинфекция — уничтожение носителей инфекционных болезней;
дератизация — уничтожение грызунов.
Если выполненная дезодорация не обеспечила удаление запахов, необходимо провести повторную мойку и дезодорацию.
На рефрижераторных судах, снабженных озонаторами, дезодорация и дезинфекция могут осуществляться при помощи озона. Во время озонирования трюмы должны быть герметизированы, пребывание людей в грузовых помещениях запрещается. При подаче озона должны быть вывешены таблички: «Внимание озон», «Вход запрещен». Перед открытием трюмов под погрузку озонаторы должны быть выключены не менее чем за 6 часов.
После зачистки, мойки и специальной обработки грузовые помещения следует тщательно просушить, а внутренние поверхности и оборудование рефрижераторных трюмов протереть сухим обтирочным материалом. Влажность деревянных покрытий проверяется влагомером. Влажность не должна превышать 12% для гигроскопических грузов и 15% для остальных грузов.
Cушку грузовых помещений допускается осуществлять включением вентиляции либо системы воздушного охлаждения (рефрижераторные трюмы).
Все выступающие части различного оборудования (горловины, воздушные и мерительные трубы, трубопроводы и др.) должны быть защищены кожухами, крышками, решетками или желобами.
Нагревающиеся переборки и трубопроводы, проходящие в грузовых помещениях, должны быть теплоизолированы.
Льяла должны быть вычищены от мусора и грязи, тщательно промыты, льяльные колодцы осушены.
Следует проверить исправность:
льяльных крышек (щитов) и крышек лючков над горловинами двойного дна, плотность их подгонки по месту установки;
мерительных труб льял, их незасоренность;
приемных патрубков и сеток осушительной системы, их чистоту;
вертикальных трапов, страховочных защелок люков и лючков;
леерных ограждений твиндечных палуб;
дроссельных заслонок систем трюмной вентиляции;
изоляцию электропроводки, защитных кожухов и решеток;
рыбинсов.
Должна быть проверена герметичность:
горловин топливных, балластных танков, выходящих в грузовые помещения;
воздушных, мерительных, топливных и других трубопроводов;
осушительной, балластной, топливной и гидравлической систем;
комингсов люков, люковых закрытий и лазов (брандспойтами от пожарной магистрали);
крышек вентиляционных отверстий.
Необходимо проверить и опробовать в действии:
средства наблюдения и сигнализации уровня воды в льялах, балластных танках;
осушительную систему;
балластную систему;
пожарную сигнализацию;
систему трюмного пожаротушения (орошения);
систему трюмной вентиляции, при этом следует убедиться в правильности вращения рабочих колес вентиляторов, работоспособности системы гидравлики заглушек вентиляторов и воздухозаборников, арматуру гидравлики и гидрошарниры, проходящие под крышками люков;
датчики температуры, температуры точки росы и относительной влажности воздуха в трюмах.
На судах с горизонтальной системой воздухораспределения необходимо обеспечить правильное открытие шиберных заслонок у воздухораспределительных отверстий.
Следует проверить работу показаний всех приборов дистанционного контроля температуры, относительной влажности и содержания CO2 в трюмном воздухе.
Предварительное охлаждение грузовых помещений следует начинать не менее чем за 48 ч до предполагаемого времени начала погрузки. Во время предварительного охлаждения каждые сутки на 6 — 8 ч следует включать озоногенераторы с целью получения в воздушной среде концентрации озона 8 — 10 мг/куб. м.
Перед началом погрузки судовая комиссия, назначаемая капитаном судна, должна проверить готовность грузовых помещений к приему груза и по результатам проверки составить акт. Об этом необходимо сделать запись в судовом журнале.
В порту погрузки необходимо вызвать инспектора службы карантина растений (ветеринарной службы), предъявить трюмы для осмотра и получить от него акт о пригодности судовых грузовых помещений для перевозки грузов растительного (животного) происхождения.
Проверка рефрижераторной установки осуществляется в соответствии с имеющимися на судне инструкциями и «Правилами технической эксплуатации судовых технических средств» (РД 31.21.30-83).
Все компрессоры и вспомогательные механизмы должны быть в рабочем состоянии. Необходимо проверить плотность системы хладоагента, уровень заполнения системы хладоагентом, а также его параметры.

9. Расчет потребности в сепарационных материалах.

Выводы

Литература

Добавить комментарий

Реклама

Помощь студентам