Мероприятия по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности судна

2.5.1. Оборудование судна средствами пожаротушения должно соответствовать Правилам классификации и постройки морских судов Регистра СССР. Ответственность за наличие на судне указанных средств возлагается на капитана, а за их исправность и готовность к немедленному действию — на лиц командного состава в соответствии с расписанием по заведованию.

2.5.2. Профилактические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судне надлежит проводить в соответствии с Правилами морской перевозки опасных грузов, Правилами пожарной безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР, изменениями и дополнениями к ним, приказами и инструкциями Минрыбхоза СССР.

2.5.3. Все системы пожаротушения должны быть всегда готовы к немедленному пуску. В расписании по тревогам должны быть указаны лица, ответственные за пуск каждой из систем пожаротушения.

2.5.4. Режим работы водопожарной системы в различных условиях эксплуатации судна определяется главным (старшим) механиком и согласовывается с капитаном.

2.5.5. При общесудовой тревоге и при перевозке взрыво- и пожароопасных грузов водопожарная система должна находиться под рабочим давлением, резервные пожарные насосы должны быть готовы к немедленному пуску и ко всем пожарным кранам подведена вода.

2.5.6. В зимний период к пожарным кранам, расположенным на верхней палубе, во избежание замерзания вода не подводится, но в расписании по тревогам указываются лица, ответственные за обеспечение подачи к ним воды в случае необходимости.

2.5.7. Пожарные краны должны быть защищены от каких-либо повреждений при грузовых операциях и в повседневных условиях эксплуатации судна. Необходимо обеспечить постоянный доступ к ним, а шкафы, выгородки или переборки, где установлены краны, должны иметь хорошо различимые надписи и нумерацию.

2.5.8. Организация и порядок проведения осмотров и проверок энергетических установок, обеспечивающих средства пожаротушения, должны соответствовать действующим инструкциям и правилам их технической эксплуатации.

2.5.9. Для избежания ошибок при переключении технических средств, а также для краткости передачи команд и донесений, касающихся использования энергетической установки, все основные и дублирующие технические средства должны иметь номера. Запорные устройства (клинкеты, кингстоны, клапаны) на трубопроводах должны иметь маркировку в соответствии с приложением 4.

2.5.10. Все наружные запорные устройства судовой вентиляции (двери шахт, крышки, грибовидные головки, клинкеты, задвижки и др.) должны иметь, маркировку в соответствии с приложением 1.
Порядковый номер запорного устройства вентиляции в своей группе наносится рядом с условным обозначением.
На каждом запорном устройстве вентиляции должна быть укреплена отличительная планка, на которой указывается принцип его действия и наименование вентилируемого помещения.

2.5.11. Судовые трубопроводы должны иметь окраску и отличительные знаки в соответствии с приложениями 3, 4 и 5.

2.5.12. Электрооборудование (групповые сальники, проходные коробки, кабели, щиты) должны иметь маркировку в соответствии с приложением 9.

2.5.13. В расписании по тревогам должны быть указаны лица, ответственные за задраивание запорных устройств трубопроводов и судовой вентиляции.

2.5.14. На судне должен иметься полный комплект запасных частей, инструмента и расходного материала для технических средств пожаротушения в соответствии с действующими нормами Регистра СССР. Запасные части для технических средств (насосов, компрессоров, двигателей и т. п.), обеспечивающих борьбу с пожаром, должны размещаться поблизости от механизмов, для которых они предназначены. В кладовых судна могут храниться лишь те запасные части, размещение которых непосредственно у механизмов затруднено.
Запасные части и инструмент для систем пожаротушения должны быть соответствующим образом замаркированы и храниться непосредственно на станции пожаротушения.

2.5.15. Запасные части из судового комплекта можно расходовать только для исправления аварийных повреждений технических средств пожаротушения. Расходовать их для плановых ремонтов технических средств запрещается.

2.5.16. На дверях и люках аварийных выходов должна быть нанесена надпись: «Аварийный выход. Не загромождать!»

2.5.17. Каждую вахту надлежит проверять готовность к действию аварийной вентиляции рефрижераторного отделения с отражением результатов проверки в вахтенном журнале рефрижераторной установки.

2.5.18. Запорная арматура и устройства для аварийного спуска аммиака за борт из системы рефрижераторной установки должны находиться в постоянной готовности к действию.

2.5.19. Системы орошения помещений и водяных завес у дверей и трапов должны находиться в постоянной готовности, к действию.

2.5.20. Надлежит каждую вахту проверять сопротивление изоляции электросети судна, а также по наружному виду — состояние изоляции кабелей и проводов.
При обнаружении падения сопротивления изоляции электросети ниже нормы необходимо немедленно установить причины и устранить обнаруженные неисправности. О результатах проверки и принятых мерах следует сделать запись в вахтенном машинном или машинном электротехническом журнале.

2.5.21. Систематически, но не реже одного раза в три дня, проверять системы пожарной сигнализации, которыми оборудовано судно. Все неисправности, обнаруженные в этих системах, необходимо немедленно устранять, а результаты проверки и принятые меры отражать в судовом журнале.

2.5.22. Для предупреждения возникновения пожаров после демонстрации кинофильмов, окончания собраний и других общественных мероприятий, зрительные залы, салоны, кают-компании, столовые и другие помещения должны быть тщательно осмотрены лицами, в заведовании которых они находятся; о результатах осмотра необходимо доложить вахтенному помощнику капитана.
Демонстрация кинофильмов в столовых, кают-компаниях, салонах и других помещениях без письменного разрешения пожарного надзора порта приписки судна запрещается.

2.5.23. За обеспечение и соблюдение мер безопасности при демонстрации фильмов отвечают: в кинобудке — киномеханик, в зрительном зале — помощник капитана по пожарно-технической части, а на судах, где его нет, — старший помощник капитана.

2.5.24. Допуск к работе с киноустановкой лиц из состава экипажа, не имеющих соответствующей подготовкой квалификационного удостоверения, запрещается.

2.5.25. Выходы из зрительного зала должны быть свободными и иметь аварийное освещение. Устанавливать добавочные стулья в проходах и выходах запрещается.

2.5.26. Курение на судне разрешается только в местах, специально установленных приказом по судну. В местах для курения экипажа должны быть установлены специальные урны с водой и нанесена надпись: «Место для курения». Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.

2.5.27. При отсутствии в помещениях (каютах, кают-компаниях, столовых, зрительных залах, кладовых, мастерских, трюмах, грузовых помещениях) людей электроосвещение в них должно быть выключено, за исключением установленного приказом по судну дежурного освещения.

2.5.28. При стоянке судна у причала вахтенная служба должна принять меры при возникновении пожара на причале или соседнем судне по его ликвидации, а при наличии опасности своему судну — обеспечить своевременный и быстрый его отвод от места стоянки.

2.5.29. Сварочные работы и работы с применением открытого огня на судне в море производятся только с разрешения капитана, а при нахождении судна в отечественном порту — только с разрешения и под контролем надзора порта. Указания пожарного надзора порта по обеспечению противопожарной безопасности судна при таких работах являются обязательными для выполнения.

2.5.30. Сварочные работы и работы с открытым огнем производятся под контролем вахтенной службы. До начала этих работ капитан судна обязан дать соответствующие указания вахтенной службе и назначить ответственного за производство работ из числа лиц командного состава.
Ответственный за производство работ перед началом работы обязан:
• осмотреть помещения, где должны вестись работы, и соседние с ним помещения и предупредить находящихся в них людей о начале работ, указав пути возможной эвакуации из этих помещений;
• через вахтенную службу привести в готовность к немедленному использованию противопожарные средства, находящиеся в помещениях, и обеспечить нахождение водопожарной системы судна под напором;
• обеспечить удаление всех пожароопасных материалов, расположенных у места работы и на прилегающих к нему участках;
• обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией, но исключить возможность сквозняков;
• проверить возможность немедленной герметизации помещения; проверить одежду сварщиков и исправность аппаратуры для производства работ;
• выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в смежных помещениях вахтенных, предварительно проинструктировав их;
• доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному помощнику капитана, осмотреть их вместе с ним и получить через него разрешение на производство работ.
По окончании работ ответственный за их производство обязан доложить об этом вахтенному помощнику капитана, передать с его разрешения помещения лицам, в заведовании которых они находятся, после чего снять с постов вахтенных.

2.5.31. При нахождении судна в море ответственным за производство сварочных работ и работ с открытым огнем назначается старший помощник капитана или главный (старший) механик.

2.5.32. Вахтенная служба судна обязана периодически вести наблюдение за помещением, в котором производились сварочные работы и работы с открытым огнем, а также за смежными с ним помещениями в течение 12 ч после окончания этих работ. Начало и окончание указанных работ должно быть зафиксировано в судовом журнале.

2.5.33. Производство сварочных работ и работ с открытым огнем в помещениях, где ранее были взрывчатые или легковоспламеняющиеся вещества, допускается только после тщательной зачистки и двукратной промывки этих помещений.

2.5.34. Помещения для хранения баллонов, кроме помещений для хранения баллонов с инертными газами, должны регулярно вентилироваться и иметь стационарное освещение во взрывобезопасном исполнении.

2.5.35. При хранении баллоны следует регулярно проверять на отсутствие утечки газа. При невозможности предотвратить утечку газа неисправные баллоны (кроме баллонов с инертными газами) должны быть выброшены за борт.

2.5.36. Баллоны, перевозимые на открытой палубе, необходимо укрывать брезентом для предохранения от действия солнечных лучей, их можно охлаждать забортной водой.

2.5.37. При составлении грузовых планов и размещении в трюмах и других помещениях грузов необходимо учитывать их физико-химические свойства в целях определения возможной совместимости.
При погрузке грузов, подверженных самовозгоранию, необходимо предусматривать соответствующую их физико-химическим свойствам вентиляцию грузовых помещений. В случае, когда штатная судовая вентиляция не удовлетворяет требованиям для данного вида груза, необходимо дооборудовать помещения дополнительными временными вентиляционными устройствами.
До принятия на судно грузов, физико-химические свойства которых не известны, капитан обязан потребовать от портовой администрации и грузоотправителя сертификаты. Грузы с неизвестными свойствами и характеристиками взрыво- и пожаробезопасности принимать для транспортировки запрещается!

2.5.38. Взрывоопасные грузы принимают в последнюю очередь. Судно, принявшее такие грузы, должно немедленно отойти от причала.

2.5.39. Транспортируемые грузы в трюмах, танках или на верхней палубе должны находиться под постоянным наблюдением для своевременного обнаружения первичных признаков возгорания. Особое внимание необходимо уделять помещениям, где находятся способные к самовозгоранию грузы, а также танкам и другим емкостям, в которых находятся нефтепродукты.

2.5.40. Перевозимые грузы должны иметь надежное крепление, исключающее возможность их трения и ударов друг о друга и о другие предметы.

2.5.41. Перед погрузкой взрыво- и пожароопасных грузов старший помощник капитана совместно со вторым помощником должны проверить отсутствие водотечности в трюмах, танках, бункерах, цистернах и других грузовых помещениях и обеспечить их исправными и готовыми к действию противопожарными устройствами. Трюмы должны быть чистыми, просушенными и провентилированными. Кроме того, при грузовых операциях с использованием грузовые средств должна быть проверена исправность последних.

2.5.42. До начала грузовых операций со взрыво- и пожароопасными грузами все члены экипажа, участвующие в этих работах, должны быть проинструктированы о мерах предосторожности и безопасности при обращении с ними. Инструктаж проводится лично старшим помощником с участием помощника капитана по пожарно-технической части и боцмана.

2.5.43. При грузовых операциях со взрыво- и пожароопасными грузами в местах наиболее опасных в отношении пожаров и взрывов должны быть выставлены вахтенные по пожарной безопасности. Вахтенными назначаются лица, хорошо знающие правила обращения с данным грузом, специально обученные мерам по предотвращению взрывов и пожаров и по борьбе с пожарами. Вахтенные по пожарной безопасности подчиняются вахтенному помощнику капитана и участия в грузовых операциях не принимают.

2.5.44. На танкерах и судах, имеющих на борту легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, производство сварочных работ, работе применением инструментов, способных образовать искру, запрещается.
Такие работы разрешается производить после разгрузки и полной дегазации грузовых помещений (факт полной дегазации судна и возможность проведения на нем указанных выше работ должны быть удостоверены анализом с составлением соответствующего акта). Такой же порядок должен соблюдаться при работах с различными емкостями (резервуары, баки, танки, цистерны и т. п.), в которых хранились или перевозились легковоспламеняющиеся или горючие жидкости.
Производство работ по профилактике и промывке электрооборудования с применением бензина запрещается.

2.5.45. Указатели аварийных выходов из помещений грузовых насосов должны быть всегда в исправном состоянии; при входе в помещение должна быть надпись: «До входа в насосное отделение предупредите вахтенного помощника капитана и выложите спички».
Помещение грузовых насосов должно иметь исправное освещение во взрывобезопасном исполнении.

2.5.46. В повседневных условиях эксплуатации танкера курение разрешается только в жилых закрытых помещениях и в специально установленном приказом по судну помещении.

2.5.47. На видных местах надстроек танкера в районе грузовой палубы должны быть нанесены предупредительные надписи: «Курить и использовать открытый огонь воспрещается»

2.5.48. При погрузке, выгрузке, перекачке топлива из одного танка в другой, балластировке, а также при очистке и дегазации танков курение во всех помещениях танкера запрещается.
По прибытии танкера к причалу вблизи трапа или сходни должны быть вывешены или установлены предупредительные надписи: «Посторонним вход воспрещен», «Курить и использовать открытый огонь воспрещается».

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу