Мероприятия по предупреждению аварий и обеспечению живучести судна

2.1. Общие указания.

2.1.1. На каждом судне в наиболее видных и доступных районах расположения кают должны быть вывешены:
• оперативно-тактическая карта пожаротушения, которая должна включать схемы общего расположения судна и палуб с указанием на них:
• водонепроницаемых отсеков, а также отсеков, выгороженных огнестойкими и огнезадерживающими конструкциями;
• расположений отверстий дли доступа в различные отсеки, на палубы и во все помещения; средств и постов управления закрытиями этих отверстий;
• путей эвакуации людей из помещений;
• систем пожаротушения с обозначением пусковых устройств и места нахождения охраняемых,помещений;
• расположений пожарных рожков, огнетушителей, пожарных постов и другого пожарного снабжения и оборудования;
• мест выключения искусственной вентиляции и перекрытия вентиляционных отверстий;
• пожарной сигнализации и сигнализации обнаружения мест очага пожара;
• схемы (или совмещенная схема) водоотливной, осушительной, перепускной (спускной), креновой и балластной систем.
Все конструктивные изменения указанных устройств в процессе эксплуатации и ремонта судов должны немедленно вноситься в оперативно-тактическую карту пожаротушения и указанные схемы.
Допускается взамен оперативно-тактической карты пожаротушения вывешивать схемы или совмещенные схемы с расположением указанных систем, оборудования и снабжения.

2.1.2. Каждое судно должно быть обеспечено полным комплектом, исправного аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств в соответствии с нормами, установленными Правилами классификации и постройки морских судов Регистра СССР (часть III. Судовые устройства, оборудование и снабжение; раздел 10, Аварийное снабжение; часть VI. Противопожарная защита), а также Правилами по конвенционному оборудованию морских судов Регистра СССР (часть II. Спасательные средства).
Перечень аварийного и противопожарного снабжения может быть дополнен указаниями Минрыбхоза СССР, органов надзора за безопасностью мореплавания и судовладельца.
Ответственность за укомплектованность судна аварийным и противопожарным снабжением и спасательными средствами несет капитан судна.

2.1.3. Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства должны быть всегда готовы к немедленному использованию их для борьбы за живучесть судна, для спасения экипажа и оказания помощи другому терпящему бедствие судну.

2.1.4. Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства разрешается использовать только по прямому назначению — при борьбе за живучесть судна, а также на занятиях и тренировочных учениях. Использованное аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства должны быть в кратчайший срок вновь приведены в готовность к немедленному использованию, а вышедшие из строя или пришедшие в негодность должны быть отремонтированы, а при невозможности ремонта списаны по акту и пополнены.

2.1.5. Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства должны быть окрашены и иметь отличительные знаки в соответствии с приложением 8. Рабочие поверхности металлических изделий, которые не подлежат окраске, должны быть покрыты тонким слоем нейтральной жировой смазки.

2.1.6. Аварийное и противопожарное снабжение должно размещаться на аварийных и пожарных постах.

2.1.7. Аварийный пост — место, где хранится аварийное снабжение. Аварийные посты могут быть расположены в специальных помещениях, ящиках или местах на палубе.
Пожарный пост — место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, или предметы противопожарного снабжения, или указатели пожарной сигнализации для определенной части судна.

2.1.8. Аварийные и противопожарные посты, предназначенные для размещения соответствующего снабжения, разделяются на общесудовые, где хранится основное снабжение, предназначенное для использования в различных частях судна, и местные, на которых размещаются определенные виды снабжения. Разрешается совмещение общесудовых аварийного и пожарного постов.
2.1.9. Размещение и устройство аварийных и пожарных постов, а также подходы к ним должны удовлетворять требованиям Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР.

2.1.10. Над входом в посты или на ящиках с аварийным и противопожарным снабжением должны быть нанесены надписи: «Аварийный пост» или «Пожарный пост». Слова «Аварийный пост» наносятся синей краской, слова «Пожарный пост» — красной краской, высота букв 50 — 100 мм, ширина штриха 5 — 10 мм.

2.1.11. Аварийное и противопожарное снабжение должно храниться как минимум на двух совмещенных общесудовых аварийных постах, один из которых должен быть расположен в машинном помещении.
В аварийном посту, расположенном в машинном отделении, должно храниться снабжение, необходимое для производства аварийных работ изнутри этого помещения, остальное аварийное и противопожарное снабжение, как правило, должно храниться в аварийных постах, расположенных выше палубы переборок. На судах длиной менее 45 м допускается расположение аварийного поста ниже палубы переборок при условии обеспечения постоянного доступа к этому посту.
На судах длиной 31 м и менее допускается хранение аварийного и противопожарного снабжения только на одном совмещенном общесудовом аварийном посту.
На судах длиной более 31 м перечень аварийного снабжения, постоянно хранящегося в машинно-котельном отделении, определяется приказом капитана. Каждое судно должно быть также обеспечено средствами защиты от радиоактивного, химического и бактериологического заражения в объеме, предусмотренном проектом, которые хранятся на постах или в специально отведенных местах.

2.1.12. При хранении и размещении по постам аварийного и противопожарного снабжения необходимо обеспечить:
• комплектность и равномерность распределения имущества по общесудовым постам, за исключением лесоматериалов, пластырей и других габаритных аварийных материалов и снабжения, которые разрешается хранить раздельно от остального имущества на местных постах;
• надежное крепление снабжения на штатном месте по-штормовому и быстрый съем его при аварии;
• свободный доступ к снабжению и возможность быстрого использования его по назначению;
• сохранность снабжения при его длительном хранении на судне.

2.1.13. Хранение и размещение отдельных видов аварийного и противопожарного снабжения осуществляется следующим образом:
• мягкие пластыри, сложенные в чехлы, — на стеллажах, банкетках или подвешенными; все оборудование для них — рядом с ними в кладовой или ящике;
• сыпучие и жидкие аварийные материалы (цемент, жидкое стекло, жир технический и т. п.) — в специальной таре, надежно защищенной от сырости, крышки которой должны закрываться плотно и открываться без применения инструмента; запорное устройство тары должно исключать возможность самопроизвольного вскрытия крышек;
• цемент — в водонепроницаемой таре вместимостью 25—50 кг, имеющей ручки для переноски;
• легкий инструмент в специальных сумках, укомплектованных в соответствии с нормами аварийного снабжения судна;
• водолазное снаряжение (при отсутствии на судне специального помещения для аварийного водолазного поста) — в кладовых или шкафах;
• пожарные рукава в собранном виде (с пожарным стволом) — в непосредственной близости к рожку пожарной системы на вьюшках или в корзинах, в котельных и машинных отделениях рукава подсоединяются к рожкам; на открытых частях палуб — в шкафах или выгородках, защищенных от брызг и имеющих отверстия для проветривания;
• комплект переносных воздушно-пенных стволов — рядом с пожарными рожками водопожарной системы, на наливных судах — в отапливаемых помещениях и в надстройках юта и бака, из которых они могут быть быстро доставлены к пожарным рожкам водопожарной магистрали; запас пенообразователя для них — в тех. же помещениях в штатных сосудах или в цистернах, если предусматривается возможность быстрого пополнения переносных сосудов пенообразователем из этих цистерн; на наливных судах, не имеющих средней надстройки, — в надстройке юта;
• пенные установки местного назначения комплектно с баллоном, рукавом и другим имуществом — внутри охраняемых помещений на постоянных местах, вблизи от выходов; должен быть обеспечен свободный доступ к ним для обслуживания, осмотра и перезарядки;
• местные углекислотные установки комплектно с баллоном, катушкой с намотанным бронированным рукавом, соплом с раструбом — внутри охраняемого помещения, вблизи от входов; должны быть защищены от механических повреждений;
• ручные переносные огнетушители в соответствии с нормами Регистра СССР — в местах, защищенных от прямого воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков, на высоте не менее 1,5 м, считая от палубы помещения до ручки огнетушителя, и не ближе 1,5 — 2 м от отопительных приборов или других источников тепла. Огнетушители устанавливают в специальные держатели-кронштейны, обеспечивающие надежное крепление и возможность быстрого съема;
• ручные переносные огнетушители, предусмотренные для коридоров, — в вестибюлях коридоров, а также возле трапов, ведущих в коридоры;
• огнетушители в машинных, производственных, общественных и других помещениях — вблизи от выходов и в местах наиболее вероятного возникновения пожара внутри помещения;
• запасные заряды для огнетушителей— на общесудовых постах аварийного и противопожарного снабжения;
• металлические ящики с песком — в помещениях в соответствии с нормами Регистра СССР;
• покрывала для тушения пламени — в специальных футлярах или шкафчиках с легкооткрывающимися дверцами, в легкодоступных местах обслуживаемых помещений;
• пожарные ведра с темляками — в гнездах на открытых палубах в легкодоступных местах;
• комплекты пожарного инструмента — в легкодоступных штатных местах; крепление инструмента должно быть надежным и обеспечивающим его быстрый съем;
• термостойкие костюмы с металлизированной поверхностью вместе с асбестовыми рукавицами и дыхательные изолирующие аппараты с запасными баллонами под давлением в соответствии с действующими инструкциями по их эксплуатации;
• вблизи каждого входа в рефрижераторное машинное отделение должен быть один дыхательный изолирующий аппарат.

2.1.14. Спасательные средства коллективного и индивидуального пользования должны размещаться комплектно на штатных местах, предусмотренных на судне проектом.

2.1.15. Спасательные шлюпки, жесткие и надувные спасательные плоты должны иметь нумерацию: с правого борта — нечетную, с левого — четную.

2.1.16. Каждая спасательная шлюпка, жесткий и надувной спасательный плот должны иметь технический паспорт (формуляр), выданные заводом-изготовителем, в котором указывается номер, дата изготовления и освидетельствования Регистром СССР; допущенное к размещению количество людей и другие необходимые данные.

2.1.17. Каждое спасательное средство коллективного пользования должно иметь свидетельство Регистра СССР, а каждое спасательное средство индивидуального пользования — сертификат.

2.1.18. Спасательные средства и устройства, аварийное и противопожарное снабжение должны в процессе эксплуатации подвергаться периодическим освидетельствованиям в соответствии с Правилами Регистра СССР.

2.1.19. На каждой спасательной шлюпке на видном месте должна быть установлена планка с указанием на ней фактических главных размеров и допущенного к размещению на шлюпке количества людей. Планка завода-изготовителя шлюпки с опознавательным знаком и индексом прикрепляется с внутренней стороны шлюпки на хорошо видном месте. В процессе эксплуатации шлюпки эти планки должны поддерживаться в надлежащем состоянии.

2.1.20. На каждом спасательном средстве индивидуального пользования должны быть нанесены несмываемой краской номер свидетельства или сертификата и дата освидетельствования. В сертификате должна быть ссылка на одобрение Регистром СССР.

2.1.21. Все спасательные средства должны размещаться и храниться таким образом, чтобы исключалась возможность их повреждения.

2.1.22. Все спасательные шлюпки, за исключением дежурных, должны находиться на кильблоках по-походному и закрепляться найтовами, которые должны легко и быстро отдаваться. Каждая шлюпка должна иметь не менее двух комплектов найтовов.

2.1.23. Все спасательные шлюпки с уложенными в них предметами снабжения должны закрываться сверху чехлами или специальными щитами которые можно легко и быстро убрать по общесудовой тревоге. Под чехлы или щиты должен проникать воздух для предотвращения порчи и загнивания предметов снабжения.

2.1.24. В моторных спасательных шлюпках должны всегда находиться установленные нормой запас топлива и запасные части.

2.1.25. Дежурные спасательные шлюпки или плоты на судах, где нет спасательных шлюпок, при нахождении судна в море должны находиться в постоянной готовности для немедленного использования по тревоге «Человек за бортом».
Спуск шлюпок и плотов должен быть обеспечен в возможно короткий срок. Допустимое время для спуска шлюпок на воду без учета времени на подготовку к спуску в нее людей не должно превышать 2 мин — при наличии шлюпбалок гравитационного типа и 4 мин при наличии шлюпбалок заваливающего типа.

2.1.26. Жесткие спасательные плоты должны располагаться и храниться так, чтобы они всегда были доступны и готовы к использованию, чтобы их можно было безопасно и быстро спустить или сбросить на воду с любого борта. При погружении судна в воду они должны беспрепятственно всплывать, а разобщающие устройства должны срабатывать автоматически.

2.1.27. Надувные спасательные плоты должны храниться в контейнерах, надежно защищающих от воздействий атмосферных явлений и обеспечивающих надежное крепление плотов по-штормовому. Крепление плотов должно легко и быстро отдаваться вручную, а при погружении судна — автоматически. Запрещается производить дополнительное крепление плотов нештатными приспособлениями.
Контейнеры и крепление пускового линя надувных спасательных плотов должны быть опломбированы станцией, производившей переукладку и установку их на штатные места, а гидростаты — станцией или администрацией судна.

2.1.28. Проходы и трапы к спасательным средствам коллективного пользования должны быть всегда свободными. В проходах и на трапах судов водоизмещением 3000 т и выше, а также на всех пассажирских судах должны быть установлены указатели направления движения к спасательным средствам.

2.1.29. Во время подготовки к спуску и при спуске на воду места установки спасательных шлюпок, жестких и надувных спасательных плотов, их спусковые устройства, а также участки воды в районах спуска должны освещаться судовыми средствами.

2.1.30. Все спасательные круги должны быть размещены равномерно по судну и установлены так, чтобы их в любой момент можно было легко и быстро снять.
2.1.31. Спасательные жилеты должны быть размещены таким образом, чтобы они были легкодоступны. Места хранения спасательных жилетов должны быть четко обозначены. Если спасательные жилеты не распределены между всеми лицами на судне, то хранение их в одном месте в количестве более 20 шт. не допускается.
Хранение спасательных жилетов в одном месте в большем количестве допускается только с разрешения Регистра СССР.
Спасательные жилеты для лиц вахтенной службы хранятся в местах несения вахт (на мостике, в радиорубке, в машинном помещении).
На спасательных жилетах должны быть нанесены несмываемой краской судовые номера владельцев, а на жилетах вахтенной службы — слова «Вахтенный помощник капитана», «Вахтенный матрос-рулевой» и т. д. и время освидетельствования.

2.1.32. Проверка наличия, технического состояния и готовности к действию аварийного и противопожарного снабжения должна производиться начальниками аварийных партий и групп при участии боцмана и заведующих помещениями, не реже одного раза в месяц, а также каждый раз перед выходом в море. О результатах этих проверок начальники аварийных партий должны докладывать старшему помощнику капитана.

2.1.33. Старший помощник капитана не реже одного раза в три месяца обязан лично проверить комплектность, исправность и готовность к действию всего аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств, наличие н доброкачественность неприкосновенных запасов провизии и пресной воды для спасательных шлюпок. О результатах этой проверки старший помощник капитана докладывает капитану судна и принимает меры к немедленному устранению выявленных недостатков. Результаты проверки и принятые меры по ним фиксируются в судовом журнале и в журнале технического состояния судна. Проверка средств защиты от радиоактивного, химического и бактериологического заражения осуществляется в объеме и в сроки, установленные действующими руководящими документами Минрыбхоза СССР.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама