-заблаговременно предупреждает вахтенного механика о возможных реверсах или о переводе СЭУ в маневренный режим; по готовности СЭУ делает пробный реверс; сверяет часы на мостике и а машинном отделении; если необходимо, дает указание о закрытии и опломбировании клапанов судовых систем стока за борт;
-переносит счисление пути на карту достаточно крупного масштаба, проверив отметку о ее корректуре; обращает внимание на содержание корректуры по ПРИП и НАВАРЕА, НАВИП; подготавливает навигационные пособия, в том числе содержащие местные правила плавания и информацию о ширине режимных вод;
-включает вторую рулевую машину, если одновременная эксплуатация двух рулевых машин технически возможна;
-проверяет установку пеленгаторов на крыльях мостика, включение УКВ радиостанции; сличает компасы, включает РЛС и эхолот, убирает выдвигаемый датчик лага (если имеется угроза его повреждения);
-проверяет средства звуковой и световой сигнализации, машинный телеграф, связь с машинным отделением;
-подготавливает необходимые флаги, сигнальные огни и знаки, сигнальный прожектор;
-определяет место судна;
-делает распечатку на ленте реверсографа и сличает его время с судовым, делает временную отметку на курсограмме;
-контролирует закрытие дверей в водонепроницаемых переборках,
-переходит, если необходимо, на ручное управление рулем; инструктирует и выставляет матроса-наблюдателя; готовит якоря к отдаче, проверяет связь с баком;
-если маршрут проходит через лимитированные для судна глубины, рассчитывает осадку носом и кормой, необходимый запас глубины под килем с учетом крема (в том числе динамического), просадки, волнения и навигационного запаса;
-предупреждает капитана о подходе к указанной им точке;
-по указанию капитана вызывает на мостик подвахтенных судоводителей для усиления вахты;
-следит за оповещениями по УКВ связи о движении судов и навигационными предупреждениями и сам своевременно делает оповещения;
-следит за положением, сигналами, маневрами других судов.