Определение места судна с использованием РЛС



Радиолокационная станция (РЛС) — устройство, предназначенное для обнаружения надводных объектов и измерения направлений и расстояний до них.
Принцип действия РЛС основан на излучении и приеме отраженных от объектов радиоволн. Полученные наблюдения (расстояния, курсовые углы, пеленги), которые снимаются с индикатора, используются для определения места судна, его проводки в узкостях, тумане и для безопасного расхождения с другими судами. Каждый облучаемый объект виден на экране РЛС в виде светлого пятна или полосы эхо-сигнала, отличающихся по величине, яркости и форме (рис. 8).

Радиолокационные изображения объектов и судов

Радиолокационные изображения объектов и судов

Рис. 8. Радиолокационные изображения объектов и судов
Точность определения места и обеспечения безопасности плавания зависят от умения судоводителя опознавать объекты по изображению на индикаторе местности и его натренированности брать направления (пеленги) и расстояния до этих объектов. Расстояние до объекта измеряется на экране РЛС с помощью колец дальности, а отсчет курсового угла производится относительно диаметральной плоскости (по курсу) по неподвижной шкале при наведении на цель (изображение объекта) визира. Одновременно с измерением курсового угла (КУ) снимается с компаса курс судна (КК). Истинный пеленг рассчитывается по формуле:
ИП = КК ± ?К ± КУ
Радиолокационная станция применяется главным образом для определения места судна по измеренным расстояниям. При наличии точечных или имеющих характерные очертания ориентиров можно для этого использовать и радиолокационные пеленги.
Так как изображение берегов на экране только лишь в общих чертах совпадает по своему виду с их изображением на карте, то при подходе к берегу с моря, возникает задача опознавания района нахождения судна, а также объектов, эхо-сигналы которых видны на ИКО и которые затем могут быть использованы для определения места судна.
Опознавание береговой черты. Основными признаками для опознавания берега являются конфигурация береговой черты, отдельно лежащие в море скалы, островки и т. п. Для опознавания нужно использовать также все навигационные средства, особенно такие, как измерение глубин и радиопеленгование. Это в значительной степени поможет разобраться в изображении берега на экране. Изображение при этом следует ориентировать относительно меридиана
Опознавание береговых объектов для последующего определения места судна может производиться несколькими способами.
1) Способ веера.
Наблюдатель быстро измеряет пеленги и рас¬стояния до характерных объектов а, в, с, d, e, f (рис. 9а). Затем на кальке прокладывает линию пути судна и из любой точки этой линии по измеренным пеленгам и расстояниям в масштабе карты наносит места объектов — а’, в’, с’, d’, e’, f’ (рис. 9б). Наложив кальку на карту в районе счисляемого места, перемещает ее до тех пор, сохраняя параллельность линии пути, пока точки а’, в’, с’, d’, e’, f’ не совпадут с характерными объектами на карте. Точка пересечения пеленгов и будет приближенным местом судна, а объекты на экране можно считать опознанными. Для большей уверенности наблюдения следует повторить несколько раз, связывая полученные точки счислением.

2) Способ траверзных расстояний.
Наблюдатель измеряет расстояния до объекта, эхо-сигналы которых видны на экране, когда они приходят на один и тот же КУ, лучше всего на траверз, и в момент измерения расстояний замечает время и отсчет лага. Затем на листке кальки прокладывает линию курса со счислимыми точками каждого измерения. Из соответствующих точек по КУ и расстоянию наносит объекты. Кальку на¬кладывает на карту и перемещает, как и в первом случае. В результате совпадения объектов наблюдатель получает уточненное положение линии пути и опознанные объекты на экране РЛС.

Измерение расстояний

Измерение расстояний

Рис.9 Измерение расстояний.





Похожие статьи





Добавить комментарий

Рекомендуем

Заказать новую работу