Особенности управления судами с различными движительно-рулевыми компоексами

Особенности управления и маневрирования судов зависят от технических средств, обеспечивающих управление судном. Основными средствами управ-ления современных водоизмещающих судов являются рули, поворотные насадки, винты регулируемого шага и средства активного управления. На управляемость судна влияет и количество винтов,
Винты, устанавливаемые на судне, могут быть с неподвижными лопастя-ми — винты фиксированного шага (ВФШ), винты с поворотными лопастями (ВРШ), при этом как те, так и другие могут быть левого или правого вращения (шага).
Винтом правого вращения называется винт, который при работе на пе-редний ход вращается по направлению часовой стрелки, если смотреть с кормы на удаляющееся от нас судно. Винтом левого вращения называется винт, кото-рый при работе на передний ход вращается против часовой стрелки.
Выполненный в предыдущих разделах анализ воздействия сил и момен-тов, обусловленных работой винта и перекладкой руля на корпус движущегося судна, позволяет сделать определенные выводы.
9.1. Особенности маневрирования одновинтового судна.

Эффективность руля и его влияние на управляемость возрастает с увели-чением скорости движения судна. Однако для разворота судна на большой 68
скорости требуется и большой угол перекладки руля. В режиме пассивного торможения эффективность руля падает, но достаточна для изменения направ-ления движения судна или удержания его на курсе, в то время как при активном торможении «судно не слушает руля» т.е. наблюдается потеря управ-ляемости.
Силы, возникающие на винте, наиболее ощутимо влияют на поворотли-вость при отсутствии хода. Тем не менее, судно, движущееся передним ходом с рулем, установленным в ДП, стремится уклониться в сторону направления вращения винта. Поэтому, как на переднем, так и на заднем ходу, поворот суд-на в сторону вращения винта, осуществляется быстрее и с меньшим радиусом. Это положение справедливо для судов, движущихся с дифферентом на корму и не имеющих крена. При наличии крена диаметр циркуляции в сторону повы-шенного борта уменьшается из-за перераспределения гидродинамических сил, действующих на корпус судна.
Влияние ветра на движущееся судно проявляется через изменение скоро-сти движения и появление угла дрейфа. Поскольку центр давления и центр парусности в общем случае не совпадают, то судно может либо уваливаться, либо приводиться к ветру. Чаще всего поведение судна зависит от архитектуры надводного корпуса и особенно сильно проявляется у судов, дрейфующих без хода. Такое положение требует от судоводителей постоянного изучения по ведения своего судна при различных скоростях движения и разными курсами относительно ветра.
При маневрировании судна, особенно в стесненных условиях (в узкостях, каналах и при швартовных операциях) судоводитель должен учитывать сле-дующие положения:
на одновинтовом судне среднего тоннажа поворот предпочтительнее вы-полнять в сторону вращения винта;
маневрируя на малых скоростях (при швартовых операциях), для измене-ния направления движения судна следует использовать так называемые «сильные маневры»: реверс двигателей осуществлять на полных маневренных оборотах; руль перекладывать срезу на большой угол; не допускать значитель-ного разгона судна, т. к. эффективность поперечных сил, возникающих на винте, падает с увеличением скорости движения судна; стабилизации судна на курсе или изменения направления движения без разгона использовать им-пульсное воздействие движителя на перо руля — толчок.
Следует особо выделить управление крупнотоннажными судами. Обладая большой массой, эти суда обладают и большой инерционностью, при этом неустойчивы на курсе (как было показано см. раздел 5.1). Для изменения на-правления движения требуется более длительное воздействие возмущающих сил, но если судно пробрело достаточную угловую скорость вращения, потре-буется значительное время для возвращения его к первоначальному курсу. Аналогичное явление наблюдается и при разгоне и торможении судна. Крупно-тоннажные танкеры и балкеры под воздействием ветра проводятся — стремятся выйти носом против ветра, особенно при движения по инерции. На управляе-
69
мость крупнотоннажных судов более заметное влияние оказывают малые глу-бины и ограничения фарватера.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама