Экипаж судна обязан строго соблюдать пожарно-профилактический режим и выполнять все мероприятия по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности судна при любых условиях его эксплуатации. Весь командный состав должен в совершенстве знать устройство и конструктивные особенности судна, мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров, а также тактику борьбы с ними. Для предупреждения несогласованных действий, а иногда и паники во время пожара командный состав должен проверять знания подчиненными их обязанностей по борьбе с пожарами. Особое внимание следует обратить на членов судового экипажа, которые при борьбе с пожаром должны работать в дыхательных изолирующих приборах, аппаратах. Допуск членов судового экипажа к работе в дыхательных изолирующих аппаратах оформляют приказом по судну, а их практические навыки проверяют ежегодно.
Если судно находится на стоянке в порту, то назначают стояночную вахту (дежурство). Из членов экипажа комплектуют пожарную вахту в количестве, необходимом для пожарной безопасности судна. Их инструктаж по вопросам, связанным с обязанностями по борьбе за живучесть судна, возлагается на вахтенного помощника капитана.
На судах водоизмещением более 3000 т во время стоянки в порту дополнительно организуют дозорную службу для своевременного обнаружения пожара. На судах водоизмещением менее 3000 т эти функции возлагают на вахтенную службу и пожарную вахту, в обязанности которых входит обход служебных и производственных помещений по утвержденному капитаном судна маршруту не реже чем через 1 ч в ночное время и через 2 ч в дневное время. На судах в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения.
Все системы пожаротушения должны быть всегда готовы к немедленному действию. При общесудовой тревоге по борьбе с пожаром и при транспортировании взрыво- и пожароопасных грузов водопожарная система должна находиться под рабочим давлением, резервные пожарные насосы должны быть в готовности, ко всем пожарным кранам должна быть подведена вода.
Одной из причин пожара является курение. Поэтому приказом по судну отводятся специальные места для курения, где устанавливаются металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала. Следует всегда помнить: перед тем, как бросить окурок, рекомендуется смочить его водой.
Опасно курить в постели. Пожар может возникнуть при попадании горящего табака на постельное белье. Образующийся при этом дым способствует дремоте и может вызвать удушье прежде, чем пожар будет выявлен. Каждый член экипажа должен знать, что курение запрещено в грузовых трюмах и на открытых палубах Об этом должны напоминать предупреждающие таблички: «Не курить»
Возникновение пожаров предотвращается строго соблюдаемым пожарно-профилактическим режимом, который запрещает загромождать жилые и служебные коридоры, выходы, внутренние и наружные трапы разными предметами; нельзя под внутренними трапами организовывать кладовки для хранения горючих, легковоспламеняющихся и опасных в пожарном отношении веществ и материалов.