Внешняя архитектура судна, судовые помещения, их расположение иназначение

Суда гражданского флота или военные корабли, независимо от их на-значения, размеров и типа все они имеют много по сути одинаковых элементов конструкций, форм и внутренних помещений.
Так, корпус любого судна или корабля ограничивается днищем, бортами и палубами. В носу он замыкается прочной фигурной балкой — форштевнем, а в корме — ахтерштевнем.
Так как палуб может быть несколько, то первая сверху называется верхней палубой. На крупных добывающих судах ее называют промысловой палубой.
Эта палуба имеет плавный подъем от мидель-шпангоута в нос и корму, называемый седловатостью, которая обеспечивает судну меньшую заливае-мость при ходе на взволнованном море. Устраиваемая конструктивно попе-речная погибь обеспечивает быстрый сток воды, попадающей на палубу во время шторма.
Седловатость верхней палубы совместно с конфигурацией носовой и кормовой оконечностей характеризуют внешнюю форму основного корпуса судна.
Носовая оконечность замыкается форштевнем. У обычных морских судов он прямой с наклоном вперед, что придает надводной части корпуса стремительность и улучшает всхожесть судна на волну. На быстроходных транспортных судах подводная часть форштевня имеет форму бульба, выне-сенного вперед, а над водой он имеет так называемое клиперское образование, позволяющее получить устремленно-летящую вперед форму. Помимо чисто архитектурно-эстетического вида, такая форма носовой оконечности уменьшает волнообразование и заливаемость верхней палубы во время хода судна.

Кормовые оконечности наиболее часто имеют округлую, так называемую крейсерскую форму. Но на многих рыболовнодобывающих судах, а также сухогрузных транспортных устраивается плоская в надводной части (транцевая) и округло-крейсерская в подводной части корма.
Внешняя архитектура судна помимо формы основного корпуса зависит от числа, формы и расположения надстроек и рубок, размещающихся на верхней палубе. При этом надстройки являются продолжением бортов судна, а рубки имеют меньшую ширину и между их бортовыми стенками и бортами корпуса имеются проходы.
По числу и расположению надстроек различают трех-, двух- и одно-стровные архитектурные типы судов, а также суда со сплошной надстройкой по всей длине судна и гладкопалубные суда без надстроек, у которых имеются только рубки.
Надстройки трехостровных судов: в носу — бак, в корме — ют и средняя надстройка.
Двухостровные суда чаще всего имеют надстройки бака и юта. Они могут иметь также удлиненный бак или удлиненный ют, когда средняя надстройка сливается с баком или ютом.
Одноостровные суда имеют только бак или ют.
На архитектуру судна значительное влияние оказывает местоположение машинного отделения по длине судна, так как это определяет расположение жилых помещений и дымовой трубы. В настоящее время практически все нефтеналивные, навалочные и большинство сухогрузных судов имеют кор-мовое расположение машинного отделения и жилой надстройки.
На внешний вид судна значительное влияние оказывают такие детали, как форма и размеры дымовой трубы, тип, количество и расположение мачт и их такелажа, грузовых устройств и других менее существенных конструкций.
Трансформация внешней архитектурной формы судна хорошо просле-живается по рис. 1.1.
Если в 60-х годах надстройки, рубки и дымовая труба имели обтекаемые формы, отличавшиеся сложностью их изготовления, то в последние годы их стали заменять упрощенные плоские конструкции, технологически более ра-циональные. Это позволяет при их проектировании и изготовлении широко использовать новые, более прогрессивные планировочные решения, автома-тизацию при постройке отдельных конструкций и модульный метод форми-рования и насыщения оборудованием отдельных блоков судовых помещений.
В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяются на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарные, медицинского назначения, мастерские, судового снабжения, емкости (цистерны, танки, диптанки) для топлива, смазочного масла, пресной воды и водяного балласта.

10

Рис. 1.1. Кормовая оконечность танкера:а — постройки 30-х годов; б — постройки 60-х годов; в — постройки 90-х годов

Размещение судовых помещений производится как в основном корпусе, такивнадстройках ирубках.
В носовой надстройке — баке, основное назначение которой состоит в защите судна от заливания водой при ходе на взволнованном море, обычно размещаются помещения судового снабжения (шкиперского имущества, тро-соваякладовая),атакжемалярнаякладоваяифонарная.
В кормовой надстройке — юте, главное назначение которой — защита кормы от воздействия морского волнения, обычно размещаются помещения санитарно-медицинскогоназначенияи жилыепомещения.
В средней надстройке, защищающей машинное отделение от заливания его водой в штормовых условиях, размещаются жилые, служебные, общест-венныепомещенияипомещенияпищеблока.
Устраиваемые на судах рубки предназначены для увеличения объемов и площадей жилых и служебных помещений. Обычно они сооружаются в не-сколькоэтажей(ярусов).
Палубы надстроек и рубок имеют свои названия: палуба бака, палуба юта,палубасреднейнадстройки,палубаходовогомостика.
Внутренний объем корпуса судна разделяется на отсеки при помощи палуб, платформ,поперечныхи продольныхпереборок.
Палубы сверхувниз называются второй, третьей, а последняя- нижней. На двухпалубных судах нижняя называется твиндечной. Платформы — гори-зонтальные перекрытия, в отличие от палуб простирающиеся лишь на участке длинысудна.
Поперечные переборки устраиваются для обеспечения непотопляемости и поперечнойпрочностикорпуса.
Продольные переборки играют разделительную роль и обеспечивают общую продольнуюпрочность корпуса.
На судах всех типов в обязательном порядке устраиваются следующие поперечныепереборки:
-форпиковая(таранная)—перваяотфорштевня; -ахтерпиковая — первая от ахтерштевня;
-переборки,ограничивающиемашинное отделение.
Носовой отсек, образованный форпиковой переборкой, верхней палубой и форштевнем, называется форпиком, а крайний кормовой, образованный ахтерпиковой переборкой, верхней палубой и ахтерштевнем, называется ах-терпиком. Эти отсеки используются для хранения запасов пресной воды и приемабалластазабортнойводы.
Впереди форпиковой переборки устроен цепной ящик, куда по поход-номуукладываютсяякорныецепи.
Над ахтерпиком устраивается помещение, называемое румпельным отде лениемислужащиедляразмещениявнеммеханизмоврулевогоустройства.
Кроме рассмотренных основных помещений, на судах в зависимостиот их типов и назначения устраивается целый ряддругих помещений.

12

Представление о них можно получить, рассмотрев наиболее распростра-ненные типы судов, такие как сухогрузные, танкеры и крупные рыбодобы-вающие.
Сухогрузные суда (см. рис. 1.2, а).
На этих судах, а также на добывающих, за исключением самых малых, устраивается второе дно, которое простирается от форпиковой до ахтерпико-вой переборки и предназначено для защиты судна при получении им про-боины в днище. Если настил второго дна у бортов заканчивается наклонным листом, то по бортам образуются пространства, называемые льялами, которые служат для сбора воды, образующейся при отпотевании бортов и при мойке трюмов.
Отсеки (танки) междудонного пространства используются для хранения судовых запасов топлива, смазочного масла и пресной воды, а также для приема балласта забортной воды при плавании без груза (в балласте). Для предохранения пресной воды от загрязнения топливом или маслом из смежных отсеков, они разделяются специальными узкими, всегда пустыми поме-щениями, называемыми коффердамами.
Нередко оказывается, что объемов танков двойного дна, фор- и ахтерпи-ка не хватает для балластировки при плавании судна без груза. В таких случаях устраиваются дополнительные глубокие емкости, называемые дип-танками. Они размещаются либо горизонтально, либо вертикально.
На судах, где машинное отделение размещено в средней их части, для пропуска валопровода, передающего вращение от главного двигателя к греб-ному винту, устраивается специальное помещение, называемое туннелем (коридором) гребного вала, который у ахтерпиковой переборки имеет рас-ширение, называемое кормовым рецессом.
При кормовом расположении машинного отделения устройство туннеля не требуется. Такое его размещение имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, сокращается длина линии валопровода, что значительно упрощает его конструкцию и обслуживание. Во-вторых, высвобождаются объемы в средней части корпуса, удобные для перевозки грузов. В третьих, отсутствие туннеля, проходящего через кормовые трюмы, увеличивает их полезную кубатуру и улучшает условия проведения в них грузовых операций.
Выше настила второго дна располагаются грузовые отсеки, длина которых ограничивается поперечными переборками. Их количество и места установки определяются из условий обеспечения непотопляемости судна.
При этом, если перевозимые грузы не боятся укладки штабелем любой высоты, или транспортируются насыпью (лесовозы, зерновозы, рудовозы), то высота грузовых отсеков не ограничивается устройством палуб и платформ и они называются трюмами. Во всех остальных случаях приходится учитывать прочность тары-упаковки и часть груза принимается в междупалубные про-странства-помещения, называемыетвиндеками.

Рис. 1.2. Схемы судовых помещений:а -сухогрузного судна; б — танкера; в — рыбодобывающего

14

Для того чтобы в трюмы и твиндеки можно было удобно и быстро при-нимать грузы, в палубах устраиваются вырезы для грузовых люков, которые надежнозакрываютсяводонепроницаемымизакрытиями.
Танкеры (наливные суда) (см. рис. 1.2, б)
Эти суда сконструированы специально для транспортировки жидких грузов (сырой нефти, нефтепродуктов, пресной воды, растительных масел, кислот).
Из-за высокой подвижности таких грузов приходится заблаговременно принимать целый ряд мер, предохраняющих судно от опрокидывания при переливании жидкостей во время качки, а также обеспечивающих сохранение прочности корпусных конструкций пригидравлических ударах.
Главными мерами являются ограничения длины и ширины грузовых танковпостановкойпоперечныхи продольных переборок.
Машинное отделение танкеров всегда устраивается в корме, а непосред-ственно перед ним располагают насосное (помповое) отделение для прове-дениягрузовых операций по перекачкегрузов.
Для облегчения и улучшения удифферентовки в носовой части корпуса предусматривается устройство диптанка, а иногда и сухогрузного трюма не-большихразмеров.
Для пожарной безопасности грузовые танки ограничиваются вертикаль-нымикоффердамами.
Наличие двойного дна до недавнего времени требовалось лишь под ма-шиннымотделением.
Однако интенсивное развитие мировых нефтеперевозок морем, повлекшее за собой рост числа аварий с загрязнением больших водных акваторий, вынудило пересмотреть требования, предъявляемые к конструкции судов этого типа. И в настоящее время все нефтетанкеры дедвейтом более 5000 т должны иметь двойное дно и двойные борта на всем протяжении от форпикадо ахтерпика.
Танкеры — суда двух- или одноостровного типа с жилой ютовой над-стройкой ирубками в три, четыре яруса надней.
Рыбодобывающие суда (см. рис. 1.2, в)
На больших добывающих судах помещения твиндеков, а иногда и трюмов используются для размещения обрабатывающих цехов и другого техно-логического оборудования, а также жилых помещений производственного персонала.
В удлиненной средней надстройке с рубками в несколько ярусов разме-щаются жилые помещения экипажа, служебные, медицинского назначения, общественные,пищеблокаиряддругих.
Как правило, машинное отделение на таких судах располагается в средней части, что обеспечивает наличие свободных площадей в кормовой части промысловойпалубыдляработысорудиямилова.

Из-за недостатка объемов отсеков двойного дна и пиков предусмотрено устройство диптанков, обеспечивающих нормальную балластировку.
На производственных и приемно-транспортных рефрижераторах, а не-редко и на плавбазах машинное отделение располагается в корме.
Так как крупные плавбазы и консервные заводы выполняют функции производственных, сухогрузных и рефрижераторных транспортных судов, пассажирских и нефтетанкеров, то состав и расположение их судовых поме-щений существенно отличается от судов, рассмотренных выше. Обычно эти суда имеют 3…4 палубы, необходимых для размещения многопланового технологического оборудования и производственного персонала порядка 400…500 чел. Для размещения инженерно-технических служб и аппарата управления плавбазы имеют развитые надстройки и многоярусные рубки.

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу