Обеспечение безопасности докеров, занятых в обработке опасных грузов
Общие положения
К производству погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста и прошедшие предварительный медицинский осмотр и инструктаж на рабочем месте. Докеры, занятые на перегрузке опасных грузов, должны пройти обучение методам оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; они обязаны периодически, но не реже 1 раза в 6 мес., проходить медосмотры. Если рабочие заняты обработкой грузов с разными степенями опасности, то частота периодических медосмотров устанавливается по категории груза, представляющего наибольшую опасность для здоровья человека. Если имеются медицинские противопоказания, перечисленные по каждой группе опасных грузов в соответствующих разделах распорядительных документов, а также выраженные заболевания (дефекты) челюстно-лицевого аппарата, препятствующие применению аппаратов защиты органов дыхания, такой рабочий к производству погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами не допускается.
Докеры, допущенные к перегрузке опасных грузов, должны знать:
— знаки и символы опасности, установленные для каждого класса или подкласса обрабатываемых опасных грузов;
— маркировку, содержащую отличительный текст и предупредительные знаки, предписывающие способ обращения с опасным грузом.
Опасные грузы, свойства которых не известны, к перегрузке не допускаются.
Перегрузочные средства и инвентарь, используемые при перегрузке опасных грузов, должны быть в технически исправном состоянии и отвечать требованиям пожарной безопасности. Грузозахватные устройства и приспособления к кранам и погрузчикам, предусматриваемые рабочими технологическими картами (РТК), должны соответствовать следующим требованиям:
— тип и конструкция грузозахватных устройств и приспособлений должны обеспечивать сохранность тары;
— рабочие детали (органы) захвата, непосредственно соприкасающегося с тарой взрывоопасного и легковоспламеняющегося груза или грузов, выделяющих взрывоопасные газы или пары, должны быть выполнены из материалов, исключающих возможность искрообразования;
— использование грузозахватных устройств затяжного и зажимного типов допускается только при перегрузке грузов, упакованных в прочную тару;
— при осуществлении перегрузки взрывоопасных, легковоспламеняющихся грузов, а также кислот и щелочей, не следует использовать стропы и канаты, изготовленные из материалов растительного или синтетического происхождения.
Докеры, участвующие в производстве погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам, должны иметь средства индивидуальной защиты (СИЗ), рекомендованные в РТК. Спецодежда и спецобувь должны быть исправными и не стеснять движений. Докеры должны пройти обучение приемам использования СИЗ и знать следующие основные СИЗ:
— изолирующие дыхательные приборы, обеспечивающие полную изоляцию органов дыхания человека от окружающего воздуха, которые используются при недостатке кислорода в рабочей атмосфере (менее 16 об. %) и повышенном содержании в ней вредных веществ. К ним относятся изолирующие противогазы, работающие на сжатом кислороде или воздухе, например, ПШ-1, ПШ-2, АСВ-2 и т.п.;
— фильтрующие противогазы, применяющиеся в атмосфере, содержащей кислорода не менее 16 об. % (для противогазов марок СО и М – не менее 18 об. %);
— защитные очки;
— профилактические пасты и мази, применяющиеся для открытых участков кожи и предотвращающие вредное воздействие паров, газов, брызг и пылевидных частиц. Известны, например, мазь № 1 проф. Селисского, ХИОТ-6, ИЭР-1, паста проф. Селисского, отмывочно-защитная паста с солидолом, пасты «биологические перчатки» и «невидимые перчатки».
Все СИЗ, применяемые при проведении погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, необходимо подвергать периодическому контрольному осмотру, чистке, дезинфекции и испытаниям в соответствии с требованиям ГОСТов и инструкций.
Запрещается принимать пищу и курить на рабочих местах. Места для курения размещаются не ближе чем в 50 метрах от мест производства работ и оборудуются соответствующим пожарным инвентарем.
Основные требования безопасности перед началом работы
Перед началом работы производится инструктаж по мерам безопасности и производственной санитарии при работе с опасными грузами. Особое внимание обращается на применение СИЗ, описание свойств груза, требования к упаковке, способы тушения пожара, а также требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности. Проверяется исправность и комплектность спецодежды, спецобуви и необходимых для работы СИЗ, сдаются курительные принадлежности. При подготовке рабочего места обеспечиваются его чистота, отсутствие скользких поверхностей, отсутствие загроможденности, достаточная освещенность (не менее 50 лк). В случае обработки токсичных газов, а также грузов, отнесенных к классам 3-6 и 8, на рабочих местах, расположенных в закрытых складских помещениях, трюмах, вагонах и т.п., необходимо обеспечить циркуляцию воздуха. В случае обработки токсичных газов, а также грузов, отнесенных к классам 3-6 и 8, на рабочих местах, расположенных в закрытых складских помещениях, трюмах, вагонах и т.п., необходимо обеспечить циркуляцию воздуха.
Осуществляется подготовка и проверка исправности грузозахватных устройств, приспособлений, инструмента и другого используемого инвентаря. Места обработки и хранения опасных грузов классов 1 и 2 должны быть ограждены и иметь соответствующие предупредительные надписи и плакаты.
При подготовке грузового помещения (твиндека, трюма) к погрузке опасного груза в первую очередь следует изготовить сплошной деревянный настил (пайол) и обшить борта, перегородки и судовой подбор щитами из досок на высоту укладки груза. При этом необходимо проверить обшивку всех выступающих металлических конструкций на бортах, перегородках и т.п. Головки гвоздей должны быть утоплены.
Перед погрузкой легковоспламеняющихся, огне- и взрывоопасных грузов комингсы люков должны быть надежно обшиты брезентом, мешковиной или деревянными щитками, а крановая подвеска (крюк, стальные стропы) должна быть защищена канатом, изготовленным из материала растительного происхождения.
При загрузке твиндека или трюма неопасным грузом, на который предстоит укладывать опасный груз, необходимо проверить, чтобы ранее погруженный груз был уложен ровно, не имел выступов, впадин, а борта и перегородки были выложены этим грузом на высоту укладки опасного груза. Полы склада, где хранятся дымные пороха и инициирующие вещества, должны быть выстланы циновками, ковриками или дорожками из мягких тканей.
При гололеде территория у мест погрузки-выгрузки опасных грузов должна быть посыпана песком.
При осуществлении работ с опасными грузами, отнесенными к 3-му классу опасности, располагаемыми в помещениях с источниками тепловыделения, имеющими температуру более 50о С, если расстояние до нагревающейся переборки составляет менее 6 м, необходимо выполнять следующие требования:
— переборку и палубу в наиболее нагреваемых местах необходимо покрыть теплоизоляционным материалом толщиной не менее 75 мм;
— установить временную деревянную переборку толщиной не менее 50 мм, оклеенную прочной бумагой, на расстоянии 400 мм от нагреваемой переборки и пространство заполнить на одну треть высоты песком;
— установить временную деревянную переборку толщиной 25 мм, набранную в шпунт или в гребень, на расстоянии 900 мм от нагреваемой переборки, а пространство заполнить песком на высоту 1,8 м в трюме и 0,9 м в твиндеке.
При подготовке к погрузке навалочных грузов следует принять необходимые меры по предотвращению запыленности рабочих мест и окружающей территории. Перед погрузкой сажи и угля в трюм следует чисто убрать и удалить остатки предыдущего груза (особенно, если перевозились нефтепродукты, растительные и животные масла, нитраты, сера и т.п.). Перед погрузкой жмыха (шрота) в мешках на пайоле трюма или твиндечной палубе следует уложить деревянные брусья с интервалом около 10 см для обеспечения циркуляции воздуха. Древесина, из которой изготовлен настил, должна быть чистой и сухой.
При перегрузке волокнистых грузов, имеющих металлические детали крепления, комингсы следует укрывать брезентом, матами и т.п., предотвращающими искрообразование.
Основные требования безопасности во время работы
В ходе работы докер обязан выполнять только порученную ему работу, не принимать участия в других, не порученных ему работ, без разрешения руководителя и не покидать рабочее место без разрешения.
Требования безопасности при перегрузке опасных грузов 1 класса опасности.
Опасные грузы 1 класса опасности должны грузиться на судно после всех остальных грузов, а выгружаться первыми.
Во время загрузки судна запрещается:
— при перемещении краном оставлять груз «на весу» даже на короткий срок. В этом случае сигнальщик должен потребовать от крановщика опустить груз в указанное место;
— перемещать в вертикальном или горизонтальном направлении неустойчиво уложенный груз или груз, застропленный с отклонениями от технологических требований.
При обработке контейнеров с опасными грузами 1 класса, кроме общих правил перегрузки контейнеров, необходимо:
— размещение, установку и крепление контейнеров на судне производить под руководством судовой администрации и производителя работ в соответствии с грузовым планом судна;
— контейнеры на складе устанавливать только в один ярус, чтобы при необходимости была бы обеспечена возможность их вскрытия в любой момент.
При обработке контейнеров с опасными грузами 1 класса, кроме общих правил перегрузки контейнеров, необходимо:
— размещение, установку и крепление контейнеров на судне производить под руководством судовой администрации и производителя работ в соответствии с грузовым планом судна;
— контейнеры на складе устанавливать только в один ярус, чтобы при необходимости была бы обеспечена возможность их вскрытия в любой момент.
Разрядные грузы следует укладывать плотными рядами по всей площади, чтобы исключалась возможность их смещения. При необходимости груз должен быть надежно закреплен при помощи деревянных стоек, упоров и клиньев. Лазы и люковые закрытия не загромождать, обеспечить проходы шириной не менее 1 м между штабелями груза к пожарным постам, аварийному имуществу и местам для забора воды, топлива и т.п.
В процессе производства погрузочно-разгрузочных работ запрещается:
— пользоваться для освещения открытым огнем. Разрешается пользоваться только аккумуляторными и карманными электрическими фонарями во взрывозащищенном исполнении;
— производить в зоне грузовых операций ремонтные работы с применением газо- и электросварки.
При укладке на складах грузы следует располагать на расстоянии не менее 0,7 м от стен склада, причем расстояние между штабелями должно быть не менее 2 м; ширина продольных и поперечных проездов определяется в зависимости от применяемых средств механизации, но должна составлять не менее 3,5 м.
Требования безопасности при перегрузке грузов класса 2.
При обработке не допускаются соударения, толчки, удары баллонов о другие предметы, а также их падение. Перемещать баллоны массой более 30 кг должны не менее двух рабочих, причем не допускается поднимать баллоны за навинченный предохранительный колпак или вентиль.
При работе со сжатыми газами запрещается:
— укладывать баллоны на любой другой опасный груз;
— работать со сжиженными газами без рукавиц и спецодежды;
— перегружать баллоны, у которых неисправна арматура, поврежден корпус, истек срок освидетельствования или нет клейма.
Укладку баллонов следует производить в местах, легкодоступных для их наблюдения и беспрепятственного удаления в случае возникновения опасной ситуации. Баллоны с газом в горизонтальном положении следует укладывать таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом и с конструктивными элементами из металла, для чего следует использовать деревянные стеллажи, подкладки и прокладки из досок и брусьев. Каждый ряд баллонов следует надежно закреплять. Высота штабеля баллонов должна быть не более 5 рядов или 1,5 м, причем, в штабеле должно быть не более 50 баллонов с вентилями, расположенными по одну сторону. Укладку баллонов в вертикальном положении необходимо производить только в специальные ящики, на стеллажи или в клети. Крепление баллонов во всех случаях должно исключать их перемещение.
Сосуды с охлажденными сжиженными газами следует укладывать с особой осторожностью в вертикальном положении и прочно закреплять, не допуская их опрокидывания или наклонения.
На палубе судна укладка баллонов с газами разрешается при следующих условиях:
— если борта (или фальшборта) судна имеют достаточную высоту, обеспечивающую защиту груза от механического воздействия воды;
— если обеспечивается расстояние не менее 7,5 м между легковоспламеняющимися газами и другими опасными грузами;
— если имеются сооружения или навесы, защищающие баллоны от прямых солнечных лучей. Брезент, используемый как покрытие баллонов и соприкасающийся с ними, не считается соответствующей защитой.
Баллоны с любым газом нельзя укладывать в трюмы, загруженные полностью или частично углем. При перемещении грузов кранами для смягчения ударов о металлические конструкции судна, либо о комингсы люков, их следует укрывать брезентом или матами, а в трюме на просвете люка должна быть устроена подушка из матов или мешков с опилками, на которую устанавливается груз. Баллоны с газами на складах следует укладывать на расстоянии не менее 1 м от любого источника тепла, при этом проходы между штабелями должны быть шириной 1,5-2 м. Баллоны с охлажденными сжиженными газами следует располагать только в вертикальном положении в специальных устройствах, исключающих опрокидывание. Допускается складирование и хранение баллонов с газами отдельными партиями на крытых и открытых площадках в количестве не более 50 баллонов в одном штабеле, причем, штабель должен быть укрыт брезентом и расстояние его от места налива-слива цистерн и мест хранения ЛВЖ должно быть не менее 100 м.
Требования безопасности при перегрузке грузов класса 3.
При перевозке легковоспламеняющихся жидкостей в таре на палубе судна укладку их необходимо производить следующим образом:
— бочки – пробками сверху в один ярус правильными рядами на настилы из досок, хорошо закрепив их;
— бидоны – плотными рядами на деревянные настилы, высотой не более двух ярусов при надежном креплении;
— стеклянные бутыли – на деревянные настилы, в 1 ярус в наиболее свободных от проходов местах при креплении их с боков и сверху досками.
В подпалубное пространство укладку груза следует производить сплошными рядами, заполняя им всю площадь помещения таким образом, чтобы груз при качке судна не мог перемещаться. При этом необходимо использовать сепарационный и крепежный материал: прокладки, клинья, брусья и т.п.
От переборки, температура которой может превышать 50о С, груз следует укладывать на расстоянии не менее 6 м.
Упаковки с кислотами, щелочами и другими едкими и токсичными веществами переносить на спине запрещается. Бутыли должны перемещать двое рабочих за ручки корзин или обрешетку на высоте 15-25 см от пола или на носилках со специальными гнездами, либо на тележках. Поднимать бутыли вручную на уровень плеча или брать с такой высоты запрещается.
Перекатывать бочки во избежание соударения следует руками от себя, причем руки не должны находиться со стороны торцов бочек. Поврежденные бочки перекатывать запрещается. Автомобили и погрузчики, работающие на жидком топливе, должны быть оборудованы огнетушителями и искрогасителями. При обработке грузов 3 класса опасности заходить в трюм, вагон, складское помещение следует только после вентилирования.
Требования безопасности при обработке грузов классов опасности 4, 5, 6, 8 и 9.
Вещества в стеклянной таре следует укладывать в местах, где не предполагается проведение каких-либо работ. Вещества, способные выделять пары и пыль, образующие взрывоопасные смеси с воздухом, следует располагать в хорошо вентилируемых местах. При погрузке навалочных грузов следует принять необходимые меры по предотвращению запыленности рабочих мест и окружающей территории.
При обработке кип хлопка не допускается применение крючьев, изготовленных из материалов, вызывающих искрообразование. Бочки с фосфором следует укладывать только в 1 ярус, пробками вверх, причем, бочки должны быть надежно закреплены.
На палубе укладка фосфора допускается на расстоянии не мене 7,5 м от других грузов.
Мешки с древесным углем следует укладывать таким образом, чтобы оставалось свободное пространство для циркуляции воздуха. Поврежденные мешки к погрузке не принимаются, а рассыпанные из них вещества удаляются.
Во время дождя или в случаях, когда относительная влажность воздуха составляет более 90%, запрещается производить обработку опасных грузов подкласса 4.3 (вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой).
Укладку и крепление грузовых мест на судне следует производить таким образом, чтобы исключить опасное нагревание тары при ее трении или соударениях при качке.
При обработке селитры аммиачной и удобрений, содержащих нитрат аммония, необходимо выполнять следующие требования:
— для обеспечения циркуляции воздуха и доступа воды в случае пожара, а также предотвращения износа мешков при трении необходимо использовать подстилочный и прокладочный материал из досок, брусьев и т.п.;
— мешки следует укладывать вплотную;
— необходимо обеспечить свободное пространство шириной 50 см между поперечными переборками и грузом.
Палубный груз необходимо надежно защитить от действия волн и атмосферных осадков.
Докеры, принимающие участие в обработке санитарно-опасных грузов, должны через каждые 50 минут работы делать 10-минутный перерыв на отдых и выходить при этом на свежий воздух.
Грузы в ящиках и коробках массой до 80 кг на крытом складе следует формировать в штабель на расстоянии не менее 0,7 м от стен склада, с разрывами не менее 2 м и проездами не менее 3,5 м.
Сформированные на поддоне пакеты штабелируются в 3-4 яруса, причем, пакеты последнего яруса устанавливаются с уступом шириной в 1 пакет со стороны штабелирования и противоположной ей и в 0,5 пакета с двух сторон штабеля. На открытой площадке штабель формируется на расстоянии не мене 25 м от производственных зданий, складов и других открытых площадок с иными опасными грузами, а также от главных путей движения транспорта. Хлопок в кипах на открытой складской площадке штабелируется поштучно (штабель в основании 25×11 м и высота не менее 9 кип), причем нижний слой укладывается на сплошной настил из досок.
На складе хлопок и другие волокнистые грузы следует укладывать таким образом, чтобы расстояние от верха штабеля до стропил или ферм было не менее 1,7 м. Такие грузы, как порошковая сера и т.п., могут штабелироваться на общем складе или площадке отдельными группами на расстоянии не менее 5 м от других грузов.
Самовозгорающиеся грузы (металлы пирофорные и т.п.) штабелируются на открытой площадке на расстоянии не менее 25 м от производственных помещений. Вещества, воспламеняющиеся при взаимодействии с водой, следует складировать только в крытых, сухих помещениях, отдельно от легковоспламеняющихся веществ.
Укладка угля разных марок в одном штабеле не допускается. Для антрацита высота штабеля не ограничивается. При штабелировании угля не следует допускать образования пустот в штабеле, создающих застой воздуха и скопления угольной мелочи.
Складирование фосфора даже в малых количествах не допускается.
Складирование ферромарганца и ферросилиция допускается под навесом или на открытых площадках, но для каждого штабеля необходимо обеспечить сток поверхностных вод и хорошее проветривание. Высота штабеля – не более 3,5 м. Для обеспечения внутренней вентиляции следует устраивать систему дренажно-вентиляционных труб.
Жмых (шрот) следует складировать в закрытых сухих помещениях или под навесами. Допускается его кратковременное хранение на открытых площадках, но с обязательной укладкой на настилы-вымостки с надежным укрытием.
Внутрипортовые транспортные операции могут выполняться любыми погрузчиками, удовлетворяющими требованиям для работы с опасными грузами соответствующих классов, оборудованные необходимыми захватами.
Погрузка и выгрузка пылящих навалочных грузов 4 класса должны производиться преимущественно механизированным способом.
При изменении метеорологических условий, влияющих на состояние опасных грузов таким образом, что оказывается вероятным возникновение аварийных ситуаций или токсическое поражение персонала, работы следует прекратить. Производство ПРР с огнеопасными грузами во время грозы не допускается.
При нарушении целостности тары или упаковки опасных грузов, разлива или россыпи содержимого, появления запаха выделяющихся опасных газов, превышении в рабочей атмосфере концентраций опасных паров, газов или пыли предельно допустимых значений работы необходимо приостановить, причем хождение по рассыпанному или пролитому веществу не допускается.
При обнаружении малейших признаков отравления или раздражения кожи, слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей следует немедленно прекратить работу, обратиться к врачу на соответствующий медицинский пост, сообщив об этом бригадиру (ответственному руководителю работ).
По окончании работы необходимо:
— произвести уборку рабочего места;
— убрать все грузозахватные устройства, приспособления, инструмент и материалы в определенное инструкцией место;
— убрать ограждения опасной зоны на временных участках работы;
— сдать на санобработку спецодежду и принять душ. 045