Допустим, что одновинтовое судно с винтом правого шага идет установившимся полным ходом вперед. Тогда на корму судна будут действовать силы С, D и b. Предположим, что при этих условиях машине дан полный ход назад, тогда:
1) сила набрасываемой струи С, которая действует на перо руля и отклоняет корму влево, сразу пропадает. Вместо этой силы, как только винт начнет вращаться на задний ход, появится сила набрасываемой струи C1, которая будет действовать не на перо руля, а на кормовые обводы судна с правого борта и уклонять корму влево. Но так как судно по инерции будет иметь ход вперед, то корма, продвигаясь вперед, как бы будет уходить от воздействия этой силы. По мере уменьшения инерции переднего хода действие силы C1 будет увеличиваться. Максимального значения она достигнет в момент остановки судна;
2) сила реакции воды D, которая стремится на переднем ходу отклонить корму влево, в первый момент пропадает, а затем начнет действовать в обратном направлении — D1. Значение ее первоначально велико, так как при реверсе лопасти винта встречают огромное сопротивление воды. Эти силы будут стремиться уклонить корму вправо, а нос — влево. В дальнейшем действие силы D1 будет ослабевать по мере гашения инерции переднего хода судна. Своего нормального значения сила D1 достигнет, когда судно получит постоянный задний ход;
3) сила попутного следа b, которая на переднем ходу отклоняет корму влево, будет уменьшаться по мере гашения инерции переднего хода и пропадает в момент его остановки. В самом начале работы двигателя на задний ход при прямом положении руля корма судна стремительно покатится влево под действием мгновенно изменившей направление и резко возросшей силы D1. Нос судна покатится резко вправо. Чтобы не допускать подобного броска кормы и носа или уменьшить его, следует положить руль лево на борт в тот момент, когда машина дает задний ход. На переложенный руль начнет действовать сила А1, противодействующая силе D1.
Рис.2 Действие сил на заднем ходу.
а – набрасываемой струи; б – реакции.
Рис.3 Действие сил на судно.
а — в момент перевода работы гребного винта с переднего хода на задний;
б — при использовании руля