3.7.1. При угрозе обледенения судна надлежит:
• привести в готовность все имеющиеся на судне средства борьбы с обледенением;
• прекратить промысловые и грузовые операции;
• выбрать из воды и уложить в подпалубные помещения орудия лова, а при отсутствии такой возможности — закрепить по-штормовому на штатных местах; рыбные ящики на палубе разобрать, бочки и контейнеры с рыбой, тару, снаряжение и имущество, переносные механизмы и агрегаты убрать с палубы в трюмы и закрытые помещения, а имеющийся в трюмах и других отсеках судна груз разместить возможно ниже палубы переборок и надежно закрепить. Запрещается оставлять орудия лова в подвешенном состоянии;
• опустить и закрепить грузовые стрелы и краны по-походному;
• зачехлить палубные механизмы, швартовные вьюшки и шлюпки;
• установить штормовые леера и леера на палубе;
• привести в рабочее состояние штормовые портики, убрать предметы, находящиеся около шпигатов и портиков и мешающие стоку воды с палубы;
• задраить все грузовые и сходные люки, крышки, горловины, водонепроницаемые наружные двери в надстройках и рубках, иллюминаторы, отверстия воздушных и вентиляционных труб для обеспечения полной водонепроницаемости корпуса судна;
• проверить правильность загрузки судна в соответствии с Информацией об остойчивости судна для капитана, а также количество жидкого балласта и его расположение. Все пустые днищевые цистерны, если позволяет запас высоты надводного борта, запрессовать забортной водой;
• привести в готовность все водоотливные средства и аварийное снабжение;
• проверить исправность палубного освещения и судовых прожекторов;
• принять меры к выводу судна из опасного района. При этом следует учитывать, что подветренные кромки ледяных полей, районы теплых течений и защищенный от ветра район береговой полосы являются хорошим укрытием для судна.
3.7.2. Об обледенении капитан обязан срочно доложить руководителю промысла и судовладельцу, установить и обеспечить с ними и ближайшими судами постоянную радиосвязь.
3.7.3. Борьба экипажа с обледенением должна вестись непрерывно всеми предусмотренными на судне средствами до полного удаления льда.
3.7.4. Борьба с обледенением производится с помощью различного ручного инвентаря, предусмотренного табелем снабжения судов флота рыбной промышленности для борьбы с обледенением. Также могут быть использованы вода под давлением, горячая вода, пар и другие технические средства.
3.7.5. При борьбе с обледенением не следует допускать накопления льда на судне. В первую очередь надлежит освобождать от льда радиоантенны, ходовые огни, спасательные средства, такелаж, рангоут, а также двери надстроек и рубок, брашпиль и якорные клюзы. Необходимо следить за своевременной околкой льда со штормовых портиков и шпигатов для обеспечения беспрепятственного стока воды с палубы.
3.7.6. Если экипаж судна не может своими силами справиться со сколкой льда, следует потребовать помощи от других, более крупных судов, или судов-спасателей.
3.7.7. Очистку от льда больших судовых поверхностей следует начинать с наиболее высоко расположенных конструкций (мостиков, рубок и т. д.), так как даже незначительное их обледенение ведет к резкому ухудшению остойчивости судна. Потерю остойчивости судна следует определять путем сравнения периода качки до начала и во время обледенения. При возрастании периода качки на 20 — 25 % надлежит немедленно принять меры по увеличению остойчивости судна. При обледенении следует избегать курсов судна на попутном волнении, так как может произойти, резкое ухудшение остойчивости.
3.7.8. При возникновении несимметричного обледенения и появлении статического крена удаление льда следует производить в первую очередь со стороны крена судна. В этом случае запрещается выравнивать крен путем перекачки топлива или воды из одной цистерны в другую в связи с опасностью опрокидывания судна. Для уменьшения дифферента на нос допускается перераспределение водяного балласта.
3.7.9. В течение всего времени борьбы с обледенением на судне должно быть обеспечено постоянное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса.