Если падение человека за борт было замечено, то немедленно застопорить машину, переложить руль на тот борт, с которого упал человек. Выбросить спасательный круг с светящимся или свето-дымящимся буем, объявить тревогу, выставить наблюдателя, вызывать капитана. Управление судном переводиться на ручное, днем поднимается флаг «О» по МСС-65.
Вахтенный помощник не всегда может увидеть падение человека за борт. В этом случае приходится осуществлять поиски человека спустя некторое время после его падения.
Маневрирование судна для возвращения к месту падения человека в воду зависит от конкретных условий плавания. Рекомндуется использовать два способа поворота.
«Способ Вильямсона» — поворот в сторону упавшего на заданный угол ? с последующей перекладкой руля на противоположный борт до возвращения на контр-курс. Угол ? для каждого типа судна свой. Поэтому в таблице маневренных элементов судна нужно иметь схемы маневрирования при падении человека за борт, где указываются величины углов ?, определенные расчетно-опытным путем для судна в грузу или балласте.
«Способ коордонат» — поворот в сторону упавшего человека на рассчитанный угол ?=240° с выходом на новый курс ИК=ИК+?. Следуя контркурсом, подходят с наветренной стороны к человеку, находящемуся в воде, и организуют его спасение.