Заказать решение контрольной работы. Заказать контрольную работу недорого можно на нашем сайте. Качественно и в срок выполним контрольную работу по навигации любой сложности. Варианты оплаты. Гарантии. Круглосуточная поддержка.
1.Разность широт и разность долгот
Географические координаты судна в результате сделанного перехода изменяются. Изменения широты и долготы судна называются разностями широт и долгот. Разность широт (РШ) двух точек на земной поверхности измеряется дугой меридиана, заключенной между параллелями этих точек. Наибольшее значение РШ может составить 180°, что соответствовало бы перемещению судна из одного полюса в другой. Если судно перемещалось по какой-либо одной параллели, то РШ равна 0°. Вычисленной РШ приписывается наименование к N или к S в зависимости от того, в каком направлении перемещалось судно. Разность долгот (РД) двух точек на земной поверхности измеряется меньшей из дуг экватора, заключенных между меридианами этих точек. Так как за разность долгот принимается всегда меньшая из дуг экватора, то ее значение не может превышать 180°.
Если при сложении разноименных долгот получено значение, большее 180°, то за РД принимается дополнение до 360°. Такой случай может возникнуть при пересечении судном меридиана 180°. Вычисленному значению РД приписывается наименование к Е или W в зависимости от того, в каком направлении перемещалось судно. Если северной широте и восточной долготе условно приписать знак «плюс» (+), а южной широте знак «минус» (-), то значение РШ и РД можно вычислить по алгебраическим формулам:
РШ = 2 — 1
РД = 2 — 1
(Здесь 2 и 2 — координаты конечной, а 1 и 1 — начальной точек плавания).
Знак результата, полученного при вычислении по формулам, покажет наименования РШ и РД. Если при вычислении РД берется дополнение до 360°, то наименование РД меняется. Чтобы не ошибиться в значении и наименовании вычисляемых РШ и РД, следует хорошо представлять взаимное расположение меридианов и параллелей на земном шаре (см. рис. 3, а и б). На практике бывает нужно найти координаты точки, в которую пришло судно, если заданы координаты пункта отхода, а также РШ и РД, характеризующие положение точки прихода. Вычисления можно произвести по алгебраическим формулам:
2 = 1 + РШ
2 = 1 + РД
(Здесь 2 и 2 — координаты конечной, а 1 и 1 — начальной точек плавания).
2.Выборка магнитного склонения
Обычно выборку магнитного склонения производят с морской навигационной карты, на которой ведут прокладку пути судна. Для этого в различных местах карты помещают данные о магнитном склонении в виде сокращенных надписей, например «магн. скл. 4,5° Оe », что означает: склонение компаса 4,5° остовое; «магн. скл. 2,7° We »—склонение компаса 2,7° вестовое. Иногда эти данные помещают в середине нанесенных на карту изображений картушек компаса. В общем случае данные о склонении на карте приводятся так, чтобы, интерполируя значения между ними, можно было получить величину склонения в любой промежуточной точке.
Если карта охватывает небольшой участок водной поверхности, в пределах которого магнитное склонение практически не меняется, все данные о нем дают в заголовке карты.
Показанные на карте величины магнитного склонения действительны только на определенный год, указанный в заголовке карты. Здесь же приводят годовое изменение склонения. Если оно неодинаково для всей карты, то его величину указывают под каждой сокращенной надписью о склонении. Этими данными можно пользоваться в течение 5—10 лет.
Прежде чем приступить к прокладке пути судна, необходимо склонения на карте в районе плавания судна привести к году плавания. Новые значения склонения следует надписать карандашом вместо прежних, временно зачеркнув их наклонной чертой.
Чтобы получить магнитное склонение для данного года d2, нужно к обозначенному на карте склонению d1 прибавить или от него отнять годовое изменение склонения Δd, помноженное на число лет, прошедших от года, для которого указаны данные о склонении, т. е. d2=d1±nΔd. где nΔd прибавляется к указанному на карте склонению в случае увеличения годового склонения или вычитается — в случае его уменьшения.
Место судна на карте может оказаться между двумя обозначениями склонения, ближайшее из которых имеет величину d’, а другое d”, тогда склонение определяют путем интерполяции. С этой целью все нанесенные на карту склонения, рядом с которыми проходит курс судна, уже приведенные к году плавания, выносят карандашом на рамку карты (верхнюю или нижнюю, ближе к которой расположен курс).
Следует отметить, что судоводитель должен весьма критически относиться к выбранному склонению. Величина магнитного склонения наиболее достоверна вблизи берегов и во внутренних морях. Здесь оно известно с точностью ± 0,25°. Следовательно, в указанном районе суммарная ошибка в принятом для учета магнитном склонении обычно не превышает ± 0,3—0,4°, так как ошибка при приведении склонения к году плавания не превышает ± 0,1°. В океане морские съемки ведутся с большой разрядкой и показанные на картах склонения в основном вычислены по формулам, поэтому их значения могут отличаться от действительных на 2—3°, а иногда и более.
3.Решить задачу.
Дано:
Координаты точки отхода
φ1=31°45.0’S λ1=168°20.0’W
Координаты точки отхода
φ2=74°04.0’N λ2=009°50.0’E
Определить:
РШ, РД.
Решение:
РШ= φ2- φ1=74°04.0’N
-31°45.0’S
=105°49.0’кN
РД = λ2- λ1=009°50.0’E
-168°20.0’W
=178°10.0’кE
4.1. Используя формулы исправления направлений, найти неизвестные величины.
Дано:
ИК=33° ИП=299° d=3.5°W δ=+2.6°
Определить:
КК, КУ, МК, МП, КП
Решение:
КУ=ИП-ИК=299°-33°=94° лев/б
ΔМК=d+δ=-3.5°+2.6°=-0.9°
МК=ИК-d=33°+3.5°=36.5°
МП=ИП-d=299°+3.5°=302.5°
КК=ИК-ΔМК=33°+0.9°=33.9°
КП=ИП-ΔМК=133°+0.9°=133.9°
4.2 Используя формулы исправления направлений, найти неизвестные величины.
Дано:
ИК=202° МК=198.7° КК=197.8° КУ=16° пр/б
Определить:
ИП, МП, КП, d, δ
Решение:
ИП=ИК+КУ=202°+16°=218°
d=ИК-МК=202°-198.7°=3.3°Е
МП=ИП-d=218°-3.3°=214.7°
δ=МК-КК=198.7°-197.8°=0.9°
ΔМК=δ+d=0.9°+3.3°=4.2°
КП=ИП-ΔМК=218°-4.2°=213.8°
4.3 Используя формулы исправления направлений, найти неизвестные величины.
Дано:
ИК=323° КК=321.6° МП=268.2° d=3.8°Е
Определить:
МК, КУ, ИП, КП, δ
Решение:
ИП=МП+d=268.2°+3.8°=272.0°
КУ=ИП-ИК=272.0°-323.0°=51° лев/б
МК=ИК-d=323.0°-3.8°=319.2°
δ=МК-КК=319.2°-321.6°=-2.4°
ΔМК=δ+d=-2.4°+3.8°=1.4°
КП=ИП-ΔМК=272.0°-1.4°=270.6°
Список литературы
1. Готский М.В. Практическая навигация. Издание второе, исп. и доп. –М.Ж»Морской транспорт», 1963.-343с
2. Дмитриев В.И., Григорьев В.Л., Катенин В.А. Навигация и лоция. Учебник для вузов/Под ред. В.И. Дмитриева –М.:ИКЦ «Академкнига», 2004.-471 с.:ил.
3. Ермолаева Г.Г. Справочник капитана дальнего плавания. – М.: Транспорт, 1988. -248 с.