Порядок подготовки судна к морской буксировке, способы крепления буксирного троса, основные рекомендации по управлению судном при морской буксировке

Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, особенно крупнотоннажного судна, маневрирование в портах и узкостях в помощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира.
Буксировочная операция предусматривает: предварительную проработку предстоящего маршрута перехода, предварительные расчеты по буксировке, рекомендации капитанам. Работа выполняется специалистами научных учреждений морского флота и опытными капитанами в том случае, если буксировочная операция планируется заранее. В случае вынужденной (случайной) буксировки эти расчеты должны выполняться капитанами судов на основе принятых в морской администрации страны рекомендаций по буксировке.
Все расчеты, связанные с проведением буксировки сводятся к определе-нию:
— скорости буксировки;
— длины буксирного троса или буксирной линии;
Различают следующие вида буксировки:
1. аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
2. плановая буксировка несамоходных судов и объектов;
3. вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.
Существуют следующие способы буксировки:
— буксировка в кильватер за нос на длинном буксирном тросе (основной способ буксировки – применяется при морских и дальних океанских плаваниях) Lб > 200 м;
— буксировка в кильватер за нос на коротком буксирном тросе (во льдах, в портах, на мелководье, при вспомогательной буксировке) Lб = 30–40 м;
— буксировка в кильватер за корму (применяется при буксировке судов с по-врежденной носовой оконечностью);
— буксировка лагом (борт о борт) – применяется в портах и на хорошо защи-щенных от морской волны акваториях;
— буксировка методом толкания – применяется в основном на реках и озерах, но также известна на море под названием баржебуксирный состав (ББС).
Буксирный караван может состоять как из двух судов, так и из нескольких, как буксирующих, так и буксируемых.
Подготовка судов к предстоящей буксировке должна включать все вопросы, связанные с организацией и обеспечением безопасности буксирной операции:
1. укомплектовать оба судна опытными экипажами (очень важно);
2. снабдить основным и запасным буксирным снаряжением;
3. подкрепить буксирные устройства;
4. обеспечить суда дополнительными средствами аварийной связи;
5. обеспечить аварийно-спасательным имуществом;
6. осуществить проработку предстоящего перехода и наметить вероятные порты-убежища;
7. произвести снабжение обоих судов топливом, водой и запасами, исходя из планируемой продолжительности рейса и с учетом штормовых запасов;
8. рассчитать на прочность детали буксирного снаряжения;
9. рассчитать остойчивость обоих судов;
10. принять меры к уменьшению рыскливости буксируемого судна;
11. подкрепить корпус, надстройки, рубки, палубные устройства;
12. произвести герметизацию объекта, буксируемого без экипажа;
13. предусмотреть способы по борьбе за живучесть судна и меры по снятию людей с объекта.
После подготовки с командным составом обоих судов проводится заключительное совещание по предстоящей буксировочной операции.
Способы крепления буксирного каната:
Весьма распространен метод, при котором буксирный трос прикреплен к якорной цепи и несколько смычек вытравлено за борт. Его преимущества заключаются в следующем: буксирный канат удобно крепится на буксируемом судне; можно и удлинить, и укоротить буксирную линию; тяжелый участок цепи дает сравнительно большую стрелу провеса, которую можно увеличить, не отклепывая от цепи якоря, а закрепив за его скобу буксирный трос и стравив якорную цепь вместе с якорем.
Буксирная линия из якорной цепи, якоря и стального троса, используемая при буксировке аварийного судна, может быть принята как линия, состоящая из двух прямых участков — якорной цепи и троса. При длине вытравленной якорной цепи не более 2—3 смычек, как это делают обычно на практике, и при большой массе якоря, равной примерно массе двух смычек якорной цепи, такое допущение вполне приемлемо для практических расчетов. При ухудшении погоды, когда на буксируемом судне увеличивают длину вытравленном цепи, форма буксирной линии существенно не изменится и участки якорной цепи и троса по-прежнему можно принимать за линии, близкие к прямым.

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу