Классифиция паровых судовых котлов

Сравнительную оценку конструктивных решений и теплотехнических характеристик паровых котлов производят в соответствии с их классификацией. Обычно судовые котлы классифицируют по нескольким признакам:

1. по принципу организации относительного движения теплообменивающихся сред – дымовых газов и воды (это главный признак, определяющий не только конструктивные особенности котлов, но их различия по экономичности и безопасности)- водотрубные и огнетрубные.
В водотрубном котле внутри труб движутся вода и пароводяная смесь, а горячие дымовые газы омывают трубы снаружи. В огнетрубном котле органическое топливо сжигается в размещенных в водяных объемах котла жаровых трубах и топочных камерах, а дымовые газы движутся внутри дымогарных труб. Стремление использовать достоинства и водотрубных и огнетрубных котлов привело к созданию огетрубно-водотрубных котлов, в которых применены оба принципа организации относительного движения теплообменивающихся сред.
2. по назначению – главные и вспомогательные.
3. по характеру движущихся сил, определяющих движение воды и пароводяной смеси – с естественной циркуляцией и принудительным током воды. Процесс естественной циркуляции, т.е. движение воды и пароводяной смеси по замкнутому контуру, происходит вследствие разности плотностей воды и пароводяной смеси и соответствующей компоновки парообразующих элементов. Принудительный ток воды и пароводяной смеси в котле создается специальным насосом. Различают котлы прямоточные, в которых принудительный ток теплоносителя создается питательными насосами, и с искусственной циркуляцией (или многократно принудительной), создаваемой отдельным циркуляционным насосом.
4. по способу подачи воздуха для горения топлива, т.е. по давлению в топке – обычные и с наддувом. В обычном котле воздух подается вентилятором и в топке создается давление, равное примерно атмосферному. В топке котла с наддувом давление воздуха значительно выше атмосферного создается газотурбокомпрессором, использующим энергию продуктов сгорания.
5. по типу топлива – работающие на жидком, твердом и газообразном топливе. В судовых установках применяют котлы на жидком топливе. На некоторых газовозах в топках вспомогательных котлов сжигается газ испаряющегося груза.
6. по виду источника получения теплоты в котле – котлы с непосредственным сжиганием органического топлива в топках (главные и вспомогательные котлы на жидком топливе) и утилизационные, работающие на отходящих газах главных двигателей. С целью улучшения массогабаритных показателей котельной установки оба источника конструктивно совмещают в едином корпусе комбинированного котла (водотрубного, огнетрубного или огнетрубно-водотрубного).
Рассмотренная классификация не охватывает все признаки, по которым можно различать конструктивные особенности однотипных котлов. Так, водотрубные котлы с естественной циркуляцией, кроме обычной схемы, могут быть выполнены в виде двухконтурной компоновки. Кроме того, обычные водотрубные котлы различаются по принципу отвода дымовых газов – однопроточные и двухпроточные. Современные котлы имеют односторонний ход газов, т.е. являются однопроточными. По расположению форсунок современные водотрубные котлы могут иметь одно- или двухфронтовое отопление, а также отопление с потолочным расположением форсунок.

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу