Современное морское судно представляет собой сложное плавающее инженерное сооружение, которое может быть как самоходным ,так и не самоходным.
Все самоходные суда по способу передачи реакции воды их корпусу подразделяются на следующие две группы:
1.Водоизмещающие(надводные и подводные)
Характерным для этих судов является то, что их масса уравновешивается массой воды, вытесненной подводной частью корпуса.
2.Суда с динамическими принципами поддержания.
-глиссеры -суда, опирающиеся на воду днищем;
-суда на подводных крыльях, которые опираются на воду подводным крылом;
— суда на воздушной подушке, которые опираются на воду через промежуточную статическую воздушную подушку;
— экранопланы, опирающиеся на воду через динамическую воздушную подушку.
Подавляющее большинство морских судов являются надводными водоизмещающими судами.
Для выполнения задач по транспортировке грузов, перевозке пассажиров, производственной деятельности в море или других целей современные суда должны иметь прочные корпусные конструкции, многие десятки механизмов, устройств и аппаратов, сотни метров трубопроводов с арматурой, километры кабельных трасс с распределительными устройствами и в обязательном порядке все системы обеспечения комфортной жизнедеятельности находящихся на борту людей.
Работа в сложных условиях воздействия на судно морского волнения и ветра, приводящих к появлению огромных усилий в корпусных конструкциях, креплениях механизмов к фундаментам и вращающихся деталях и частях,качка и повышенная вибрация требуют обеспечения высокой степени качества изготовления и надежности в длительной работе всех элементов корпусасудна и установленных наегобортувсех видов технических средств.
Насыщенность механизмами, устройствами и оборудованием, ограниченность площадей и объемов для их размещения, доступности и удобства обслуживания требуют чрезвычайной тщательности при проработке всех вопросов технологии монтажа, обеспечения безопасности людей в процессе эксплуатации, выполнения работ по уходу за техническими средствами, при их разборке и сборке с целью ремонта.
Надежность длительной, устойчивой, безаварийной работы и безопасного плавания судна обеспечивается грамотностью и степенью квалификации экипажа ,а так же хорошо организованной технической эксплуатацией судна.
Знание устройства судна и законов его поведения на взволнованном море в значительной мере помогает при борьбе за живучесть судна в случае его аварии, и в конечном счете помогает сохранить здоровье и жизнь всех людей, находящихся на борту.