Способы постановки судна на один и два якоря в различных условиях, достоинства и недостатки. Схемы маневрирования

1) Постановка судна на один якорь.
При отсутствии ветра и течения поход судна к месту якорной стоянки может производиться с любого, наиболее безопасного направления. В момент отдачи якоря, чтобы избежать повреждения и запутывания якорной цепи, судно должно обязательно иметь относительно грунта небольшое поступательное движение вперед и назад, предпочтительнее последнее. Для этого производится реверс двигателей на задний ход с таким расчетом, чтобы к моменту выхода судна к месту отдачи якоря оно полностью погасило инерцию поступательного движения вперед. Затем, как только судно тронется назад, отдают якорь и останавливают двигатель. Первоначально якорная цепь травится без задержки, чтобы она ровно ложилась на грунт. Когда будет вытравлено около двух глубин, якорную цепь задерживают и далее травят небольшими порциями по мере выхода судна на канат до необходимой величины. Следует иметь в виду, что при даче заднего хода на судах правого с ВФШ правого вращения (или ВРШ левого вращения) корма будет забрасываться влево, и с учетом этого, чтобы якорная цепь не пошла под корпус судна, лучше отдавать левый якорь.
Однако для равномерного износа якорных цепей рекомендуется становиться поочередно то на левый, то на правый якорь. Чтобы при постановке на правый якорь не допустить навала носа судна на якорную цепь, необходимо переложить руль лево на борт, пока судно еще движется вперед, а когда нос судна тронется влево, дать задний ход.
При благоприятных условиях погоды на малых глубинах до 25-30 м рекомендуется вытравливать якорную цепь на длину, равную примерно 5-6 глубинам в месте отдачи якоря, на средних глубинах от 25-30 м до 50 м, т.е. 3-4 глубины, а на больших глубинах более 50 м сколько получится, но не менее 2 глубин.
В зависимости от глубины определяется и способ отдачи якоря:
— на малых глубинах – с помощью ленточного стопора;
— на средних глубинах – сначала с помощью брашпиля на длину, рав-ную ? -2/3 глубины, а затем с помощью ленточного стопора;
— на больших глубинах – якорь стравливается брашпилем до грунта.
После отдачи якоря и вытравливания якорной цепи на необходимую длину она удерживается только ленточным стопором.
При наличии ветра маневрирование необходимо планировать таким образом, чтобы к месту якорной стоянки судно по возможности подходило носом против действующего фактора. Отдача якоря может осуществляться без предварительной дачи заднего хода, так как судно после погашения инерции переднего хода приобретет движение назад под влиянием ветра или течения. При этом следует учитывать, что суда, у которых центр парусности резко смещен к носу, по мере потери хода будет уваливаться под ветер. Поэтому, чтобы якорная цепь не пошла под корпус судна, необходимо перед отдачей якоря с помощью перекладки руля и «толчка» машины на передний ход отвести нос судна в нужную сторону.
Когда в месте отдачи якоря ветер и течение действуют с различных направлений, судно должно выходить носом против более сильно действующего фактора, а якорь необходимо отдавать в сторону более слабого (рис. ).

Рис. Постановка судна на якорь при наличии ветра и течения.
I — подход судна к месту якорной стоянки; II – положение судна в момент отдачи якоря; III – поло-жение судна после постановки на якорь.
Подход к месту отдачи якоря по ветру или течению крайне нежелате-лен, так как для сохранения управляемости судна необходимо до самого по-следнего момента работать машиной. В результате судно к моменту выхода в точку отдачи якоря будет иметь значительное поступательное движение вперед, что приведет к большим нагрузкам на якорную цепь.
Чтобы избежать этого, к месту якорной стоянки следует подходить несколько в стороне от точки, в которой будет отдаваться якорь (рис.), а затем с помощью руля развернуть судно в направлении места отдачи якоря. Как только нос судна сравняется с местом, отдают наветренный якорь и сразу же обрабатывают машиной на задний ход. Судно будет сноситься ветром в сторону от якоря, и якорная цепь пойдет чисто. Судно же развернется носом против ветра (течения).


Рис. Постановка судна на якорь при движении по течению:
I, II – движение судна к месту отдачи якоря; III – положение судна в момент отдачи якоря; IV- раз-ворот судна на якорной цепи; V – положение судна после постановки на якорь.
2) Постановка судна на два якоря.
Наиболее распространенный способ постановки на два якоря с разносом их якорных цепей под углом 20 -300.
При благоприятных условиях, до усиления ветра, когда якорная цепь отданного ранее якоря вытравлена на ограниченную длину и в цепном ящике остается 3-4 глубины, то отдача второго якоря может осуществляться без помощи машины. Для этого выжидают момент, когда судно зарыскнет на наибольший угол в сторону свободного борта, и отдают второй якорь (рис. ). После этого сразу начинают травить обе якорные цепи, добиваясь, чтобы они были одинаково загружены, при этом цепи будут иметь разные длины. Необходимо, чтобы длина короткой цепи была не менее 4-5 глубин (на малых глубинах) и 3-4 глубины – на средних.
При усиливающемся ветре и когда якорная цепь первого якоря вытравлена на значительную длину, то постановка обязательна с помощью машины. Для выполнения маневра перекладывают руль в сторону свободного борта (где находится второй якорь), и начинают осторожно подрабатывать машиной на передний ход, не допуская значительного разгона судна.
Изменив курс на 20-300, выходят примерно на траверз первого якоря и отдают второй, подтравливают постепенно его якорную цепь, не допуская, чтобы судно пришло рывком на якорную цепь первого якоря. Чтобы облег-чить движение судна к месту отдачи второго якоря, якорная цепь первого подбирается примерно до половины, а затем подтравливается.
Достоинством такого способа постановки на два якоря является то, что за счет равномерного распределения нагрузки на обе якорные цепи увеличивается держащая сила якорного устройства в целом. При очень малых углах разноса якорных цепей возможно перепутывание цепей. Поэтому только на судах с большим разносом якорных клюзов можно допустить, чтобы угол разноса был меньше 200.
При равномерном натяжении якорных цепей их равнодействующая будет находиться в ДП судна и в одной вертикальной плоскости с силой ветра. В результате этого исчезнет фактор, вызывающий рыскание судна в горизонтальной плоскости. Это второе важное достоинство данного способа.

Рис. Постановка судна два якоря при неизменном направлении ветра.
Недостаток данного способа: в случае перемены направления ветра возможно перекручивание якорных цепей. Поэтому, если известно, что ветер поменяет направление, лучше использовать способ перекрещивающихся цепей.
При этом способе судно первоначально становят или на один левый якорь, если направление ветра будет изменяться против часовой стрелки, или правый – при изменении направления ветра по часовой стрелке и с усилением ветра максимально вытравливают якорную цепь отданного якоря (рис. Положение I). Затем с началом рыскания, выждав ? периода рыскания, когда судно отклонится на наибольший угол в сторону отданного якоря (положение III), отдают второй якорь, вытравливая его без задержки. После того, как судно в обратном движении придет на лини. Ветра, задерживают якорную цепь и берут ее на стопор (положение).
При этом способе судно стоит на одном якоре с максимально вытрав-ленной цепью. Якорная цепь второго якоря лежит на грунте, поэтому якор-ные цепи не трутся друг от друга, удерживая судно от разворота и рыскания.

Рис. Постановка судна на два якоря способом перекрещивающихся цепей.

Если же характер изменения направления ветра заранее неизвестен, или направление ветра изменяется периодически то в одну, то в другую сторону, можно использовать постановку на два якоря способ тандем. При этом способе также стоит на одном якоре с максимально вытравленной якорной цепью, а второй якорь для уменьшения рыскания кладется просто на грунт. Поскольку противодействие рысканию создается за счет волочения якоря по грунту, полностью рыскание не устраняется, но значительно уменьшается его амплитуда.
Применение такого способа возможно только при достаточной глубине, исключающей повреждение корпуса судна собственным якорем во время рыскания.
В тех случаях, когда сила, действующая на стоящее на якоре судно, меняется по направлению сразу на 1800, ставят на два якоря способом фертоинг. Якоря кладутся с таким расчетом, чтобы их якорные цепи располагались под углом, близким к 1800. Часто к этому способу прибегают при постановке на якорь в районах, где действуют приливно-отливные течения, а площадь якорной стоянки ограничена и не позволяет судну свободно разворачиваться при перемене направления течения. Для выполнения маневра судно выходит носом против течения, проходит предполагаемое место стоянки на расстояние, равное длине якорной цепи, которая будет вытравлена, и отдает один из якорей.
Потравливая якорную цепь, спускаются по течению на расстояние, равное двумя длинам якорной цепи, и отдают второй якорь. Травят его якорную цепь и одновременно с этим выбирают якорную цепь первого якоря, пока обе якорные цепи не получат одинаковую длину и судно не придет в намеченную точку якорной стоянки. Судно будет стоять не на двух якорях, а поочередно в зависимости от направления течения то на правом, то на левом якоре.


Рис. Постановка судна на два якоря а) способом тандем, б) способом фертоинг.

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу