Способы снятия судна с мели.

Снятие судна с мели собственными силами, средствами
Если экстренные попытки сняться с мели к успеху не приводят, следует приступить к всестороннему обследованию положения судна с тем, чтобы выяснить возможности сняться с мели собственными средствами и составить план работ. Для выбора наивыгоднейшего способа снятия с мели необходимо приступить к промеру и составлению планшета глубин, предварительно определив место судна наиболее точным способом. Во время промера должны быть установлены глубины в районе штевней и вдоль бортов. Замеры должны производиться через каждые 10-20 м с привязкой к шпангоутам судна и отбором проб грунта. Типовой планшет глубин показан на рис.. На основании планшета должны быть выяснены положение судна на мели, характер грунта, вероятные места пробоин, величина заглубления корпуса в грунт, районы безопасных глубин и направление снятия судна с мели, наличие опасности повреждения винтов во время работы машины. На основании данных планшета рассчитывают силу давления корпуса на грунт и оценивают характер действия сил от заглубления корпуса и присоса.
При посадке на мягкий грунт существенной величины может достигнуть сила присоса. Для ее уменьшения целесообразно принять максимальное количество балласта. После того как судно просядет в грунт (это контролируется периодическими замерами глубин вдоль борта), балласт откачивают. Окончание откачки следует приурочить к моменту снятия судна с мели.
Снятие судов с мели дифферентованием. При посадке судна на отдельную скалу или банку небольших размеров, когда место соприкосновения днища с грунтом располагается в оконечностях судна (рис. 8.2), давление на грунт можно уменьшить, если создать дифферент. Дифферентовать судно рекомендуется в первую очередь путем откачки балласта (выгрузки груза), во вторую — перекачкой балласта (топлива) из района посадки в противоположную оконечность и только в крайнем случае приемкой балласта. Если водонепроницаемость корпуса не нарушена, то все расчеты по балластировке судна выполняются с помощью диаграммы осадок и шкалы дифферентов.
Снятие с мели кренованием. Судно может сесть на мель бортом. Если при этом со стороны морского борта будет достаточная глубина, то снять судно можно кренованием. Необходимо учитывать, что посадка на мель равносильна снятию с судна груза, равного по весу потери водоизмещения с аппликатой центра тяжести Zg=0.
Креновать судно, сидящее на мели, можно перекачкой, приемом или откачкой балласта (топлива). В последнем случае остойчивость судна ухудшается еще больше. При приеме балласта, наоборот, остойчивость улучшится, но вместе с тем возрастет давление корпуса на грунт. В процессе кренования балластом или топливом появляются свободные поверхности, которые повлияют на остойчивость судна. Поэтому для большей безопасности целесообразно построить статическую диаграмму остойчивости судна, сидящего на мели, и при креновании руководствоваться ею. Перед кренованием должны быть приняты дополнительные меры по герметизации судна и предупреждению смещения груза. Во всех случаях кренование следует прекратить, когда главная палуба начинает входить в воду.
При снятии судна с мели может возникнуть необходимость завозки якоря для предотвращения разворота судна или создания дополнительного стягивающего усилия. Реально с помощью судовых шлюпок возможна завозка только стоп-анкера. При этом нельзя использовать тяжелый штатный канат, так как у шлюпки не хватит тяги, чтобы завезти якорь на достаточное расстояние.
Если самостоятельные попытки сняться с мели не удаются, судно, севшее на мель, прибегает к помощи судна-спасателя. Следуя на помощь к аварийному судну, капитан спасателя должен получить всю имеющуюся информацию о положении аварийного судна. Первостепенное значение имеют сведения о состоянии глубины в районе аварии. Прежде чем начать спасательные операции, капитан спасателя обязан убедиться, что нет опасности собственной посадки на мель.
Снятие с мели путем простой буксировки. Если подходы к аварийному судну безопасны и расчеты показывают, что тяга на гаке спасателя соизмерима с величиной необходимого стаскивающего усилия, следует предпринять попытку снять судно с мели простой буксировкой. При такой буксировке используется стальной канат с разрывным усилием и длиной, обеспечивающими его прочность при случайных динамических нагрузках.
В этом случае судно-спасатель подходит к аварийному судну кормой, отдает якорь и заводит буксир. Отдача якоря имеет двойное назначение: увеличить стаскивающее усилие и придать буксировщику лучшую устойчивость в направлении тяги, которое выбирается в сторону наибольших глубин. Чтобы эффективнее использовать тягу брашпиля и обеспечить максимальную держащую силу якоря, надлежит вытравить возможно большее количество якорной цепи. Крепить буксирный канат следует так же, как при буксировке судов в море. Перед началом буксировки канат во избежание его обрыва обтягивается втугую, для чего вначале выбирают якорный канат. Затем спасатель начинает буксировку, постепенно увеличивая обороты винта и тягу брашпиля. Когда режим двигателя спасателя установится, в работу включаются двигатели судна, сидящего на мели. Для уменьшения коэффициента трения рекомендуется раскачивать судно, сидящее на мели.
Эта мера имеет смысл, если судно сидит на мели оконечностью и глубины позволяют направить тягу под большим углом к направлению стаскивания.
Разворот судна, сидящего на мели. В некоторых случаях может оказаться, что направление стаскивания не совпадает с положением диаметральной плоскости судна, находящегося на мели. Тогда, прежде чем буксировать судно, его необходимо развернуть в нужном направлении. Если при этом корпус судна не заглублен в грунт, то за счет плеча усилие, необходимое для разворота, будет меньше, чем усилие стаскивания в направлении диаметральной плоскости аварийного судна. Этим обстоятельством целесообразно воспользоваться, когда у одного из бортов судна имеются большие глубины. Тогда, развернув судно кормой в направлении большой глубины и применив дифферентование, можно будет снять судно с мели с меньшими затратами сил, средств и времени.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама