Экстренные условия в море возникают, когда судно терпит кораблекрушение. Судно покидают по команде капитана.
Покидая судно, необходимо сохранять спокойствие и не создавать беспорядок, помогать тому, кто находится в затруднении. Не расходовать бесцельно ракеты и дымовые шашки, если не существует реальных возможностей быть замеченными. Надеть теплую одежду. Правильно надеть спасательный жилет. Выпить побольше воды.
Высадка с судна:
— Если есть возможность, надо стараться высаживаться на плот (шлюпку), не входя в воду, так как сухая одежда лучше защищает от холода.
— Если необходимо прыгать прямо в воду, надо убедиться в том, что спасательный жилет надежно закреплен. Если он надет правильно, то позволяет прыгать с высоты 4,5 м над уровнем воды. Для прыжка следует использовать следующую технику.
1) соединить колени и держать ноги слегка согнутыми;
2) одной рукой закрыть нос и прикрыть рот;
3) другой рукой крепко схватить жилет, положив руку под мышку, блокируя ее локтем таким образом, чтобы жилет не поднялся вверх и не накрыл голову.
— Если коллективные спасательные средства отсутствуют, ночью необходимо привести в действие лампочку, встроенную в жилет, выдернув две пробки из батарейки; днем, когда слышится шум самолета, открыть пакет растворимого красителя (уранина); проверить действие свистка.
После высадки на плот необходимо предпринять следующие действия:
— помочь другим подняться на плот;
— собрать возможные предметы на воде;
— закрыть специальными пробками клапаны безопасности (плот);
— проверить возможные потери;
— открыть пакет со стандартным оборудованием плота, чтобы проверить его содержимое;
— начать лечение раненых;
— как можно лучше осушить внутренности плота;
— спустить в воду плавучий якорь, который позволит медленнее удаляться от места бедствия, сообщит спасательному средству большую стабильность при бурном море и позволит избежать брызг;
— держать наготове сигналы, чтобы позвать на помощь.
Распределение воды и пищи:
Пищу надо раздавать начиная со второго дня нахождения на плоту (шлюпке). Помнить о принципе, что нельзя есть, если нет питьевой воды. Избегать пить воду в первые 24 ч, чтобы организм мог привыкнуть к новой ситуации.
В день надо выпивать 0,5 л воды, смачивая губы и подержав жидкость во рту прежде, чем проглотить. Пить следует маленькими глотками. Если нет питьевой воды, то можно утолять жажду дождевой водой. Если употреблять несоленую пищу, покрывая дневной рацион поваренной соли питьем морской воды, то без опасности для жизни морскую воду можно выпивать по 800–900 мл в сутки в течение 5 дней. Если за этот срок спасение не пришло, то воду можно получать из рыбы, в которой ее содержится 60–80 %. В организме рыбы вода пресная.
Но если придется находиться в море довольно долго, то необходимо уто-лять и голод. Пищей должна служить рыба, в которой в достаточном количестве содержаться белки, в том числе и незаменимые аминокислоты, жиры и витамины А, D, В1,и В2. Однако в рыбе почти полностью отсутствуют углеводороды и витамины В12 и С. Углеводороды при дос-таточном количестве воды образуются в самом организме человека из белков и жиров. Длительное отсутствие в организме человека витаминов В12 хотя и вызывает анемию и вялость, но не опасно для жизни. Цинга – бич мореплавателей еще в недавние времена – может быть предупреждена употреблением в пищу планктона, в котором витамин С содержится в большом количестве.
Преодолевая чувство страха, безнадежности, отчаяния и одиночества, со-храняя мужество, надежду на спасение, потерпевшие кораблекрушение в открытом море имеют возможность выжить и достичь берега, если они окажутся на спасательных средствах. Поэтому Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море предусматривается снабжение мор-ских судов спасательными средствами в количестве, достаточном для команды и всех пассажиров.