Ответственность за сохранность судна, находящегося в ремонте, возлагается (при нахождении его на плаву) на капитана, в доке – на судоремонтное предприятие.
Организацию безопасной стоянки судна на плаву, его противопожарное состояние, освещение судовых проходов и помещений, состояние трапов, ограждение штатных проемов обеспечивает судоэкипаж во главе с капита-ном. Смена капитана и старшего механика во время ремонта не допускается.
Ответственность за сохранность судового имущества несет судовладелец, а за сохранность демонтированного и выгруженного оборудования и механизмов – судоремонтное предприятие (СРП).
Повреждения, полученные судном при стоянке на акватории СРП, устраняются за счет СРП.
Для непосредственного контроля за выполнением ремонтных работ, координации взаимосвязанных вопросов между СРП и судовладельцем, кроме судоэкипажей, организуется группа наблюдения из специалистов флота. Данная группа участвует в согласовании калькуляций на ремонт, определении процента выполненного объема ремонтных работ по судну, консультирует представителей завода по технической документации и чертежам заказчика, участвует в дефектации и приемке особо ответственных элементов судна, выборочно контролирует качество выполненных работ, решает вопросы дополнительных работ, вытекающих в процессе ремонта.
Контроль за объемом и качеством ремонтных работ осуществляют начальники служб судна и капитан. Все механизмы, устройства, оборудование и их детали и элементы, предъявляемые к сдаче судовладельцу, должны быть приняты отделом технического контроля СРП, оформлены соответствующими актами на них и поставлены соответствующие клейма. Сертификаты и паспорта на детали передаются судовладельцу вместе с отчетной технической документацией.
Приемка судна производится по программе, разработанной проектной организацией или СРП и согласованной с Регистром и судовладельцем. Обслуживание судна во время швартовых и ходовых испытаний выполняет судоэкипаж под наблюдением ответственных представителей завода.
При приемке судна из ремонта проверяется соответствие объема и качества выполненных работ с согласованной ремонтной ведомостью, чертежами, проектами модернизации или переоборудования, спецификациями и требованиями Регистра.
После окончания швартовых и ходовых испытаний составляется двусторонний акт с изложением результатов испытаний, ревизий и обнаруженных дефектов по отремонтированным элементам. Определяются сроки их устранения. Если неисправности выявились в процессе испытаний в механизмах и оборудовании, не учтенных ремонтной ведомостью, то работы по их устранению выполняются СРП по отдельному заказу, согласно договоренности сторон в технологически возможный срок. После окончания всех работ и испытаний, устранения выявленных дефектов, производится корректировка калькуляции на окончательную стоимость работ по фактически выполненному объему. Дата подписания приемо-сдаточного акта является датой фактического окончания ремонта судна. При сравнении договорного срока и фактического определяется количество дней задержки судна в ремонте или досрочного выхода судна из ремонта.
СРП в соответствии с договором гарантирует нормальную работу машин, механизмов и оборудования в течение обусловленного срока. Дефекты, возникающие по вине СРП в течение гарантийного срока, оформляются рекламационным актом с извещением об этом судоремонтного завода, а если судно находится в порту, то с вызовом представителя завода. Арбитром в спорных технических вопросах является Регистр по номенклатуре подведомственных ему работ, в остальных случаях — вышестоящие организации. Работы по рекламационным актам СРП выполняет за свой счет. Предусмотрены штрафные санкции за невыполнение договорных обязательств.