На каждом судне имеется распределительный щит электропитания радиооборудования, который коммутирует потребителей к бортовой сети и к аккумуляторным батареям. В рабочем состоянии все переключатели должны быть включены и индикаторные лампочки должны гореть. Обычно верхний ряд переключателей — это переключатели основного питания, нижний ряд — переключатели питания от аккумуляторных батарей.
Пульт контроля и управления зарядным устройством и электропитанием необходим для непрерывного контроля за состоянием бортовой сети и аккумуляторных батарей, а также оперативного управления и необходимых коммутаций. На пульте имеются вольтметр, амперметр и следующие кнопки:
CHARGER ON — при включении зарядное устройство активизируется и начинает заряжать батареи. Зарядное устройство сконструировано и настроено таким образом, что оно может быть включено постоянно без нанесения вреда для батарей.
BOOST CHARGE — этот переключатель должен использоваться при разряженных батареях, когда нужна экстренная зарядка аварийных батарей. При этом время зарядки батареи уменьшится. Нельзя оставлять устройство экстренной подзарядки включенным более 12 часов, так как это приводит к повреждению батарей.
BATTERY ALARM — лампа тревоги состояния батареи загорается тогда, когда батарея разрядилась ниже определенного уровня или зарядилась выше этого уровня.
DUPLIC SELECT — при включении этой кнопки основное оборудование при сбое электроэнергии немедленно будет переключено на резервный источник питания.
MAINS ALARM — лампа тревоги состояния батареи загорается и зуммер активизируется, когда происходит сбой судовой системы электропитания. Лампа будет гореть, пока судовая система не функционирует. Для отключения зуммера достаточно нажать эту кнопку.
На каждом судне должен быть предусмотрен резервный источник питания радиоустановок, обеспечивающих связь при бедствии.
Емкость резервного источника должна быть достаточной для одновременной работы УКВ станции и, в зависимости от морского района, под который оборудовано судно, либо ПВ, либо ПВ/КВ радиоустановки, либо судовой земной станции INMARSAT, а также любой из дополнительных нагрузок, подключенных к резервному источнику питания, в течение по крайней мере:
-одного часа на судах, построенных после 01 февраля 1995 года;
-одного часа на судах, построенных до 01 февраля 1995 года, если аварийный источник энергии полностью отвечает всем соответствующим требованиям главы II-1/42 или 43 СОЛАС;
-шести часам на судах, построенных до 01 февраля 1995 года, если аварийный источник энергии не предусмотрен или полностью не отвечает всем соответствующим требованиям Правил 42 или 43 главы II-1 СОЛАС. Если в качестве резервного источника энергии используется аккумуляторная батарея, она должна иметь достаточную емкость, и должны быть предусмотрены средства ее автоматической подзарядки до минимальной емкости в течение 10 часов.
Аккумуляторы характеризуются емкостью, выраженной в ампер-часах. Если аккумулятор имеет емкость 100 А/ч, это означает, что при потреблении радиоустановкой тока в 20 Ампер он обеспечит работу последней в течение 5 часов. Емкость аккумулятора значительно зависит от температуры воздуха. Так, если емкость кислотного аккумулятора при температуре +25 градусов Цельсия составляет 100 А/ч, то при температуре — 15 градусов она будет равна 50 А/ч.
Емкость батарей должна проверяться не реже, чем один раз в 12 месяцев и даже в то время, когда судно не находится в море.
Аккумуляторы подразделяются на: кислотные и щелочные. Кислотный аккумулятор имеет пластины, выполненные из свинца, электролитом служит водный раствор серной кислоты. Плотность электролита обычно колеблется от 1,28 в заряженном состоянии и до 1,18 в разряженном состоянии. Напряжение одного элемента кислотного аккумулятора в конце зарядки может составлять 2,6÷2,7 V. В начале разрядки аккумулятора на нагрузку напряжение снижается до 2 V и длительное время остается на этом уровне. Разрядка аккумулятора ниже 1,8 V на элемент батареи (21,6 V на батарею) недопустима, так как ведет к снижению емкости аккумулятора.
Щелочные аккумуляторы бывают нескольких типов: кадмиево-никелевые, железоникелевые, серебряно-цинковые и т.п. Электролитом служит водный раствор едкого натрия или едкого калия. В процессе работы аккумулятора плотность электролита не меняется и составляет около 1,17÷1,21. Напряжение одного элемента батареи в конце зарядки составляет 1,7÷1,8 V (34÷36 V на батарею). После зарядки оно быстро снижается до 1,4 V на элемент, а при включении на нагрузку номинальное напряжение одного элемента составляет 1,2 V (24V на батарею). Разрядка аккумулятора ниже 1,05V на элемент (21V на батарею) недопустима.
Щелочные аккумуляторы по сравнению с кислотными обладают более высокой механической прочностью, устойчивостью к коротким кратковременным замыканиям и имеют больший срок службы. Однако щелочные аккумуляторы дороже кислотных.
При эксплуатации аккумуляторов следует соблюдать требования, изложенные ниже:
-категорически запрещается содержать в одном помещении аккумуляторы разных типов;
-содержать аккумуляторы в заряженном состоянии, не допускать их полной разрядки;
-не допускать перезарядки аккумуляторов, так как это ведет к увеличению газовыделения, росту температуры и выводу из строя аккумулятора;
-не допускать открытый огонь в аккумуляторной;
-уровень электролита должен быть на 1 см выше пластин, допускается использование только дистиллированной воды;
-гайки на соединительных клеммах должны быть затянуты, металлические части смазаны техническим вазелином.
Контроль за напряжением аккумуляторных батарей осуществляется при помощью вольтметра, расположенного на зарядном устройстве или пульте дистанционного управления.