Брашпиль. Судовой брашпиль. Шпиль судовой.

Брашпиль — палубный механизм лебёдочного типа представляющий собой (в простейшем варианте) горизонтальный ворот. Используется для подъёма якорей и создания натяжения тросов при швартовке. Имеет горизонтальный вал, в отличие от шпиля. Предназначен для обслуживания якорных цепей обоих бортов. Брашпили бывают электромеханические, паровые, гидравлические, ручные.
Кроме якорей и якорных цепей в якорное устройство судна входят шпили, брашпили, якорные клюзы, цепные стопора, кнехты и приспособления для крепления якорной цепи.

Поднять якорь с грунта или, как говорят, выбрать якорь, можно либо вручную (так поступали, например, на малых судах в доисторическую эпоху), либо с помощью шпилей (на римских судах из озера Неми уже был найден прототип шпиля, который состоял нз платформы, вращавшейся на шарах).

Шпиль — один из важнейших механизмов, служащий не только для подъема якоря (в этом случае его называют якорным шпилем), но и для подъема реев, спуска и подъема шлюпок и т. д. На старинных судах обычно применяли два шпиля: большой и малый.

Шпиль состоял из шпилевой колонны или столба, верхняя часть которого имела восьмигранное поперечное сечение и называлась шпинделем или веретеном. На боковых гранях веретена устанавливали несколько ребер — вельпсов. Над ними находилась голова шпиля —дромгед, по окружности которого были распределены квадратные отверстия — шпиль-гаты — для установки вымбовокрычагов. С помощью последних на шпиль передавали вращающие усилия. Среднюю часть шпиля, вокруг которой обма тывали якорный канат, называли барабаном, или баллером. Чтобы воспрепятствовать вращению шпиля в противоположную сторону, в основании барабана — палгеде — делали квадратные отверстия, в которые входили палы — деревянные штыри, установленные на палубе вокруг шпиля.

Большие шпили имели по два барабана, один из которых находился на первой (нижней) палубе, а другой — на второй. Их

Механизмы и оборудование для работы с якорями

Рис. 461. Старинные шпили: а — малый английский; Ь — большой английский; с — небольшой средневековый.

1 — шпилевая колонна нлн столб; 2 — вельпсы; 3 — шпиндель или веретено; За — баллер или барабан; 4 — дромгед; 5 — шпиль-гаты; 6 — квадратные гнезда в палгеде для застопориваиня шпиля палами; 7 — палы; 8 — палгун; 9 — вельпсовые перемычки; 10 — цапфа; 11 —• вымбовка; 12 — выемки между вельпсами для увеличения трения троса.

применяли главным образом для подъема якорей, при этом одновременно работали люди, находившиеся на двух палубах. Колонну малого шпиля устанавливали на второй или третьей палубе, а его барабан выводили на бак (рис. 461, с).

Шпили современных парусных судов не имеют существенных отличий от шпилей старинных судов. Они состоят из оси — шпинделя, на который надет барабан. На поверхности барабана находится несколько изогнутых деревянных или металлических ребер— вельпсов, обеспечивающих более плотное прилегание троса к барабану при его вращении.

После введения цепей палгед шпиля изменили. В основание баллера поставили цепной барабан — звездочку, позволявшую удерживать цепь. В этой звездочке (называется по фамилии изо-

Механизмы и оборудование для работы с якорями

бретателя «барботин-кольцо») вначале делали гнезда, имевши форму звеньев якорь-цепи, а позднее — крестообразные выемки. Чтобы было легче снимать якорную цепь со звездочки, на фунда-менте шпиля устанавливают цепеотбойник (рис. 462). На современных судах шпили приводятся во вращение паровым или электрическими приводами (рис. 463).

Брашпили появились в XVII в. на торговых судах. Это горизонтальные шпили, состоящие из двух барабанов, ось которых — веретено — поддерживалась двумя боковыми битенгами. Веретено выходило через битенги наружу, на его поверхности имелся

Рис. 463. Современный электрический шпиль.

Механизмы и оборудование для работы с якорями

ряд квадратных отверстий — шпиль-гатов —для установки вымбовок. Посредине брашпиля находилась колонка, на которой стояли палы, скользившие по зубчатым колесам веретена (рис. 464).

Более поздние брашпили приводились во вращение балансиром — коромыслом, подымавшим и опускавшим тяги. Последние, в свою очередь, поднимали и опускали обоймы, обхватывавшие веретено брашпиля. В результате этого палы обойм — собачки действовали на зубчатые колеса, которые вращались вместе с барабаном. С боков брашпиль имел два дополнительных барабана •— турачки, которые применялись при швартовных операциях (рис. 465).

В 1896 г. англичане изготовили железный брашпиль, по устройству аналогичный деревянному, который работал тоже при помощи балансира.

Паровые брашпили (появились на паровых судах) приводились в движение двумя паровыми цилиндрами, шатуны которых вращали центральные зубчатые колеса. В случае необходимости работу брашпиля можно было обеспечить балансиром, приводимым в движение вручную (рис. 466).

На современных парусных судах брашпиль работает от электромотора (рис. 467). Правда, на малых судах и сейчас используют брашпили с ручным приводом и редуктором (рис. 468).

Механизмы и оборудование для работы с якорями

Заметим, что якоря на парусных и торговых судах выбиракгк и отдают в наши дни с помощью брашпилей, на военных — с помощью шпилей.

Якорные клюзы — это цилиндрические отверстия в носовой части судна, через которые проходят якорные канаты или цепи. Раструбы клюзов на старинных судах были свинцовыми, а на современных они железные; клюзы выполняют роль прокладки, между якорем и бортом (рис. 469). Для герметичного закрытия:

Механизмы и оборудование для работы с якорями

Рис. 466. Паровой брашпиль со вспомогательным ручным приводом.

1 — звездочки; 2 — турачки; 3 — паровой цилиндр; 4 — палубные клюзы; 5 — стопор; 6 — цспеотбойник; 7 — коромысло; 8 — муфты; 9 — рукоятки коромысла.

КЛЮЗОВ сверху во время плавания применяли деревянные пробки, называвшиеся клюз-саками, или парусиновые мешки, набитые ворсом.

Стопор якорь-цепи — это устройство, находящееся на палубе между якорным клюзом и битенгом и служащее для снятия усилий со шпиля или брашпиля при выбранном якоре (рис. 470).

Битенги устанавливали между стопором цепи и якорным шпилем; их назначение — удерживать цепь, когда якорь лежит на грунте. На старинных судах тоже имелись битенги, на которые крепили якорный канат; сам канат хранили в специально отведенном месте или канатном ящике (см. рис. 141). В качестве дополнительных стопоров применяли короткие отрезки цепи или троса — цепные или тросовые стопоры, коренные концы которых крепили на обухах, вбитых в палубу.

Зажимной подпалубный стопор (палубная машинка). Цепь проходила через шпиль или брашпиль и палубный клюз в цепной

Механизмы и оборудование для работы с якорямиМеханизмы и оборудование для работы с якорями

ящик. На современных судах предусмотрено предохранительное устройство, находящееся подле палубного клюза и представляющее еще одно зажимное приспособление для якорь-цепи. Его назначение — предотвратить самопроизвольную отдачу цепи (рнс. 471).

Оценка стоимости работы для курсантов
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
  • Шрифт, pt
  • 12 pt
  • 14 pt
  • Другой
Прикрепить файл
Узнать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *