Опыт предыдущих войн и локальных конфликтов послевоенного периода подтверждает, что наиболее целесообразным и эффективным для обеспечения морских перевозок в условиях военной угрозы является плавание судов в составе групп, отрядов, конвоев. Конвои более экономичны в использовании своих военно-морских сил для защиты судоходства. Плавание в конвое возлагает на командный состав судов, и прежде всего на капитанов, дополнительные обязанности и большую ответственность за органи-зацию плавания в сложных условиях. Во всех случаях ответственность за безопасность судна, организацию обороны и защиты его несет капитан судна.
Защита судоходства организуется военно-морским командованием и является важной задачей при ведении боевых действий на море. Она осуществляется путем уничтожения сил противника, угрожающих судоходству, а также организацией охранения судов на переходах морем, при стоянке в портах, в пунктах рассредоточения и формирования конвоев. В целях обеспечения безопасности судоходства военно-морским командованием Устанавливается также режим плавания судов, осуществляется контроль за морским судоходством, вводится конвойная служба.
При определении способов обеспечения морских перевозок учитываются объем и сроки перевозок, наличие сил и средств для решения задачи, возможности пунктов погрузки и выгрузки, удаление маршрутов движения конвоев и одиночных транспортов от мест базирования сил противника и их возможность оказывать противодействие нашим перевозкам, а также военно-географические условия района.
Конвой — это временное соединение, состоящее из одного или нескольких судов (транспортов), объединяемых в отряд (группу), и сил их охранения. В зависимости от количества входящих в них судов конвои подразделяются на малые, средние и большие.
Под конвойной службой понимается совокупность мероприятий, прово-димых флотом на морском театре в порядке систематических боевых действий, направленных на обеспечение безопасности перехода морем конвоев одиночных судов и производственной деятельности судов от воздействия военно-морских сил противника.
Режим плавания в военное время обычно предусматривает: выполнение установленного военно-морским командованием порядка выхода (входа) из порта (в порт); переходы по строго установленным маршрутам или ФВК (фарватерам военным контролируемым); выполнение рекомендаций, связанных с обороной и защитой судов.
Конвои, как правило, формируются по направлениям морских грузопотоков. При формировании состава конвоя исходят из ценности и назначения грузов, географических и гидрометеорологических условий перехода обстановки на трассе перехода, наличия сил охранения и т. п.