Эксплуатационные и мореходные качества судна



Для выполнения заданных ему функций судно должно обладать ком-плексом определенных качеств, которые обеспечивают эффективность его эксплуатации, надежность и безопасность плавания.
Эксплуатационные качества. Эта группа качеств включает в себя сле-дующее.
Полная грузоподъемность (дедвейт Dw), характеризующая транспортные возможности судна при максимально возможной дальности и длительности перехода. Этот измеритель для судна является величиной постоянной.
Чистая грузоподъемность, характеризующая предельную массу груза на борту судна в предстоящем рейсе, ограничивающую его погружение по осадку, разрешенную районом и сезоном плавания. Этот измеритель, как следуетизегоопределения,является величиной,меняющейсяотрейсакрейсу.
Грузовместимость, представляющая собой объем всех судовых поме-щений, предназначенных для размещенияперевозимых грузов.
Различают киповую грузовместимость, когда перевозятся штучные грузы, такие, например, как рыба в блоках, ящиках, бочках, и грузовмести-мость насыпью (в зерне), например перевозка руд, зерна, соли.
Рыболовные и приемно-транспортные суда флота рыбной промышлен-ности по сравнению с обычными транспортными судами имеют существенно меньшую грузовместимость. Это обусловлено тем, что их грузовые помещения имеют усиленную тепловую изоляцию, на судах имеются производственные цехи, склады для промыслового снаряжения и тары для продукции, помещения холодильных установок.
При исчислении взымаемых с судов платежей за пользование каналами, оборудованными проходами и фарватерами, портовыми сооружениями, лоц-манскими и другими услугами используется измеритель, называемый реги-стровой вместимостью (регистровый тоннаж). Он определяется по специ-альным международным правилам обмера судов и измеряется в единицах объема, которые по чисто исторической традиции называют регистровыми тоннами.
В метрической системе мер 1 per.т = 2,83 м3 .
В силу ряда условностей, принятых в международных правилах обмера, различают:
— валовую регистровую вместимость (брутто тоннаж), включающую объемы всех судовых помещений под верхней палубой, в надстройках и руб-

ках, за исключением объемов топливных танков, междудонных цистерн и ряда других помещений;
— чистую регистровую вместимость (нетто тоннаж), куда входят объемы только тех судовых помещений, в которых возможна перевозка грузов или пассажиров с их багажом, и, следовательно, возможно получение судов-ладельцем определенного дохода.
Важным эксплуатационным качеством является скорость хода, так как она обеспечивает заданную эффективность транспортных и других операций судна.
В практике эксплуатации морских судов используются понятия сдаточной (построечной) и технической (паспортной) скорости хода.
Первая, это скорость на сдаточных испытаниях вновь построенного судна при заранее оговоренных состоянии ветра, морского волнения, течений и пр.
Вторая, это скорость, которую судно способно развивать в течение дли-тельного времени на спокойной воде при нормальной работе механизмов. Эта скорость задается для раздельного состояния судна: в полном грузу и в балласте.
Кроме перечисленных выше, важными для судна эксплуатационными качествами являются:
— дальность плавания — расстояние, которое судно может пройти при заданной скорости без пополнения топлива и судовых запасов;
— автономность — предельная длительность пребывания в море (в сутках) без пополнения запасов топлива, воды и провизии;
— обитаемость — удобство и комфортность размещения и жизнедеятель-ности судового экипажа и пассажиров;
— живучесть — способность судна при получении повреждений сохранять возможность использования его по прямому назначению.
Мореходные качества. Эта группа качеств судна обуславливает его безопасность плавания и надежность эксплуатации.
К этим качествам относятся следующие:
— плавучесть — способность судна плавать с заданным погружением в воду при заданном положении относительно ее поверхности, имея на борту положенные по роду службы грузы;
— остойчивость — способность судна, выведенного наклонением какими-либо силами из положения равновесия, возвращаться к нему после устранения причины, вызвавшей наклонение;
— непотопляемость — способность судна оставаться на плаву после зато-пления части его внутренних помещений (отсеков) не опрокидываясь и со-храняя при этом возможность хотя бы ограниченного использования судна по его прямому назначению;
— управляемость — способность судна удерживать или изменять направ-ление своего движения по желанию судоводителя. Это качество предполага-

8

ет наличие у судна во-первых, свойства поворотливости, т.е. способности быстро изменять направление своего движения, и во-вторых, свойства устой-чивости на курсе, т.е. способности удержания неизменным направления своего движения;
— ходкость — способность судна перемещаться в воде с заданной скоро-стью под действием приложенной к нему движущей силы, создаваемой спе-циальными устройствами, называемыми движителями;
— прочность — способность судна противостоять не разрушаясь действию сил веса, сил плавучести, сил сопротивления воды и сил инерции;
— маневренность — совокупность навигационных свойств судна, обеспе-чивающая его перемещение в нужном направлении с требуемой скоростью и необходимый отрезок времени. Это качество зависит от управляемости, ход-кости и инерционных свойств.





Похожие статьи





Добавить комментарий

Рекомендуем

Заказать новую работу