Смазывание изображения на экране индикатора при рыскании судна и его поворотах



Радиолокационнная станция позволяет не только определять место судна, но и, что самое главное, видеть объекты, скрытые от визуального наблюдения. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения надводных объектов и берега в условиях плохой видимости, определения места судна, обеспечения плавания в узкостях, предупреждения столкновения судов. Кроме того, РЛС может применяться для определения маневренных элементов судна и обнаружения опасных метеорологических явлений (тайфунов, шквалов, снежных зарядов и т. п.).
В судовых РЛС в качестве индикатора применяется электроннолучевая трубка (ЭЛТ) с круговым обзором. Индикатор кругового обзора (ИКО) дает изображение окружающей надводной обстановки и позволяет определять расстояния до объектов и направления на них.
Изображение окружающей надводной обстановки на ИКО может иметь различный вид и различную ориентировку. На морских судах применяются ИКО с двумя видами изображения обстановки: в относительном движении (ОД) и в истинном движении (ИД).
При изображении обстановки в ОД место своего судна на ИКО (начало развертки) неподвижно, эхо-сигналы неподвижных объектов (островов, берегов, буев и т. п.) перемещаются на экране в сторону, обратную движению судна, со скоростью, равной скорости судна в масштабе экрана. Эхо-сигналы подвижных объектов перемещаются по линиям относительного движения (ЛОД) с относительной скоростью, являющейся результатом геометрического вычитания скорости судна-наблюдателя из скорости подвижных объектов. Этот вид изображения обстановки удобно применять для решения задач на расхождение с другими судами. Недостатком этого вида изображения является нечеткость изображения береговых объектов из-за наложения их эхо-сигналов друг на друга при движении судна («размазывание» за счет послесвечения ЭЛТ).
При изображении обстановки в ИД место своего судна на ИКО (начало развертки) перемещается по экрану в направлении и со скоростью, которые соответствуют движению своего судна. В это же время эхо-сигналы неподвижных объектов на экране остаются на месте, а подвижных — перемещаются в направлениях, соответствующих их ИК, оставляя за собой следы — линии истинного движения (ЛИД). Это достигается тем, что к относительным скоростям движущихся объектов прибавляется скорость судна-наблюдателя. Данные о курсе и скорости своего судна вводятся в вычислительное устройство автоматически от гирокомпаса и лага или устанавливаются вручную. Возврат всего изображения и начала развертки в исходную точку, когда оно доходит до края ИКО или до определенного заданного положения (обычно не более 2/3 расстояния от центра экрана), может осуществляться как вручную, так и автоматически. В режиме ИД пеленги и расстояния измеряют с помощью электронного визира. Этот вид изображения обстановки удобно применять при плавании в узкостях и стесненных водах.
При этом исключается «размазывание» изображения неподвижных объектов. Однако решение задачи на расхождение с другими судами в ИД выполнять неудобно. Во-первых, послесвечение обычных ЭЛТ невелико, поэтому след эхо-сигналов встречных судов виден только при достаточно быстром перемещении. Установить по этим следам курсы судов можно только приблизительно, а скорости невозможно. Во-вторых, ИД не позволяет быстро и достаточно точно определить степень риска столкновения, оцениваемую с помощью главных обстоятельств встречи: дистанции кратчайшего сближения Dкp и времени Ткp сближения на эту дистанцию.
Изображение на ИКО может быть ориентировано: относительно диаметральной плоскости (ДП) судна («по курсу»); относительно гирокомпасного меридиана («по норду»).
При ориентировке изображения «по курсу» на ИКО видна такая же картина взаимного расположения объектов относительно ДП судна, как и при непосредственном визуальном наблюдении. При этом отметка курса совпадает с направлением ДП судна и проходит через ноль азимутального круга. По этой шкале отсчитывают курсовые углы на объекты.
При повороте судна отметка курса остается неподвижной, а изображение на ИКО смещается в сторону, обратную стороне поворота, на угол отворота. Этот вид ориентировки целесообразно применять при плавании в узкостях и при использовании РЛС для предупреждения столкновения судов. Следует иметь в виду, что при ориентировке «по курсу» рыскание судна приводит к смещениям изображения, а это неизбежно ухудшает его четкость, и его называют нестабилизированным. Применяется оно только для режима ОД.
При ориентировке изображения «по норду» на ИКО видна картина, похожая на изображение местности на морской карте. При этом ноль азимутального круга совпадает с направлением гирокомпасного меридиана. По этой шкале отсчитываются пеленги на объекты и курс судна. При повороте судна изображение на ИКО остается неподвижным, а отметка курса перемещается в сторону поворота на угол поворота. Таким образом, при поворотах и рыскании судна изображение будет сохранять свою стабильность, поэтому его называют стабилизированным.
Ориентировку «по норду» целесообразно применять для определения места судна. Следует иметь в виду, что этот вид ориентировки применяется для режимов относительного и истинного движения.
Недостаток ориентировки «по норду» — рассогласование в ориентировке картины на ИКО с наблюдаемой визуально с мостика судна, при которой нулем отсчета служит ДП судна. Это особенно сказывается при плавании в стесненных водах курсами, близкими к 180°, когда отметка курса направлена вниз экрана.
В некоторых современных РЛС применяется дополнительно третий вид ориентировки, называемый «курс стабилизированный». При этой ориентировке отметка курса совпадает с направлением ДП судна и проходит через ноль азимутального круга, но при небольших изменениях курса, вызванных рысканием, или поворотах отметка курса соответственно изменяет свое положение, а изображение на ИКО остается неподвижным. Благодаря этому изменение курса судна не приводит к «смазыванию» изображения, т. е. устраняется недостаток, свойственный ориентировке «по курсу». Этот вид ориентировки рекомендуется применять при плавании в узкостях и вдоль берегов в условиях сильного волнения и для решения задач на расхождение с другими судами.
Выбор правильного вида ориентировки имеет большое значение для безопасного плавания, особенно в узкостях.
Изображение местности на экране весьма сходно с картой. Однако иногда опознание объектов наблюдений может быть затруднительным вследствие искажений. Судоводитель должен знать причины искажений и систематически тренироваться в расшифровке изображения местности на ИКО.





Похожие статьи





Добавить комментарий

Рекомендуем

Заказать новую работу