У судов с одинарным дном или с горизонтальным настилом второго дна трюмные шпангоуты у наружной обшивки соединяют с флорами внакрой, чтобы соединение было достаточно жестким на изгиб; иногда их присоединяют с помощью книц. Размеры шпангоутов твиндека зависят также от величины судна, т. е. от высоты борта до главной палубы, от высоты твиндека, количества и положения твиндека, от осадки и шпации.
Обычные концевые крепления промежуточных шпангоутов к палубам и бимсам показаны на рисунке. Размеры шпангоутов надстройки и их концевых креплений определяют так же, как для шпангоутов твиндека.
У днищевых перекрытий различают два принципиально различных варианта, а именно одинарное и двойное дно.
Одинарное дно имеют, как правило, небольшие суда длиной менее 60 м, и прежде всего суда с сильным подъемом скулы и брусковым килем. Флоры со шпангоутами, в которые они переходят, образуют непрерывный поперечный набор. Продольные связи в районе днища, так называемые кильсоны, предохраняют флоры от продольного изгиба. Важнейшей продольной связью одинарного дна является средний кильсон, который наряду с подкреплением флоров и усилением киля увеличивает продольную прочность судна.
При двойном дне над продольными и поперечными связями, расположенными на днищевых поясах наружной обшивки, имеется еще второе водонепроницаемое дно. Двойное дно по конструкции напоминает плоскую коробчатую балку. Поперечные связи у двойного дна состоят также из флоров.
Двойное дно по сравнению с одинарным имеет следующие преимущества.
— повышается прочность судна при посадке на мель;
— при течи в районе двойного дна сохраняется плавучесть, так как вода может проникнуть только до настила второго дна.
Требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море небольшим пассажирским судам предписано иметь второе дно в носовой оконечности от переборки машинного отделения до таранной переборки, а большим пассажирским судам (длиной более 76 м) — от ахтерпиковой до таранной переборки.
Шельф – в деревянном судне то же, что привальный брус, т. е. брус, идущий по борту под бимсами. В наливном судне (продольной системы набора) шельф, или шельфовый лист — горизонтальный лист на уровне нижней палубы по поперечной переборке.
Термин «шельф» употребляется также в военном кораблестроении; броневой Ш. — нормальная к борту часть (полка) обшивки, на которую устанавливается поясная броня.
Второе значение: затопленная морем часть континентальных массивов, опоясывающая материки непрерывной полосой шириною около 250 км, но местами до 800 км. Глубины в пределах шельфа от 0 до 200 м.
Пайол – съёмный деревянный настил на дно шлюпки, на деку грузово-го трюма, провизионных кладовых, румпельных и прочих судовых и кора-бельных помещений.
Пайол в шлюпках, лодках служит для создания ровного дна (чтобы свободно передвигаться по шлюпке и не замочить ноги, так как вода собирается под пайолом). Пайол на деке грузовых трюмов применялся ранее, а сегодня можно встретить только в рефрижераторных трюмах. Пайол на деке грузового трюма и прочих судовых помещений создан для того, чтобы конденсат (иногда масло) собираясь под пайолом не касался груза и свободно стекал в льяла трюмов.
Ростры – ряд бимсов, между рубкой и стойками по борту судна. По-верх бимсов обычно устраивают настил. На рострах. размещают спасатель-ные и рабочие шлюпки, самолеты. На парусных судах ростры называется место хранения запасных мачт, стеньг, стрел, люковых решеток на верхней палубе между фок- и грот-мачтами.
Мортира – короткоствольное арт. орудие для навесной стрельбы. Стрельба из них велась на углах возвышения 50—75°, что обусловило небольшую длину ствола, как правило, 2—4 калибра. На вооружении современных кораблей мортиры не ставят.
Твиндек — междупалубное пространство внутри корпуса судна между двумя палубами или между палубой и платформой. при наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.
Иногда твиндеком называют грузовое или производственное помещение на судне, расположенное между двумя палубами и предназначенное для определённых целей, — например, рефрижераторный твиндек.