Плавание под проводкой ледокола. Требования к судам в караване

Группа судов, объединенных для ледовой проводки, именуется караваном. Караваны ведомых судов подразделяются на:
простой караван — группа однотипных или разнотипных судов, ведомых одним ледоколом;
сложный караван — группа судов, ведомых несколькими ледоколами, один из которых ведущий.
Сложный караван может состоять из нескольких простых, каждый из которых проводится отдельным ледоколом. Иногда функции вспомогательного ледокола возлагаются на суда класса УЛА или УЛ. Руководство проводкой каравана возлагается, как правило, на капитана ведущего ледокола.
Расстановка судов и ледоколов в караване. Транспортные суда проводятся ледоколами в кильватерном строю. Капитаны судов, следующие во льду за ледоколом, обязаны выполнять все приказания капитана ледокола, относящиеся к движению во льду.
Принимая суда для проводки, капитан ледокола должен сообщить им порядковые номера в ордере, дистанцию и дать указания по движению каравана в различных условиях.
Место судна в караване назначается с учетом размеров судна, конструктивной приспособленности его к ледовому плаванию, мощности двигателей, маневренных элементов, загрузки и технической исправности.
При проводке в составе каравана крупные суда, лишь немного уступающие по своей ширине ледоколу, обычно ставят первыми. Концевыми в караване ставятся суда, имеющие мощные двигатели и управляемые опытными капитанами, так как концевым судам приходится следовать в наиболее сложных условиях.
В тяжелых льдах судам со слабым корпусом или машиной, а также судам в балласте или «аварийным» назначается место среди судов, следующих за ледоколом. Впереди слабого судна ставится судно с прочным корпусом и мощной машиной, которое выравнивает канал за ледоколом и очищает его от оставшихся за ледоколом крупных льдин.
Вспомогательные ледоколы в сложном караване расставляются различно, в зависимости от условий плавания и состава каравана. Если ведущему ледоколу приходится прибегать к разбегам для форсирования отдельных перемычек, целесообразно поставить за ним второй ледокол, который спокойно вел бы караван за форсирующим лед ведущим ледоколом. При этом второй ледокол будет выравнивать и расширять канал после ведущего ледокола, т. е. фактически исполнять для своей группы судов роль ведущего ледокола.
При наличии в сложном караване нескольких ледоколов их ставят между судами так, чтобы их капитаны, проводя свои группы судов по каналу за ведущим ледоколом, в то же время внимательно наблюдали за впереди идущими судами.
Окончательное формирование каравана производится уже в процессе ледовой проводки. Порядок расстановки судов в караване по указанию капитана ведущего ледокола может меняться в соответствии с изменением ледовых условий.
Организация внутрикараванной связи. Практика плавания во льдах показала, что наиболее надежным видом внутрикараванной командной связи является связь по УКВ радиотелефону, по которому капитан ведущего ледокола четко и лаконично может отдавать команды и распоряжения, немедленно репетуемые всеми ледоколами и судами в порядке очередности построения судов в караване. Поэтому УКВ радиотелефоны на всех судах должны быть выведены на командные мостики (непосредственно у машинного телеграфа) и при плавании в караване должны быть постоянно включенными в режиме «прием—передача».
Звуковые и световые сигналы являются дублирующими. Однако в случае аварийной ситуации, когда возникает необходимость срочно изменить режим движения идущих в караване судов, переданные по радиотелефону команды «Уменьшите ход», «Немедленно остановите судно» и «Мои машины работают на задний ход» обязательно дублируются соответствующими звуковыми сигналами.
Предписываемые МППСС туманные сигналы подаются судами только по указанию капитана ведущего ледокола, который принимает решение, сообразуясь с ледовой обстановкой и режимом плавания.
Таблица сигналов для связи между ледоколом и проводимыми судами ежегодно помещается в выпуске № 1 Извещений мореплавателям ГУНиО МО и должна быть вывешена в рулевой рубке. Для повышения надежности связи при плавании в составе каравана один УКВ радиотелефон является основным, второй — резервным.
Опыт плавания во льдах показывает, что правильно установленная и тщательно сохраняемая дистанция между судами — одно из основных условий успешной ледокольной проводки.
При ледокольной проводке дистанция между судами зависит от скорости движения каравана, толщины льда, сплоченности, торосистости, разрушенности, сжатия, степени заполненности канала битым и тертым льдом.
Устанавливая общую скорость движения каравана во льду, капитан ледокола исходит из технических возможностей наиболее слабого судна, учитывая его ледовый класс, фактическую прочность корпуса, максимальную скорость, маневренные способности и т. п.
Основанием для правильного выбора скорости движения каравана в различных ледовых условиях являются ледовые паспорта судов, по которым в зависимости от ледовой прочности судна определяется безопасная скорость плавания.
Назначение дистанции между судами каравана и скорости при ледокольной проводке и изменение их в процессе проводки являются неотъемлемым правом капитана ледокола. Недооценка назначения и соблюдения дистанции между судами в караване может быть причиной серьезных повреждений транспортных судов и ледоколов, а также частого застревания отдельных судов. При ледокольной проводке дистанция между судами не может быть указана как постоянная величина. Капитан ледокола будет изменять ее в зависимости от ледовых условий и от той скорости, которую в состоянии держать суда каравана. Дистанция зависит также от видимости, типа судов в караване и их маневренности.
Правильное использование возможностей судна следовать за ледоколом на предельно близкой, но безопасной дистанции зависит от опыта судоводителей ведущего ледокола и транспортных судов. Дистанция, выдерживаемая между судами, должна соответствовать расстоянию, на котором судно может погасить инерцию своего движения, дав полный задний ход, с учетом состояния льда и режима движения. Чем сплоченнее лед, тем скорее и на меньшей дистанции можно погасить инерцию.
При плавании в разреженном льду сплоченностью 2—3 балла дистанция между судами должна быть такой, чтобы в случае внезапной остановки впереди идущего судна следующее за ним судно, не выходя из кильватерного строя, могло полностью погасить свою инерцию, переходя с полного переднего на’ полный задний ход. Наиболее приемлема в данной обстановке дистанция, равная пяти—восьми длинам судна.
При следовании во льдах сплоченностью 4—6 баллов скорость движения каравана, как правило, должна быть уменьшена, чтобы избежать сильных ударов судов о льдины. Величина скорости при этом определяется по ледовым паспортам судов. С уменьшением скорости движения дистанция между судами может быть сокращена.
При повышении сплоченности льда до 7—10 баллов дистанция между судами сокращается до 2—5 кб в зависимости от степени заполненности канала льдом, ледового сжатия и инерционных характеристик судов. По данным наблюдений, длина участка свободной ото льда части канала за кормой ледокола обычно равна 150—200 м в зависимости от толщины льда и мощности ледокола. Следовательно, при проводке в сложных ледовых условиях на дистанции 1,5—2 кб ледокол должен обладать достаточным запасом мощности, чтобы преодолеть внезапно появившееся на пути следования препятствие в виде сморози, гряды торосов и т. п. Мощные ледоколы осуществляют проводку судов в летне-осенний период на предельно коротких дистанциях— 1—1,5 кб. В зимний период при работе в условиях ледовых сжатий, когда возникает необходимость работать на дистанциях менее 1 кб, а условия видимости не позволяют своевременно обнаружить препятствия, прибегают к буксировке вплотную.
Основным прибором, позволяющим определять дистанцию между судами в караване, в настоящее время является радиолокатор. С помощью радиолокатора судоводитель с достаточной точностью измеряет дистанции до впереди и сзади идущих судов, анализирует тенденцию изменения этих дистанций и предпринимает соответствующие меры по управлению судном. На современных ледоколах контроль за положением судов в караване осуществляется с помощью специальных приемников, на экраны которых транслируется радиолокационное изображение окружающей обстановки.
Большое значение для безаварийной проводки имеет развитый глазомер судоводителя. Поэтому рекомендуется как можно чаще сравнивать дистанции, определенные глазомерно, с дистанциями, измеренными с помощью радиолокатора.
Измерение скорости движения судна при плавании во льдах осуществляется с помощью лагов различных конструкций (гидродинамического, индукционного, гидроакустического, планширного и т. п.). Наиболее удобным и надежным лагом при ледовом плавании является индукционный лаг, который позволяет получать значения мгновенной скорости и пройденного расстояния при любых условиях плавания. Постоянный контроль скорости при плавании в караване позволяет судоводителю сохранять заданную дистанцию между судами и своевременно извещать ледокол и соседние суда о непредвиденных изменениях скорости.
При плавании во льдах полезно сравнивать скорость судна, определяемую визуально, со скоростью по лагу. При достаточном навыке разница между значениями этих скоростей не будет превышать 10%, что позволит более уверенно осуществлять совместное плавание в караване.
При неработающем лаге скорость судна при плавании во льду можно определять с помощью радиолокатора, вычисляя разность дистанций до приметных льдин, находящихся на острых носовых или кормовых углах, за промежуток времени 3 или 6 мин.
Буксировка судна ледоколом применяется при плавании в сложных ледовых условиях, наличии сжатий, при повреждении проводимого судна, а также для увеличения скорости проводки судов во льду.
Основанием для принятия решения о необходимости использования буксировки в каждой конкретной проводке служит оценка ледовых условий плавания. Потребность в буксировке возникает в тех случаях, когда продвижение судна за ледоколом возможно лишь на дистанции проводки меньше минимально допустимой или когда судно из-за околок имеет слабое продвижение либо не имеет движения. Такие условия обычно возникают при наличии сжатий, превышающих 1—2 балла, или при значительной толщине льда, обусловливающей большую плотность тертого льда в канале.
Буксировка судов ледоколами во льдах осуществляется, как правило, на буксире вплотную. Буксировка на канате длиной до 100 м применяется в исключительных случаях, при плохой управляемости каравана, в силу особенностей и технического состояния буксируемого объекта, в зависимости от характера выполняемой задачи. Буксировка на длинном канате во льдах не применяется.
Все современные ледоколы оборудованы специальными буксирными устройствами, имеют достаточный запас буксирного каната и стропов, инструментов и снаряжения.

Оценка стоимости работы для курсантов
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
  • Шрифт, pt
  • 12 pt
  • 14 pt
  • Другой
Прикрепить файл
Узнать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *