Общая характеристика корреляционных лагов

Корреляционная обработка принятого эхосигнала с целью получения ин-формации о скорости судна на практике стала использоваться относительно недавно. Достаточно детальные исследования в этом направлении были вы-полнены в США компанией «Дженерал электрик» при содействии корпорации «Сперри» и шведской фирмой «Юнгер Инструмент» в 70-е годы прошлого сто-летия. Сообщения о разработке первою промышленного образца шведского корреляционного лага «SAL-ACCOR» для морских судов относятся к 1973 г. В 1977 г. группой научных сотрудников Акустического Института АН СССР был предложен, а затем и испытан в океанских условиях корреляционный лаг, обеспечивающий повышенную точность измерения скорости судна в условиях его движения с боковым сносом. В 1979 г. появились рекламные сообщения компании «Дженерал электрик» о разработке промышленного образца корре-ляционного лага «Quo Vadis» для морских объектов различного назначения, которому приписываются высокие технические характеристики, в том числе возможность измерения составляющих вектора скорости судна при любых глубинах под килем по сигналам от дна и в условиях качки. В этот же период появилось сообщение о модели корреляционного лага МХ-810 (Магнавокс, США), способном измерять скорость относительно грунта при глубинах до 5100 м.

В последнее время исследования в рассматриваемой области заметно активи-зировались, что обусловило появление многих качественных образцов корреляци-онных лагов. Так, достаточно широкое применение на морских судах находят гид-роакустические корреляционные лаги SAL-840, SAL-860, SAL-Т1, SAL-Т2, SAL-Imcor-2 и SAL-R-1, разработанные шведской фирмой “Consilium Marine”. В различ-ных странах мира, включая и Россию, ими уже оборудовано более 1000 судов. На-ряду с указанной фирмой корреляционные лаги производят и такие известные ком-пании как “Magnavox”, “Echo Pilot”, “Marine Acoustic Ltd.” и ряд других.

Корреляционные лаги, как и доплеровские, могут измерять относительную и аб-солютную скорости судна. Кроме того, указанные лаги позволяют измерять глубину под килем судна и, тем самым, одновременно могут выполнять функции эхолотов. Лаги построены на современной электронной базе и отвечают всем требованиям, предъявляемым к приборам данного типа.

Основные технические характеристики типовых моделей лагов фирмы “Consi-lium Marine” приведены в [12]. Параметры других моделей лагов данной фирмы достаточно близки к указанным в таблице.

Следует отметить, что фирмой “Marine Acoustic Ltd.” [19] разработан, пожалуй, наиболее точный на сегодняшний день корреляционный лаг “Covelia”, который предназначен для использования на подводных, преимущественно исследователь-ских судах. Имея незначительные размеры, он позволяет измерять направление век-тора скорости судна с погрешность до 1 градуса, а значения составляющих скорости с погрешностью, не превышающей 0,005 узла в диапазоне скоростей от 0 до 10 уз-лов. Разрешающая способность лага, соответствующая минимальному значению его погрешности, составляет 0,001 узла. Погрешность измерения глубины под килем судна не превышает 0,1 метра.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама