Корреляционный лаг. Общая характеристика корреляционных лагов

Корреляционная обработка принятого эхосигнала с целью получения информации о скорости судна на практике стала использоваться относительно недавно. Достаточно детальные исследования в этом направлении были вы-полнены в США компанией «Дженерал электрик» при содействии корпорации «Сперри» и шведской фирмой «Юнгер Инструмент» в 70-е годы прошлого столетия. Сообщения о разработке первою промышленного образца шведского корреляционного лага «SAL-ACCOR» для морских судов относятся к 1973 г. В 1977 г. группой научных сотрудников Акустического Института АН СССР был предложен, а затем и испытан в океанских условиях корреляционный лаг, обеспечивающий повышенную точность измерения скорости судна в условиях его движения с боковым сносом. В 1979 г. появились рекламные сообщения компании «Дженерал электрик» о разработке промышленного образца корре-ляционного лага «Quo Vadis» для морских объектов различного назначения, которому приписываются высокие технические характеристики, в том числе возможность измерения составляющих вектора скорости судна при любых глубинах под килем по сигналам от дна и в условиях качки. В этот же период появилось сообщение о модели корреляционного лага МХ-810 (Магнавокс, США), способном измерять скорость относительно грунта при глубинах до 5100 м.
В последнее время исследования в рассматриваемой области заметно активизировались, что обусловило появление многих качественных образцов корреляционных лагов. Так, достаточно широкое применение на морских судах находят гидроакустические корреляционные лаги SAL-840, SAL-860, SAL-Т1, SAL-Т2, SAL-Imcor-2 и SAL-R-1, разработанные шведской фирмой “Consilium Marine”. В различ-ных странах мира, включая и Россию, ими уже оборудовано более 1000 судов. Наряду с указанной фирмой корреляционные лаги производят и такие известные ком-пании как “Magnavox”, “Echo Pilot”, “Marine Acoustic Ltd.” и ряд других.
Корреляционные лаги, как и доплеровские, могут измерять относительную и абсолютную скорости судна. Кроме того, указанные лаги позволяют измерять глубину под килем судна и, тем самым, одновременно могут выполнять функции эхолотов. Лаги построены на современной электронной базе и отвечают всем требованиям, предъявляемым к приборам данного типа.
Следует отметить, что фирмой “Marine Acoustic Ltd.” разработан, пожалуй, наиболее точный на сегодняшний день корреляционный лаг “Covelia”, который предназначен для использования на подводных, преимущественно исследовательских судах. Имея незначительные размеры, он позволяет измерять направление век-тора скорости судна с погрешность до 1 градуса, а значения составляющих скорости с погрешностью, не превышающей 0,005 узла в диапазоне скоростей от 0 до 10 узлов. Разрешающая способность лага, соответствующая минимальному значению его погрешности, составляет 0,001 узла. Погрешность измерения глубины под килем судна не превышает 0,1 метра.





Похожие статьи





Добавить комментарий