1.Измерение угла дрейфа с помощью двухкоординатного лага (лага дрейфомеа). С помощью индукционного лага-дрейфомера определяются продольная и поперечная составляющие скорости судна Vx и Vy. Угол дрейфа ? и скорость судна по линии пути V рассчитываются по следующим формулам:
2. Определение угла фдрейфа по пеленгам и расстояниям до свободно плавающего предмета. Судно следует истинным курсом с расчетом пройти вблизи плавающего предмета. Измеряются пеленги на предмет и дистанции до него. В момент каждого измерения замечают время Т и отсчет лага ОЛ. На чистом листе бумаги от произвольной точки, которая принимается за место предмета, прокладываются линии рассчитанных ОИП. Вдоль каждой проложенной линии в выбранном масштабе откладываются измеренные расстояния.
Полученные точки К1, К2 и т.д. являются местами судна относительно плавающего предмета. Проведя через полученные точки прямую линию, получают линию пути. Измерив ее направление относительно меридиана, получают ПУ?. Угол дрейфа ?=ПУ?-ИК
3.Определение дрейфа и пути корабля по обсервациям.
По ряду определений мест корабля на карте проводится линия пути, направление которой ПУa измеряется с помощью параллельной линейки и транспортира. Обычно определения места корабля не бывают абсолютно точными, вследствие чего обсервованные точки располагаются не по прямой, а по ломаной линии. В этом случае за путевой угол принимается направление средней линии, проведенной между обсервованными точками.
На величину путевого угла влияет не только дрейф корабля, но и течение. Чтобы исключить влияние течения, при определении величины дрейфа поступают следующим образом. От точки на линии пути, соответствующей последнему определению места в направлении, противоположном направлению течения, откладывают отрезок
ВС = ((Тп — Т1) / 60) * Vт ,
где Тп — Т1 — промежуток времени между первым и последним определениями места в минутах;
Vт — скорость течения в узлах.
За путевой угол ПУ? принимается направление прямой AС.
4.Частным случаем рассмотренного способа является определение угла дрейфа по створу или по отдаленному предмету. Если корабль ляжет на створ так, чтобы направление его перемещения точно совпадало с направлением створа, то угол дрейфа определится как разность между направлением створа (он же ПУ?) и истинным курсом, при котором корабль перемещался по линии створа.
5. Определение угла дрейфа по трем пеленгам на один ориентир. Для определения угла дрейфа этим способом измеряются три пеленга на один плавающий предмет. В момент каждого измерения каждого пеленга замечается время. Рассчитываются промежутки времени между моментами измерения пеленгов:
На чистом листе бумаги из произвольной точки А прокладываются измеренные перегни. Из произвольной точки а1 на линии первого пеленга прокладывается линия истинного курса. По линии истинного курса от точки а1 откладываются отрезки, пропорциональные промежуткам времени между моментами измерения пеленгов. Через полученные точки а2 и а3 проводятся линии, параллельные первому пеленгу, до пересечения с линиями второго и третьего пеленгов. Соединив полученные точки, получают линию пути с учетом дрейфа.
6. Предвычисление угла дрейфа. На основании исследований действия ветра на судно получены формулы для расчета угла дрейфа. Наиболее простой и теоретически обоснованной является формула, предложенная Матусевичем:
Где ?- угол дрейфа, град; W- скорость кажущегося ветра, м/с; V-скорость судна, уз; qw- курсовой угол кажущегося ветра, град; к — коэффициент дрейфа.
Литература
1. Дмитриев В.И., Григорьев В.Л., Катенин В.А. Навигация и лоция. Учебник для вузов/Под ред. В.И. Дмитриева –М.:ИКЦ «Академкнига», 2004.-471 с.:ил.
2. Ермолаева Г.Г. Справочник капитана дальнего плавания. – М.: Транспорт, 1988. -248 с.