Организация метеорологической службы на морских судах. Порядок и содержание гидрометеорологических наблюдений на морских судах.

Судовые гидрометеорологические наблюдения — комплекс измерений и наблюдений за состоянием погоды и поверхности моря. Они являются существенным дополнением к гидрометеорологической информации, собираемой с наземных метеорологических, аэрологических станций, береговых гидрометеорологических станций и с искусственных спутников Земли.
Гидрометеорологические наблюдения могут быть организованы на добровольной основе на всех типах судов, имеющих средства связи и условия, приемлемые для установки приборов, их эксплуатации и обслуживания.
На судах водоизмещением 600 т и более, плавающих в морях и океанах, организуются судовые гидрометеорологические станции (СГМС).
СГМС организуются силами территориальных морских УГМС Росгидромета при наличии согласия капитана, штурманского состава и радиооператоров судов производить добровольные попутные гидрометеорологические наблюдения по программе, определенной для каждого судна портовым метеорологом УГМС, и передавать через имеющиеся средства связи результаты наблюдений в береговые отечественные и зарубежные радиоцентры (РЦ).
Объем гидрометеорологических наблюдений и порядок их выполнения на судне определяются Наставлением гидрометеорологическим станциям и постам, вып. 9, часть III «Гидрометеорологические наблюдения, производимые штурманским составом на морских судах».

Организация и обеспечение функционирования СГМС осуществляется капитаном судна. Наблюдения производятся вахтенным штурманом. В отдельных случаях наблюдения могут быть выполнены по распоряжению капитана другим членом экипажа, однако за своевременное производство наблюдений и их качество отвечает вахтенный штурман. Ответственным штурманом-наблюдателем является, как правило, третий помощник капитана.
Наблюдения производятся на судах по маршруту их плавания вне пределов акваторий порта 4 раза в сутки по всемирному координированному времени (UТС) (эквивалентно среднему гринвичскому времени СГВ) в сроки наблюдений 00, 06, 12, 18 ч.
Первое наблюдение после выхода судна за пределы акватории порта производится в ближайший к одному из указанных выше сроков, а последнее в срок, который наиболее близок ко времени прибытия судна в пределы акватории порта назначения. Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями производятся с момента их обнаружения и до полного прекращения.
Наблюдения не производятся при сложной навигационной обстановке, при стоянке судов в портах у причала, при прохождении узкостей, при коротких (не более 4 ч) переходах судна из порта в порт.
Производятся наблюдения за следующими гидрометеорологическими величинами:
— облачностью (количеством, формой облаков и высотой их нижней границы),
— метеорологической дальностью видимости (МДВ),
— направлением и скоростью ветра,
— температурой воздуха и поверхностного слоя воды,
-атмосферным давлением,
— значением и характеристикой барической тенденции,
-направлением перемещения зыби,
-периодом и высотой ветровых волн и зыби,
-гидрометеорологическими явлениями,
-обледенением судна и морскими льдами.
Наблюдения начинаются за 30 мин до срока наблюдений в соответствии с рекомендуемым порядком (рис.1). Непосредственно в срок наблюдений должны быть измерены атмосферное давление, значение барической тенденции и определена ее характеристика.

Рис. 1. Рекомендуемый порядок производства наблюдений.
Допускается сдвиг производства наблюдений от начала срока на более раннее время, но не более чем на 30 мин, в случаях привлечения вахтенного штурмана на подвахты (сразу же после вахты) и если часы радиовахты не позволяют передавать радиограмму в течение 20 мин после срока наблюдений.
При резких ухудшениях погодных условий между сроками наблюдений, приводящих к возникновению стихийных гидрометеорологических явлений СГЯ (при достижении критических значений скорости ветра, высот волн, МДВ, скорости обледенения судна, а также при сжатии судна во льдах, появлении шквалов, смерчей, стоячих волн), производятся дополнительные наблюдения за этими явлениями в соответствии с требованиями, а также по указанию УГМС.
Наблюдения за облаками, МДВ, гидрометеорологическими явлениями, волнением, ветром и морскими льдами производятся с пеленгаторной палубы. Температура воздуха измеряется с левого или правого (наветренного) борта ходового мостика. Температуру поверхностного слоя воды измеряется с наиболее низкой части открытой палубы наветренного борта, атмосферное давление и его характеристики — в штурманской рубке.
В таблице 3 приведен Перечень основных метеорологических элементов и наименование приборов, с помощью которых они измеряются.
Таблица 3.
Измеряемый элемент Приборы, применяемые для измерения (регистрации)
Температура воздуха и воды Термометры различных типов термографы, психрометры
Влажность воздуха Психрометры, гигрометры, гигрографы
Атмосферное давление Барометры, барографы
Скорость и направление ветра Анеморумбометры, анемометры, флюгер, анеморумбографы
Количество и интенсивность атмосферных осадков Осадкомеры, плювиографы
Дальность видимости Измерители и регистраторы метеорологической дальности видимости
Количество и форма облаков Визуально, аппаратура метеорологических спутников, радиолокаторы
Высота нижней границы облаков Измерители и регистраторы высоты облаков, шары-пилоты
Туман Визуально
Грозы Грозорегистраторы, грозопеленгаторы

Наблюдения за стихийными гидрометеорологическими явлениями СГЯ включают:
1)определение вида СГЯ в соответствии с перечнем и дополнительными указаниями УГМС;
2)измерение значения и оценку интенсивности СГЯ;
3)определение времени начала, усиления и окончания СГЯ.
При обнаружении СГЯ необходимо:
1)зафиксировать время и место (координаты) обнаружения СГЯ;
2)установить непрерывное и тщательное наблюдение за его развитием;
3)обеспечить бесперебойную работу всех средств измерений, по которым в результате измерений оценивается интенсивность СГЯ или определяется наличие явления;
4)сфотографировать редко встречающиеся явления или зарисовать и подробно описать;
5)при наличии экономического ущерба (при потере шлюпок, приборов, разрушений палуб судна, береговых построек) необходимо описать причиненный ущерб.
При обнаружении СГЯ необходимо информацию о нем включить в радиограмму и сразу же под индексом ШТОРМ передать в Гидрометцентр России, а также в адреса, представленные судовладельцем.
При составлении радиограммы о СГЯ необходимо руководствоваться следующими положениями действующего кода KH-01c:
-радиограмма составляется открытым текстом, четко и полно, без сокращений и лишних слов;
-в радиограмме сообщается время начала явления по UTC;
-координаты судна во время обнаружения СГЯ;
-название явления и его интенсивность;
-информация о сопутствующих СГЯ гидрометеорологических величинах (направление и скорость истинного ветра, состояние моря, при обледенении — температура воздуха и воды и т. д.).
По окончании СГЯ сделать подробное его описание в таблице «Дополнительные сведения о СГЯ» журнала КГМ-15.
Результаты судовых наблюдений используют:
— прогностические подразделения отечественных и зарубежных гидрометеорологических служб для составления гидрометеорологических прогнозов разной заблаговременности с целью обеспечения безопасности мореплавания, рыбного промысла в морях и океанах, разведки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, нормального функционирования портов и других видов работ, проводимых в море, океане и в прибрежной зоне;
— УГМС и ВНИИГМИ-МЦД для создания и ведения банков данных с целью дальнейшего их обобщения и получения режимной (климатической) информации, используемой для составления климатических справочников, атласов, карт, лоций, а также с целью выполнения запросов (заявок) разных ведомств и организаций о гидрометеорологических условиях акваторий морей (океанов). Поступившие для накопления во ВНИИГМИ—МЦД данные судовых гидрометеорологических наблюдений заносятся на технические носители и архивируются в Государственном фонде гидрометеорологической информации в УГМС Росгидромета.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама