При использовании информации, полученной от индукционных лагов, следует иметь в виду, что эти лаги измеряют не скорость судна относительно окружаю-щего его водного пространства, а скорость потока воды, омывающего ин-дукционный преобразователь. Поэтому показания лага могут отличаться от от-носительной скорости судна из-за целого ряда причин, связанных с характером
обтекания его корпуса. В свою очередь, характер обтекания корпуса судна зави-сит от множества факторов, основными из которых
являются геометрия его днища, степень обрастания v корпуса, наличие углов крена и дифферента, маневрирование судна, плавание на мелководье, работа vашины на задний ход.
Выпуклая форма днища судна при его движении с дрейфом в силу принципа неразрывности потока жидкости приводит к увеличению скорости обтекания ИП и, как следствие, показаний лага. Нередко такие явления можно обнаружить при изменении судном своего курса. На рис. 2.27 представлен один из возможных вариантов изменения скорости судна v и показаний лага vл при изменении курса судна. Здесь через tнм и tкм обозначены моменты начала и конwа маневра, соответственно. В процессе маневра за счет уве-личения скорости обтекания корпуса судна показания лаговой скорости увеличива-ются, в то время как скорость судна падает. После завершения маневра показания лага приходят в соответствие со значением текущей скорости судна, которая посте-пенно увеличивается до уровня, имевшего место до начала маневра.
На эту ошибку может накладываться погрешность v, возникающая за счет от-клонения места установки ИП от центра масс судна. В первом приближении эта по-грешность может быть описана выражением [16]:
v y Y z Z , (2.43)
где ωy и ωz – проекции угловой скорости ω судна на его оси Z и Y, а ΔΖ и ΔΥ – рас-стояния от центра тяжести судна до точки установки ИП вдоль осей Z и Y, соответ-ственно.
В той же работе показано, что для относительного лага погрешность измерения продольной составляющей скорости v при движении судна без качки, но с углом дифферента γ определяется выражением:
v v(1). (2.44)
При наличии вертикальной скорости судна vв, имеющей место при его качке, и угловой скорости поворота судна оценка погрешности показаний лага может быть произведена, используя следующее равенство:
v vcosvв sinzZ yY. (2.45)
Поскольку качка носит периодический характер, с целью повышения точности из-мерений производится осреднение полученных результатов на определенном интер-вале времени.
Обрастание корпуса судна для не выстреливаемых за пределы по-граничного слоя ИП может привести к изменению поправки лага на 2,5% в год [14].
Наряду с указанными причинами точность работы лага существенно зависит от качества его регулировки. Последняя осуществляется по результатам испытаний изделия на мерной линии. При этом полная ошибка лага представляется в виде трех составляющих: постоянной ошибки, не зависящей от скорости судна; ошибки, из-меняющейся пропорционально скорости судна, и ошибки, зависящей нелинейно от скорости судна. Первая составляющая устраняется путем калибровки лага и уста-новки рабочего нуля, вторая – путем его масштабирования и третья специальным нелинейным корректором. Методику регулировки конкретного типа лага можно найти в его документации.