В своем движении оборотные средства проходят последовательно три стадии: денежную, производительную и товарную.
Денежная стадия является подготовительной, она протекает в сфере обращения, где происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов.
Производительная стадия – непосредственный процесс производства.
На товарной стадии продолжает авансироваться продукт труда, в том же размере, что и на производительной стадии. Лишь после превращения товарной формы стоимости произведенной продукции в денежную, авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции.
Остальная сумма составляет денежные накопления, которые использу-ются в соответствии с планом распределения. Часть накоплений, предназна-ченная для расширения оборотных средств, присоединяется к ним и совершает последующие циклы оборота.
Денежная форма, которую принимают оборотные средства на третьей стадии их кругооборота, одновременно является и начальной стадией оборота средств.
Источники формирования оборотных средств – это прибыль, кредиты (банковские, коммерческие), акционерный (уставный) капитал, паевые взно-сы, бюджетные средства, перераспределенные ресурсы (страхование), кредиторская задолженность.
Окончательный расчет потребности в оборотных средствах производится по формуле:
,
где КОБ — величина оборотного капитала,
QР ПЛ – объем реализованной продукции в плановом периоде,
FK – количество календарных дней в плановом периоде,
ЗК – затраты капитала в расчете на 100 денежных единиц с оборота.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств рассчитывается по формуле:
КОБ = В/О,
где В – стоимость реализованной продукции за определенный период;
О – средний остаток оборотных средств за тот же период.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств сокращает потребность в них и повышает эффективность использования оборотных средств.
Сокращение производственного цикла на флоте означает ускорение доставки груза, а следовательно, приводит к ускорению оборачиваемости обо-ротных средств как в пароходствах, так и в других отраслях хозяйства.
Сокращение производственного цикла на судоремонтных предприятиях
уменьшает размеры незавершенного производства, которое составляет более половины оборотных фондов.
Особо важное значение на морском транспорте (основная деятель-ность) имеют уменьшение расхода и экономия топлива и различных матери-алов, представляющих главные элементы оборотных фондов. Здесь очень важна роль экипажа, а также совершенствование энергетических установок, повышение их экономичности. Одним из путей повышения экономичности является использование тепла отходящих газов.
К факторам, влияющим на ускорение оборота средств, относятся рациональная организация снабжения предприятий и сбыта продукции, укрепление финансовой дисциплины, а также своевременные расчеты по платежам.