Подготовка судна к плаванию во льдах



Если предстоит ледовое плавание, перед выходом в море судоводители:
-изучают правила плавания судов, проводимых через лед; международные сигналы, применяемые для связи между ледоколом и проводимыми судами; специальные пособия, обобщающие опыт ледового плавания;
-получают у капитана порта или у руководителей ледовыми операциями полный инструктаж и карту ледовой обстановки на день вывода;
-организуют систематический прием факсимильных карт погоды и ледовой обстановки;
-наносят на путевые карты (или кальку) ледовую обстановку, выполняют предварительную прокладку с учетом полученных данных о ледовой обстановке, ледового прогноза к имеющегося опыта плавания в данном районе;
-готовят средства борьбы с обледенением судна;
-вывешивают в ходовой рубке таблицы сигналов для связи между ледоколом и проводимыми судами и условных эволюции самолета, вертолета) ледовой разведки при проводке судов.
Во время подготовки к плаванию во льдах под проводкой ледокола и в процессе проводки судоводители:
-проверяют действие средств сигнализации, связи, УКВ радиостанции. РЛС, поднимают выдвижной датчик лага;
-сохраняют установленные ледоколом место в караване и листании к»,
-следят за положением судов в караване, за льдом в канале, шириной канала, направлением и состоянием кромок канала
-предупреждают идущие сзади суда об изменении скорости своего судна, обнаружении в канале тяжелых обломков льда;
-недуг ледовое счисление пути;
-следят визуально и с помощью УКВ радиотелефона за всеми сигналами и распоряжениями ледокола и сообщениями судов;
-производят каждый час замеры воды в льялах, льяльных колодцах и танках, обшивка которых может получить ледовые повреждения; при сильных ударах о лед замеры производят немедленно;
-выполняют подготовительные операции на баке для буксировки судна вплотную за ледоколом (заваливают на палубу якоря, готовят и пропускают в якорные клюзы проводник из стального троса, готовят деревянную подушку, растительный трос для бензеля).
С приближением ко льдам и во время самостоятельного плавания судна в ледовых условиях вахтенный помощник капитана:
-заблаговременно предупреждает вахтенного механика о переводе СЭУ в маневренный режим работы, сверяет часы на мостике и в машинном отделении, проверяет внутрисудовую связь;
-проверяет состояние водонепроницаемых закрытий, уровень во¬ды в льялах, льяльных колодцах и танках, обшивка которых может получить ледовые повреждения;
-убирает выступающий из корпуса датчик лага;
-включает вторую рулевую машину, если совместная работа двух рулевых машин технически возможна, переходит на ручное управление рулем, проверяет запасное и аварийное рулевое управыление;
-включает РЛС, ведет радиолокационное наблюдение за разводьями и скоплениями льда;
-проверяет УКВ радиостанцию;
-проверяет ледовые прожекторы для плавания в сумерках и ночью;
-по указанию капитана устанавливает скорость движения в зависимости от характера и сплоченности льда, прочности корпуса, стараясь избегать ударов льда о корпус;
-по возможности ведет судно разводьями, обходя прочные льдины;
-ежечасно производит замеры воды в льялах, льяльных колодцах и танках; при ударах о лед замеры производит немедленно;
-перед дачей заднего хода убеждается, что руль поставлен в диаметральную плоскость судна.

Буксировка судна ледоколом применяется при плавании в сложных ледовых условиях, наличии сжатий, при повреждении проводимого судна, а также для увеличения скорости проводки судов во льду.
Основанием для принятия решения о необходимости использования буксировки в каждой конкретной проводке служит оценка ледовых условий плавания. Потребность в буксировке возникает в тех случаях, когда продвижение судна за ледоколом возможно лишь на дистанции проводки меньше минимально допустимой или когда судно из-за околок имеет слабое продвижение либо не имеет движения. Такие условия обычно возникают при наличии сжатий, превышающих 1—2 балла, или при значительной толщине льда, обусловливающей большую плотность тертого льда в канале.
Буксировка судов ледоколами во льдах осуществляется, как правило, на буксире вплотную. Буксировка на канате длиной до 100 м применяется в исключительных случаях, при плохой управляемости каравана, в силу особенностей и технического состояния буксируемого объекта, в зависимости от характера выполняемой задачи. Буксировка на длинном канате во льдах не применяется.
Все современные ледоколы оборудованы специальными буксирными устройствами, имеют достаточный запас буксирного каната и стропов, инструментов и снаряжения.
Каждое судно, проводимое ледоколом во льду, должно быть всегда готово принять буксир с ледокола независимо от того, нуждается оно в данное время в буксировке или нет. Такая готовность заключается в следующем.
1. Буксирное устройство судна (буксирные кнехты, битенги, клюзы) должно быть в исправном состоянии. Судно должно располагать необходимым запасом буксирных и швартовных канатов в том числе растительных канатов, такелажного инструмента и снаряжения в соответствии с Правилами Регистра.
2. Якорные скобы должны быть расхожены на случай необходимости отклепать якорные цепи от якорей. Если клюзовые трубы недостаточно широки и не позволяют провести в них вместе с цепями и буксирные канаты, необходимо отклепать якоря и убрать их на палубу. В противном случае можно ограничиться заваливанием якорей на палубу, потравив нужное количество цепей. Не следует подвешивать отклепанный якорь за бортом или оттягивать неотклепанный якорь по борту, это может послужить причиной серьезных аварий.
3. На баке судна должны быть заготовлены бросательные концы, тросы-проводники из легкого стального каната, кранцы, штормтрап, растительный канат для наложения бензеля на огоны буксирного стропа, подаваемого с ледокола, деревянные брусья, топор, необходимый инструмент. Чтобы быстрее завести буксирный строп сквозь оба клюза, проводники должны быть заведены заранее, а наружные концы проводников необходимо взять через козырек бака на палубу.
4. Палубная команда заблаговременно отрабатывает следующие способы крепления стропа или огона буксира:
пропуск короткого бревна через оба огона буксирного стропа ледокола (для малотоннажных судов);
соединение огонов стропа найтовом из растительного каната (бензелем) в несколько десятков шлагов (для отдачи буксира этот найтов рубят топором);
соединение огонов стропа большой такелажной скобой (типа якорной или цепной). Недостаток этого способа в том, что при сильном натяжении буксира скоба может деформироваться, поэтому не следует применять скобы с нарезными болтами, поскольку при перекосе скобы болт из нее не вывернется; заводка буксирного стропа через носовой клюз на битенги буксируемого судна.
В настоящее время на транспортных судах устанавливаются специальные устройства, обеспечивающие надежное и быстрое скрепление огонов буксирного стропа, а также безопасную и быструю отдачу буксира. До окончательного внедрения этих устройств следует считать приемлемыми все перечисленные способы крепления буксира. Для обеспечения безопасной отдачи буксира, закрепленного с помощью бревна, якорной скобы или заведенного на битенги буксируемого судна, дополнительно требуется заводка швартовного конца с кормы ледокола на бак судна.
5. На небольших транспортных судах в процессе подготовки к буксировке рекомендуется приготовить брагу, обнесенную вокруг палубных надстроек мачт, кнехтов, комингсов трюмов. Не допускается крепление буксирного каната только за швартовные кнехты или за брашпиль.
6. Работы по подготовке судна к буксировке во льдах должны быть выполнены заранее, до момента подхода судна в точку формирования каравана. Дополнительные меры по подготовке судна к буксировке должны быть приняты по требованию капитана ледокола, обеспечивающего проводку.





Похожие статьи





Добавить комментарий

Рекомендуем

Заказать новую работу