Промысловый флот – совокупность судов, предназначенных для до-бычи, обработки и транспортировки объектов водного промысла, средств обеспечения эксплуатации судов и органов управления. Суда промыслового флота разделяются на промысловые, вспомогательные и служебные.
Промысловые суда делятся на: 1) добывающие суда, непосредственно занятые добычей объектов промысла, и специализированные по орудиям лова (траулеры, сейнеры, дрифтеры) или по объектам промысла (зверобойные, краболовные и др.);
2) добывающе-перерабатывающие суда для добычи и переработки улова;
3) перерабатывающие суда, принимающие улов от добывающих судов (для разделки, заморозки, производства консервов, соленой продукции и рыбной муки из отходов производства);
4) приемотранспортные суда, доставляющие улов, полуфабрикаты и готовую продукцию из районов промысла на береговые пункты переработки или в рыбные порты для дальнейшей транспортировки в крупные промышленные центры.
Вспомогательные суда предназначены:
1) для научных исследований (промысловые научно-исследовательские суда),
2) для поиска объектов промысла и определения периодов и способов их лова в новых районах промысла (суда перспективной разведки),
3) для сбора данных о степени концентрации известных объектов в освоенных районах промысла (суда оперативной разведки),
4) обучения будущего командного состава (учебно — производственные или учебные суда),
5) контроля сроков и районов промысла, объема и видового состава улова, применяемых орудий лова (рыбоохранные суда),
6) контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания (патрульные суда),
7) для снабжения судов в районах промысла топливом и водой (танкеры), транспортировки соли, тары и не рефрижераторных грузов (сухогрузные суда),
8) перевозки людей в районы промысла и на берег, предприятия (пассажирские суда),
9) спасения терпящих аварии промысловых судов (буксиры-спасатели).
Служебные суда обеспечивают работу остальных судов в портах, а также работу береговых предприятий. К ним относятся портовые буксиры, лоцманские суда, нефте- мусоросборщики, плавучие мастерские, плашкоуты, баржи и прочие.
В соответствии со статьей 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Договор морской перевозки может быть заключен: с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер), без такого условия.
Рейсовый чартер — применяется в регулярном и трамповом судоход-стве при перевозке массовых грузов судовыми партиями. Фрахтователю для выполнения перевозки предоставляется все судно, определенная часть судна или определенные грузовые помещения. Перевозчик обязан предоставить судно, полностью подготовленное к выполнению предстоящего рейса, и после окончания погрузки направить его с обычной скоростью в порт выгрузки. Он не имеет права использовать судно для других, даже попутных перевозок, если это не согласовано с фрахтователем.
Фрахтователь обязан предоставить согласованное количество груза, обеспечить погрузку-выгрузку в определенные сроки (сталийное время) и оплатить фрахт в соответствии с условиями договора. В специальных статьях чартера детально определены род и количество груза, порты погрузки-выгрузки и порядок их номинирования, количество причалов, сроки подачи судна под погрузку, порядок расчета сталийного времени, распределение между фрахтователем и перевозчиком расходов по грузовым операциям и т.д. По каждому из этих пунктов предусмотрены права и обязанности сторон в случае любых возможных отклонений реальных условий рейса от согласованных в чартере (отсутствие необходимого количества груза, простой в ожидании причала, опоздание судна к согласованной дате погрузки, различные форс-мажорные обстоятельства). Все условия перевозки, а также ставка провозной платы действительны только для договаривающихся сторон и только на период данной сделки.
Статья 117 Кодекса предусматривает, что договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме, наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.
Согласно статье 120 Кодекса чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна.
Заключение конкретных сделок производится на базе типовых форм чартеров. В процессе переговоров стороны вносят в стандартный типо-графский текст различные изменения, а также часто согласовывают специальные дополнения к проформе. Перед началом рейса капитану следует тщательно ознакомиться с чартером, всеми изменениями и дополнениями к нему, определить на этой основе свои обязанности по отношению к фрахтователю. А именно — сроки подачи судна под погрузку, требования по подготовке грузовых помещений к погрузке, порядок подачи предварительных нотисов и нотиса о готовности судна к грузовым операциям, количество груза, ограничения по осадке. Также необходимо изучить те пункты, по которым судовая администрация должна контролировать действия фрахтователя.
Статья 144 Кодекса предусматривает требования, предъявляемые к содержанию коносамента. В отличие от чартера коносамент не предусматривает обязанности перевозчика предоставить грузовладельцу определенное грузовое помещение. Отдельные партии груза могут быть размещены перевозчиком (капитаном) на судне по его усмотрению исходя из общих интересов рейса. Только размещение груза на верхней палубе должно быть согласовано с грузовладельцем, о чем делается отметка на лицевой стороне коносамента. Перевозчик имеет право после принятия данной партии грузить или выгружать любые другие грузы в этом или ином порту линии, а также выполнять различные вспомогательные операции и ремонтные работы. Условия перевозки и тарифы разрабатываются линейной компанией, Действуют для всех грузоотправителей и в течение длительного периода.
С юридической точки зрения коносамент является:
— распиской перевозчика или его агента, подтверждающей, что груз погружен на определенное судно или принят на склад для погрузки;
— доказательством договора морской перевозки между грузоотправителем и перевозчиком. Коносамент в качестве договора морской перевозки выдается, как правило, после заключения контракта на перевозку. В этом его отличие от чартера, который фактически содержит в себе все условия перевозки, и если грузоотправитель является также фрахтователем, усло-вия чартера имеют привилегию перед коносаментом. В связи с этим важно, чтобы условия контракта на перевозку не расходились с условиями в коносаменте;
— «титульным» документом, ценной бумагой (a document of title). Будучи распиской перевозчика, подтверждающей получение груза на борт судна, а также наделенный грузоотправителем как negotiable instrument. Коносамент выступает как document of title, который позволяет покупателю распоряжаться грузом, когда он еще находится в море, передать право на владение грузом, если груз был индивидуализированным (ascertained good) или специфическим (specific good) товаром при договоренности сторон.
В коносаменте на одной из сторон указаны условия перевозки (в напечатанном виде). На другой стороне коносамента указаны данные, ка-сающиеся данной погрузки:
— наименование судоходной компании;
— номер коносамента; ссылка на грузоотправителя, наименование фирмы, предъявляющей груз к погрузке;
— наименование грузоотправителя; имя получателя груза (это не относится к ордерному коносаменту);
— адрес, имя партнера в порту назначения, который должен быть объявлен брокером по прибытии судна;
— наименование судна;
— наименование порта погрузки;
— наименование порта выгрузки
— порт, где оплачивается фрахт.
Коносаменты издаются несколькими экземплярами: оригинал (или оригиналы) и копии. В коносаменте дается описание груза, вес брутто, количество мест, маркировка. Внизу коносамента дата и порт доставки, имя и подпись брокера или подпись лица, уполномоченного подписать от его имени.