Прокладка при отсутствии дрейфа и течения

При отсутствии ветра и течения судно перемещается относительно морского дна только под действием собственных движителей.
Если пренебречь рысканием судна (отклонениями рулевого от заданного ему курса) и считать поправку курсоуказателя постоянной, то линия пути судна на навигационной карте изобразится прямой линией, совпадающей с направлением истинного курса.
Путь судна ? направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути судна по часовой стрелке от 0° до 360° (круговая система счета).
Линия пути судна ? линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря (рис. 1).

Рис. 1. Линия пути и путь судна
При ручном графическом счислении координат судна без учета дрейфа и течения решаются следующие задачи:
• расчет и прокладка истинных курсов;
• расчет и прокладка пройденных судном расстояний;
• учет циркуляции – изменения курса судна.
При ведении счисления используются показания приборов:
? репитера курсоуказателя (магнитного компаса, гирокомпаса и др.) – КК;
? репитера лага (значения VЛ и ОЛ);
? тахометров (Nоб/мин – число оборотов движителей);
? судовых часов (текущее время).
Требования к оформлению счисления пути судна на карте
При работе на карте все условные обозначения делаются в соответствии с «Условными обозначениями, применяемыми в судовождении».
Все положенные надписи и линии выполняются на навигационной карте только простым (М, ТМ) карандашом, причем:
1. ? толщина проводимых линий должна соответствовать толщине нанесенных на карту параллелей и меридианов;
2. ? нажим должен быть таким, чтобы после стирания линий и надписей на карте не оставалось следов;
3. ? все положенные надписи не должны затемнять (накладываться) на графическое изображение пути судна;
4. ? высота букв и цифр должна быть в 1,5?2 раза больше высоты цифр, обозначающих на карте глубины, т.е. ~ 3 мм (но не > 5 мм).
За исходную точку начала счисления принимается место судна на якоре (бочке, у причала), определенное по наблюдениям береговых ориентиров или по счислению (рис. .2).

Рис. 2. Оформление графического счисления пути судна на путевой карте
1. По счислимым координатам (?С, ?С) наносим место якорной стоянки, около которого на свободном месте записываем время съемки с якоря и полное показание счетчика лага (ОЛ0):
? время съемки с якоря;
? полное показание счетчика лага.
Во всех случаях дробная черта записи проводится по линейке и параллельно параллели.
2. Из точки якорной стоянки проводим направление линии истинного курса, рассчитанное по формуле:
ИК = КК + ?К (1)
где КК – приборный курс по курсоуказателю (его значение задано рулевому);
?К – поправка курсоуказателя от которого транслируется курс на репитеры.
Если курсоуказание идет от гирокомпаса, то
ИК = ККГК + ?ГК или ИК = ГКК + ?ГК (2)
Если курсоуказание идет от магнитного компаса, то
ИК = ККМК + ?МК (3)
где
?МК = d + ? (4)
– поправка магнитного компаса.
Над проведенной из точки якорной стоянки линией истинного курса (линией пути) делается надпись:
• КК – сокращенное обозначение компасного курса (ГКК, ККГЛ, ККП);
• 127,0° – значение компасного курса, заданное рулевому (знак равенства между КК и 127,0° по правилам не ставится);
• (+2,0°) – величина и знак принятой поправки курсоуказателя указывается в скобках.

Надпись над линией курса позволяет контролировать:
1. ? правильность удержания заданного курса (127,0°) рулевым;
2. ? величину принятой и учитываемой поправки курсоуказателя (+2,0°);
3. ? правильность проведения направления линии истинного курса на карте (129,0°).
При следовании судна по заданному курсу рулевой регулярно сверяет показания курсов по основному курсоуказателю (по ГК или по ГА или др.) и по магнитному компасу с докладом вахтенному капитану (вахтенному помощнику капитана).
Решение основных задач счисления пути судна на карте
Для нахождения счислимого места на заданное (текущее) время следует (рис. 2):
1. ? зафиксировать показания судовых часов с точностью до ± 1 минуты (11.00);
2. ? зафиксировать отсчет лага (ОЛ1) с точностью до 0,1 мили (60,4);
3. ? рассчитать пройденное судном расстояние по лагу:
SЛ = КЛ • РОЛ; РОЛ = ОЛ1 ? ОЛ0 (5)
4. ? рассчитать пройденное судном расстояние по оборотам его движителей:
SОБ = VОБ • t (6)
где VОБ – скорость хода судна по оборотам его движителей (VОБ = 18,0);
t – время плавания от исходной точки (Т0 = 10.20) до заданной (Т1 = 11.00) (40 мин.).
6. при условии, что SЛ = SОБ ? отложить его значение (в масштабе карты) от исходной точки по линии истинного курса и нанести счислимое место судна (на 11.00) условным знаком.
Рядом со счислимым местом записать дробью
При ведении счисления часто возникает необходимость знать время и отсчет лага прихода судна в заданную точку (точку встречи, точку якорной стоянки и т.д.).
Такая точка может быть задана (рис. 3):

Рис. 3. Способы задания на карте заданной точки
a. ? координатами (?, ?);
b. ? направлением на ориентир (ИП или КУ);
c. ? расстоянием (D) до ориентира и др.
Порядок решения подобной задачи.
1. ? найти заданную точку на линии ИК (а или б или в);
2. ? измерить расстояние (S) по линии ИК от исходной точки до заданной;
3. ? рассчитать время, которое нужно, чтобы пройти это S заданной V
(7)
4. ? рассчитать время прихода в заданную точку
T = T0 + t (8)
5. ? рассчитать значение
(9)
6. где КЛ – коэффициент лага для заданной скорости (V);
7. ? рассчитать значение отсчета лага, которое будет на счетчике лага с приходом в заданную точку
ОЛ = ОЛ0 + РОЛ. (10)

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу