Сталийное время и его исчисление

Срок, полагающийся на производство погрузочно-разгрузочных связанных с ними вспомогательных операций, называется сталийным временем или сталией. Сроки погрузки или выгрузки устанавливаются в нормативном порядке или соглашением сторон. Период (срок) сталии определяется либо на основании норм обработки судов, либо в единицах времени (дни, часы), предоставляемого фрахтователю. Большинство договоров фрахтования содержат специальные условия о сроке сталии. Эти условия нередко отсылаются к обычаям порта, но чаще прямо исключают их применение, так как разнообразие обычаев создает большие трудности в определении по ним срока сталии.
Во многих портах существует шкала для определения ежедневной нормы погрузки-выгрузки тех или иных грузов, которая будет применяться в данном случае. Шкала ежедневной нормы грузовых работ зависит от грузоподъемности судна и рода груза. Для определения срока сталии общее количество груза, подлежащего переработке, делится на норму, указанную в шкале. При этом учитывается размер и общее число одновременно работающих люков.
Сталия устанавливается отдельно для погрузки и выгрузки. Время, предоставленное для проведения этих операций, нельзя объединять, если только в чартере прямо не согласовано общее сталийное время для портов погрузки и выгрузки либо общий счет сталийного времени для всех портов погрузки и для всех портов выгрузки (принцип реверсибл, т. е. обратимости счета сталии). В этом случае перерасход сталийного времени в порту погрузки может повлечь его недостаток в порту выгрузки.

Течение срока сталии может быть приостановлено наступлением различных обстоятельств. К их числу относятся перерывы сталии в связи с непогодой, забастовками, исключение из сталии нерабочих и праздничных дней, наступление обстоятельств, которые можно рассматривать как непреодолимую силу.
Обычная для данного морского бассейна непогода (дождь, ветер, буря) не прерывает сталию, поскольку стороны в момент заключения чартера могли ее предвидеть. Непогода может прерывать сталию, если только создает невозможность погрузки (выгрузки) для всех грузов либо, если договор или портовый обычай прямо предусматривает исключение дней непогоды из сталийного периода для отдельных грузов, учитывая их особые свойства (например, дождь при погрузке сахара, зерна, цемента).
Забастовки в портах относятся к числу причин, прерывающих период сталии. Как правило, они учитываются в особых оговорках, которые освобождают стороны от oответственности за их последствия.
В принципе нерабочие и праздничные дни не рассматриваются как сталийные дни. Однако если в чартере предусматривается, что «воскресные и праздничные дни исключаются, если только они не используются», эти дни будут включены в сталию при условии, что работы действительно велись в этот период.
Непреодолимая сила прерывает сталию, если она препятствует непосредственному процессу погрузки-выгрузки морского судна. Ни судовладелец, ни фрахтователь не могут ссылаться на обстоятельства, даже подпадающие под признаки непреодолимой силы, если они наступили в период, предшествующий сталии, задержав ее наступление. Например, если фрахтователь не смог предъявить груз к перевозке по причине непреодолимой силы, вопрос о сталии не возникает, так как без предъявления груза процесс погрузки не может начаться.
Истечение сталийного времени имеет своим последствием переход судна на контрсталию. Контрсталия – это дополнительное время ожидания, в течение которого судно остается у причала для завершения операций по погрузке (выгрузке), начатых, но не законченных в период сталии. Превышение пределов сталийного срока оплачивается фрахтователем определенной суммой, называемой демереджем. В свою очередь судовладелец выплачивает фрахтователю вознаграждение (диспач) за окончание погрузки (выгрузки) груза до истечения сталийного времени.
Расчет сталийного времени производится на основании таймшита или стейтмента, подписываемых представителями фрахтовщика и фрахтователя. При несогласии капитана с записями в таймшите (стейтменте), он должен внести в него соответствующую оговорку.
Контрсталия может быть предусмотрена в чартере. В этом случае в нем указывается сумма демереджа. Урегулирование в чартере оплаты контрсталии (демереджа) и выплаты диспача встречаются наиболее часто. При отсутствии договоренности об этом вопрос решается на основе существующих положений закона либо на основе портовых обычаев.
Применение либо неприменение диспача/демереджа является правом сторон чартер-партии. Кроме того, фрахтование на условиях тайм-чартера означает наличие твердо определенного срока фрахта, ввиду чего сокращение времени фактической эксплуатации судна не влечет сокращение расходов грузовладельца, т. е. последний не нуждается в такой дополнительной услуге как досрочная обработка судна. Это обстоятельство характерно выражено в деле ОАО «Порт-Кавказ» с иском к ООО «Крамбол».
ОАО «Порт-Кавказ» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Крамбол» о взыскании 145 324 рублей 66 копеек диспача (премии) за досрочную обработку судна при выполнении погрузочных работ по договору от 28.12.04 № 28/1.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.12.04 ООО «Крамбол» (заказчик) и общество (порт) заключили договор № 28/1, согласно которому порт принял на себя обязанности по транспортно-экспедиторскому обслуживанию, накоплению на открытых складах порта и перевалке на экспорт минеральных удобрений металлургического производства насыпью.
В соответствии с пунктом 3.11 договора порт обязался организовать перегрузку груза на суда в соответствии с инструкциями заказчика с интенсивностью по принятой технологии перегрузки груза из минераловозов со склада. Согласно пункту 4.1 договора комплексная ставка за услуги порта составляет 7,92 долларов США за одну тонну погруженного на судно груза, поступившего в порт в минераловозах. Услуги, не предусмотренные настоящим договором, но выполненные по отдельной заявке заказчика оплачиваются по отдельным согласованным ставкам (пункт 4.3 договора).
В силу пункта 5.4 договора премия (диспач) за досрочную обработку судна, оплачивается порту заказчиком в размере 50 % ставки демереджа, указанной в чартер- партии.
В марте 2005 года истец осуществил перевалку 14 625,787 тонн груза в предоставленный ответчиком теплоход типа «Волго-Дон», который совершил 4 рейса по перевалке. Считая, что при выполнении погрузочных работ выполнена досрочная обработка судна первого рейса на 35 часов 55 минут, второго рейса на 5 часов, третьего рейса на 37 часов 20 минут, четвертого рейса на 15 часов 40 минут, и у ответчика возникли обязательства по выплате премии (диспача), общество обратилось в арбитражный суд.
В материалы дела представлен договор фрахтования (чартер-партия) судна «Волго-Дон 5105» от 16.02.05, заключенный ответчиком как судовым брокером, на условиях тайм-чартера, т.е. на определенный срок — с 28.02.05 по 20.03.05. По условиям данного договора демередж (диспач) не применяется.
Поскольку в договоре № 28/1 стороны установили правило определения размера диспача в зависимости от демереджа по конкретной чартер-партии, указание в последней на отсутствие демереджа означает отсутствие оснований для требования обществом диспача.
Довод истца о том, что данное условие договора не должно применяться поскольку нарушает его права на получение вознаграждения за досрочную обработку судна, не принимается судом кассационной инстанции. Применение либо неприменение диспача/демереджа является правом сторон чартер-партии. Кроме того, фрахтование на условиях тайм-чартера означает наличие твердо определенного срока фрахта, ввиду чего сокращение времени фактической эксплуатации судна не влечет сокращение расходов грузовладельца, т. е. последний не нуждается в такой дополнительной услуге как досрочная обработка судна.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчиком просьб о досрочной обработке судов либо наличия объективной необходимости обработки судов досрочно.
Таким образом, премия (диспач) за ускоренную обработку судна по данной чартер- партии выплате не подлежит.
Срок контрсталии длится непрерывно, исчисляется в текущих сутках и частях суток и начинает течь немедленно после окончания сталии. Нерабочие и праздничные дни и другие обстоятельства, прерывающие стадию, не относятся к контрсталии.
Истечение контрсталийного времени до завершения грузовых операций означает переход судна на детеншен, т. е. сверхконтрсталию. В этом случае перевозчик имеет право отправить судно в плавание, не ожидая окончания его обработки. При этом он сохраняет право на возмещение причиненных ему убытков, в том числе на получение полного фрахта. При переходе судна на детеншен существенное значение имеет, было ли зафрахтовано под перевозку данного груза все судно либо только его часть. В первом случае капитан не вправе отказаться от приема груза, поставленного до окончания контрсталийного времени, даже если принятие и укладка груза могли задержать судно. За каждый лишний день задержки сверх контрсталийного времени отправитель обязан возместить перевозчику причиненные убытки.

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу