Уведомление о готовности судна к грузовым операциям и ожидание причала

В чартерах принято точно определять срок, порядок и место подачи капитаном судна окончательного нотиса о готовности судна к грузовым операциям. Нотис о готовности может быть подан, если судно прибыло в место назначения и готово к погрузке или выгрузке. Нотис вручается капитаном судна отправителю или получателю либо их представителям. Судно считается готовым к погрузке (выгрузке), если прибыло в место назначения, и состояние его готовности отвечает всем предъявляемым к нему правовым и техническим требованиям. Под правовыми требованиями понимается выполнение капитаном указаний всех административных, санитарных, таможенных властей, действующих на территории порта. Критерием соответствия судна техническим требованиям является его пригодность к погрузке или выгрузке к моменту, указанному в нотисе о готовности.
Вручение нотиса о готовности должно быть сделано капитаном в письменной форме в официальные рабочие часы конторы порта. Нотис, поданный по окончании рабочих часов портовых контор либо в выходной или в праздничный день, рассматривается как врученный утром следующего рабочего дня. Если нотис о готовности был подан до действительной готовности судна либо после подачи нотиса произошло событие, приведшее к непригодности судна к погрузке (например, испортились лебедки), капитан обязан подать нотис второй раз, после приведения судна вновь в годное для приема груза состояние. В этом случае, судовладелец должен возместить фрахтователю убытки, возникшие в результате преждевременного либо ошибочного уведомления о готовности судна, если только он не сумеет доказать отсутствие своей вины.

Основное правовое значение подачи нотиса о готовности судна состоит в том, что с этого момента начинается исчисление сталийного времени. С другой стороны, если грузовые работы начинаются раньше, чем это вытекает из условий подачи нотиса о готовности, считается, что период погрузки следует исчислять с момента фактического начала работы на судне.
В практике используется серия договорных условий чартера (оговорок), которые имеют непосредственное отношение к началу исчисления сталийного времени, так как определяют очередность постановки судна к причалу. При отсутствии в чартере этих оговорок все расходы, связанные с ожиданием судна, вхождения в порт и постановкой к причалу, могут быть возложены на судовладельца.
Интересы судовладельца в случае занятости портов и причалов защищаются следующими оговорками:
-судно должно рассматриваться как предоставленное в пользование грузовладельцу с момента вхождения судна в порт в независимости от того, находится оно у причала или нет (whether in berth not);
-судовладелец не несет неблагоприятных коммерческих последствий, связанных с существующей в данном порту очередности обработки судов (free in turn without turn);
-грузовые операции на судне будут начаты согласно очередности прибытия последнего в порт погрузки (разгрузки), фактически после постановки судна к грузовому причалу (in turn);
-судно обрабатывается в порту вне очереди (out of turn);
-потеря судном очереди (losing turn).
Например, судно, дождавшись своей очереди, не может подойти к причалу по метеорологическим причинам;
зависимость очередности обработки судна зависит от его типа (оговорка in relevance of type of ship).
Например, первоочередная обработка предоставляется судам океанского плавания или линейным судам.
Сущность приведенных оговорок состоит в том, что время, потраченное на ожидание, рассматривается как время погрузки (выгрузки). Эти оговорки сочетаются в чартерах с условиями о подаче нотисов, в том числе нотиса о готовности, с момента подачи которого исчисляется начало сталии.
В тех случаях, когда одним из условий готовности судна к погрузке (выгрузке) является его нахождение у причала, целесообразно включать в чартер оговорку «время, потерянное в ожидании причала, считается временем погрузки (разгрузки) «time lost in waiting for berth to count as loading (discharging) time», т.е. переносить риск простоя на фрахтователя.
После получения места у причала, т. е. по окончании периода ожидания, капитан обязан, согласно условиям чартера, подать нотис о готовности, и сталийное время начинает исчисляться в соответствии с чартером.





Похожие статьи





Добавить комментарий

Рекомендуем

Заказать новую работу