В водотрубном котле внутри труб движутся вода и пароводяная смесь, а горячие дымовые газы омывают трубы снаружи. Судовая котельная установка называется вспомогательной, если пар используется во вспомогательном оборудовании судна. Примером вспомогательного котла типа КВ, служит вспомогательный котел КВ35 (рис.1). Он оборудован газовым воздухоподогревателем 7. Паропроизводительность котла 35 тыс. кг/ч, пар насыщенный давлением 2,65МПа.
Компоновка котла — контур циркуляции: опускные трубы 2 — водяной коллектор 4 — подъемные трубы 3 и 6 — барабан 1. В водяном коллекторе размещен подогреватель 5 для поддержания ко
тла в готовности (на ходу).
Рис. 1. Принципиальная схема вспомогательного водотрубного котла КВ35.
Рассмотрим вспомогательный водотрубный котел КВ1, основное назначение которого обеспечить паром турбинные приводы двух грузовых и двух зачистных насосов, а также систему обогрева грузов. Паропроизводительность котла 35 тыс. кг/ч при рабочем давлении 2,7 МПа. Расход топлива (мазут 40) при этой нагрузке 2430 кг/ч. На месте паронагревателя установлен змеевиковый двухсекционный экономайзер 2 (рис.2). Воздухоподогреватель 1 – двухсекционный (каждая секция трехпроточная по ходу газов), обеспечивает подогрев воздуха до 1200 С. Две горелки 7. Для уменьшения вибрации парообразующих труб 4 предусмотрено их крепление – гребенка 3. Водоподогреватель 6 в водяном коллекторе 5 используется для подогрева воды перед экономайзером. Благодаря увеличению поверхности нагрева воздухоподогревателя и снижению коэффициента избытка воздуха до 1,1 КПД повышен до 95%.
Рис. 2. Принципиальная схема вспомогательного водотрубного котла КВ1.
Еще одна модификации котлов КВ – котлы КВ2 (рис.3). Основной конструктивной особенностью котла является применение двухколлекторного петлевого пароперегревателя 2, поверхность которого выполнена из одного ряда петель. Воздухоподогреватель 1 – односекционный, одноходовой по воздуху и газу. Паропроизводительность котла 25 тыс. кг/ч при давлении пара 1,75МПа и КПД 84%.
Рис. 3. Принципиальная схема вспомогательного водотрубного котла КВ2.
Вспомогательные котлы зарубежной постройки значительно отличаются по принципам компоновки от отечественных. Главной конструктивной особенностью котлов типа ESHявляется оригинальная компоновка корпуса, состоящего из двух контуров циркуляции. Первый (экранный) контур образован подъемными трубами бокового экрана 4, экранной стенки 13 и заднего экрана 4 и двумя опускными трубами 6 большого диаметра, расположенными за пределами газохода и составляющими водяной экранный коллектор 8 малого диаметра с барабаном 1 котла. Характерной особенностью экранного контура циркуляции является наличие промежуточного пароводяного коллектора 3 малого диаметра, где собирается пароводяная смесь из труб экранов 4,13 и отводится по трем патрубкам 2 в барабан. В экранный контур циркуляции включен задний экран 5, водяным коллектором 9 которого служит глухой отросток отпускной трубы 6, вваренной в нее под углом 900. Пароводяная смесь из труб собирается в кольцевом пространстве 18 верхней наклонной части задней опускной трубы 17 конвективного контура циркуляции и отводится в барабан.
Второй контур циркуляции образован двумя опускными трубами 17 большого диаметра и слабообогреваемыми стояками 15, вваренными в водяной коллектор 12, каждый из которых обеспечивает подвод воды к шести наклонным парообразующим трубам 16 неодинаковой длины. Пароводяная смесь из этих труб отводится в промежуточные Г-образные коллекторы 21, соеиненные с барабаном.
Подобная компоновка обеспечивает высокую жесткость котла ESH благодаря установке четырех отпукных труб 6 и 17 большого диаметра, соединенных двумя продольными водяными коллекторами 7 и 12 и поперечным коллектором (глухим отростком 9) заднего экрана. Кросе этого увеличился объем топки и возрасла степень ее экранирования. В то же время эти коты весьма чувствительны к нарушениям циркуляции, что обусловлено более высокими гидравлическими сопротивлениями подъемных труб обоих контуров из-зи наличия пароводяных коллекторов 3 и 21, а также вследствие неравномерности тепловосприятия параллельно включенных труб 5 и 16 неодинаковой длины.
Рис. 4. Принципиальная схема вспомогательного водотрубного котла типа ESH.