Пластыри классифицируются на мягкие, жесткие, пневматические. К мягким пластырям относят: пластырь кольчужный (пластырь Баранова), пластырь облегченный (пластырь Макарова), пластырь шпигованный. На суда поставляются также парусиновые пластыри для учебных целей и для заделки небольших пробоин (трехслойные).
Кольчужный пластырь (пластырь Баранова) — наиболее прочный из всех мягких типов пластырей (рис. 1). Его изготавливают размером 3,0×3,0 или 4,5×4,5 м. Основанием пластыря является сетка, состоящая из колец диаметром около 300 мм, свитых из прядей гибкого оцинкованного стального троса диаметром 7-9 мм без органического сердечника. С каждой стороны сетки накладывают два слоя парусины, пропитанной водоупорным средством (покрышки). Основы покрышек взаимно перпендикулярны.
Сетка кольчужного пластыря имеет окантовку-ликтрос из стального каната диаметром 7-9 мм. Полотно пластыря (покрышки вместе с сеткой) окантовывается ликтросом из смольного пенькового каната толщиной 75— 90 мм по окружности. Ликтросы пластыря и сетки скрепляют между собой бензелями, пропущенными через люверсы в шкаторинах покрышек пластыря.
В середину колец сетки между покрышками закладывают парусиновые шайбы диаметром 110-125 мм в три слоя, после чего шайбы и покрышки прошивают насквозь.
Рис. 1. Пластырь кольчужный:
1 — коуш; 2 — бензель .коуша; 3 — люверс выметанный; 4 — бензель ликтроса; 5 -ликтрос пластыря; б — ликтрос сетки-кольчуги; 7 — покрышка наружная; 8 — покрышка внутренняя; 9 — шайбы парусиновые; 70 — кольцо сетки.
Рис. 2. Пластырь облегченный:
1 – кренгельс; 2 – коуш круглый; 3 – коуш; 4 – бензель коуша; 5 – люверс выметанный; 6 — бензель ликтроса; 7 – ликтрос пластыря; 8 – покрышка; 9 – войлочная прослойка толщиной 10 мм; 10 – карман распорных реек; 11 – распорная
На всех четырех углах и в середине каждой шкаторины в трос пластыря бензелями заделывают коуши, служащие для закладывания в них шкотов, оттяжек, подкильных концов. Средний шкот является одновременно контрольным штертом.
Облегченный пластырь (пластырь Макарова) — изготавливают размером 3,0×3,0 или 3,5×3,5 м (рис. 2) из двух слоев парусины (покрышек), между которыми закладывают грубошерстный войлок толщиной около 10 мм.
Основы покрышек должны быть взаимно перпендикулярны. Два слоя парусины и войлок простегивают по диагонали через каждые 200 мм. Пластырь по периметру окантован ликтросом из пенькового смольного каната толщиной 70-90 мм по окружности. С наружной стороны пластыря нашивают поперечные парусиновые карманы. При установки пластыря на цилиндрических или прямостенных местах корпуса судна в эти карманы вставляют распорные рейки для увеличения прочности пластыря.
При постановке пластыря на пробоину распорные рейки должны располагаться с наружной стороны. При заводке пластыря на двояковыпуклую поверхность корпуса судна их не вставляют.