Судовые электрические сети. Требования Морского Регистра судоходства к судовым электрическим сетям.

Судовые электрические сети классифицируют по назначению, конструкции и числу проводов, используемых для передачи электроэнергии.
По назначению судовые сети делят на силовые, основного освещения, аварийного освещения, аккумуляторного аварийного освещения, низковольтного переносного освещения, слабого тока, электро- и радионавигационного оборудования, радиотрансляции.
Силовые сети используют для передачи электроэнергии к электроприводам, сварочным преобразователям, нагревательным приборам.
Сеть основного освещения делят в свою очередь на несколько сетей. В сети освещения судовых помещений светильники общего освещения получают питание по одним кабельным линиям, светильники местного освещения и розетки — по другим. В сети освещения машинного отделения светильники получают питание в шахматном порядке как минимум от двух независимых щитов освещения или двух фидеров ГРЩ. В сети наружного освещения, кроме установки местных выключателей, обязателен выключатель централизованного отключения из ходовой рубки.
Сеть трюмного освещения питается от самостоятельного щита трюмного освещения и снабжена трюмными люстрами и стационарными светильниками. Сеть сигнально-отличительных огней получает питание от ГРЩ, АРЩ и ближайшего щита освещения через специальный коммутатор сигнально-отличительных огней.
Сеть аварийного освещения получает питание в нормальном режиме от ГРЩ через АРЩ и не имеет выключателей.

Сеть аккумуляторного аварийного освещения автоматически включается при исчезновении напряжения на ГРЩ или АРЩ при наличии АДГ. Освещение осуществляется малогабаритными катерными светильниками от общей аккумуляторной батареи (АБ) напряжением 24В или светильниками с местными малогабаритными АБ с автоматической подзарядкой от сети нормального освещения.
Сеть низковольтного переносного освещения служит для обеспечения осмотров и ремонта оборудования и получает питание через общие понижающие трансформаторы или вилки-трансформаторы.
Сети слабого тока включают сети машинных и рулевых телеграфов, тахометров, рулевых указателей, соленомеров, газоанализаторов, влагомеров, термометров, пирометров, средств управления, контроля и сигнализации.
Сеть электро- и радионавигационного оборудования включает сети гирокомпаса, лага, эхолота, радиолокатора, радиопеленгатора и др.
Сетью радиотрансляции обеспечивается трансляция радиопередач, служебных команд, записей.
По конструкции сети могут быть воздушными или кабельными. На судах применяют только кабельные сети.
Сети постоянного тока бывают 2-проводными (рис. 2 а) и 1-проводными. В 1-проводной сети роль 2-го провода выполняет корпус судна В 1-проводной сети повышается опасность поражения электрическим током и отсутствует возможность контроля качества изоляции сети.
Сети 3-фазного переменного тока могут быть 3- и 4-проводными с изолированной и заземлённой нейтралью. Правилами Регистра на судах допускается применять только 3- и 4-проводные сети с изолированной нейтралью. Считается, что они обладают высокой электробезопасностью. В действительности же судовая кабельная сеть имеет значительную ёмкостную связь с корпусом судна. Это не позволяет считать такую сеть изолированной даже в том случае, когда электрическое соединение ее с корпусом судна отсутствует. Опасность поражения человека током при соприкосновении с оголённым фазным проводом велика даже при очень хорошем качестве изоляции всей сети по отношению к корпусу судна.
В судовых установках допускается применение следующих систем распределения электрической энергии:
.1 переменного тока напряжением до 1000 В:
.1.1 трехфазная, трехпроводная изолированная;
.1.2 трехфазная трехпроводная с нулевой точкой, заземленной через высокоомный резистор или реактор (компенсированно-резистированная нейтраль);
.2 дополнительно для напряжений до 500 В включительно:
.2.1 трехфазная, четырехпроводная изолированная;
.2.2 трехфазная, четырехпроводная с нулевой точкой, заземленной в соответствии с 4.1.1.1.2;
.2.3 однофазная, двухпроводная изолированная;
.2.4 однофазная, двухпроводная с нулевой точкой, заземленной в соответствии с 4.1.1.1.2;
.2.5 однофазная, однопроводная с использованием корпуса судна в качестве обратного провода (на судах валовой вместимостью менее 1600) для напряжения до 50 В, кроме указанного в 6.8.4, при условии, что любой возможный ток не будет проходить непосредственно через любое из взрывоопасных помещений;
.3 постоянного тока:
.3.1 двухпроводная изолированная;
.3.2 однопроводная с использованием корпуса судна в качестве обратного провода (на судах валовой вместимостью менее 1600) для напряжения до 50 В, кроме указанного в 6.8.4, при условии, что любой возможный ток не будет проходить непосредственно через любое из взрывоопасных помещений.
При использовании корпуса судна в качестве обратного провода все конечные цепи должны быть двухпроводными, а изолированный обратный провод должен быть заземлен на заземляющей шине распределительного щита, от которого цепь получает питание, в доступном для осмотра месте.
При этом должны быть предусмотрены устройства для отключения от корпуса судна заземляющих шин для проверки состояния изоляции.
На судах валовой вместимостью 1600 и более допускается применение местных заземленных систем питания следующих потребителей (при условии, что любой возможный ток не будет проходить непосредственно через любое из взрывоопасных помещений и пространств):
.1 системы электрического (аккумуляторного) пуска двигателей внутреннего сгорания;
.2 системы катодной защиты корпуса судна с наложенным током;
.3 системы контроля и измерения сопротивления изоляции (см. 4.6.4.7).
Использование других систем распределения является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.
4.2 ДОПУСТИМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ
4.2.1 Допустимые напряжения на зажимах агрегатов источника электрической энергии с частотой 50 и 60 Гц, в зависимости от принятой системы распределения электрической энергии, приведены в 4.1.
4.2.2 Допустимые напряжения на зажимах источников электрической энергии постоянного тока не должны превышать следующих значений:
500 В — для силовых систем;
250 В — для систем освещения, обогрева и штепсельных розеток.
4.2.3 Допустимые напряжения на зажимах потребителей переменного тока не должны превышать значений, указанных в табл.4.2.3.

4.2.4 Допустимые напряжения на зажимах потребителей постояного тока не должны превышать значений, указанных в табл. 4.2.4.





Похожие статьи





Добавить комментарий