Для пуска двигателей, изменения направления вращения, регулирования скорости и остановки двигателей применяют аппараты, называемые контроллерами. По роду тока контроллеры бывают постоянного и переменного тока. Контроллеры, контакты которых включаются в силовые цепи электродвигателей, называются силовыми контроллерами.
Имеются контроллеры, которые замыкают цепи управления электромагнитных аппаратов (например, контакторов), а они, в свою очередь, замыкают и размыкают силовые цепи электродвигателей. Такие контроллеры называются командо-контроллерами.
В зависимости от конструкции контактной системы контроллеры могут быть барабанные н кулачковые.
Кулачковый контроллер состоит из комплекта контакторных элементов, замыкающихся и размыкающихся при помощи кулачковых шайб, расположенных иа валу контроллера.
Схематическое устройство контактной системы кулачкового контроллера показано на рис.8.1.
При повороте вала контроллера кулачковая шайба 1, сидящая на валу, поворачивается на некоторый угол и давит на ролик 2, шарнирно укрепленный на рычаге 3. Поворот рычага (на рис.8.1 вправо) приводит к замыканию контактов 4 и 5. В момент соприкосновения контактов подвижный контакт, перекатываясь, начинает скользить по неподвижному. Происходит так называемое притирание контактов, снимающее окись с контактных поверхностей. Приводная пружина 6 прижимает ролик к поверхности кулачковой шайбы. Взаимное прижатие контактов обеспечивается нажимной пружиной
Для лучшего гашения дуги каждый контактный элемент контроллера снабжен индивидуальным приспособлением для гашения дуги.
Контакты кулачковых контроллеров имеют большую разрывную мощность, чем контакты барабанных контроллеров, и допускают большее число включений (до 600 включений в час).
Рис.8.2.
На рис. 8.2 показана схема для пуска асинхронного двигателя с фазным ротором с помощью кулачкового контроллера. Контакты обозначены римскими цифрами, позиции вала аппарата — арабскими. При пуске «Вперед» работают контактные элементы, расположенные справа. Например, в третьей позиции замкнуты контакты I—IV. При этом статор подключен к сети, а в цепи ротора выведены первые ступени пусковых резисторов в двух фазах. В положении 5 все контакты замкнуты и ротор двигателя закорочен.