Заказать курсовую работу недорого Курсовая работа по дисциплине Теория, устройство и борьба за живучесть судна Расчет посадки и остойчивости судна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Камчатский государственный технический университет

Колледж

Курсовая работа
по дисциплине «Теория, устройство и борьба за живучесть судна

Расчет посадки и остойчивости судна

Выполнил Проверил
студент группы преподаватель

Петропавловск-Камчатский, 2013

Задание

на курсовую работу по дисциплине “Теория и устройство судна”

Выдано студенту__________________________ группы_______ вариант 8

Тема курсовой работы: “Расчет посадки и остойчивости судна в условиях эксплуатации”

Исходная техническая документация: “Информация об остойчивости для капитана суда типа т/х Котласлес 3-я серия.”

Вопросы подлежащие разработке.

-Описание судна и его ТТД;
-Выполнение схемы трюмов и цистерн судна;
-Описание порядка загрузки – разгрузки трюмов и приема – расходования тяжелого топлива для главного двигателя в соответствии с «Информацией»;
-Описание методики типового расчета координат ЦТ, оценки остойчивости, метацентрической высоты судна, построения диаграммы статической остойчивости и определения осадок судна носом и кормой.
-Определение количества израсходованного топлива на каждом этапе перехода;
-Проведение типовых расчетов остойчивости и посадки судна на этапах перехода в соответствии с рекомендациями «Информации».

МАРШРУТ ПЕРЕХОДА

1. Выход из порта Корсаков с полными запасами и максимальным количеством однородного груза в трюмах с осадкой по летнюю грузовую марку без оледенения (п. 1).
2. Переход в порт Владивосток (п. 2).
3. Сдача (в п. 2) 550 тонн груза
4. Переход в порт Пусан (п. 3).
5. Сдача (в п. 3) 600 тонн груза
6. Переход в порт Корсаков (п. 4).
7. Прием (в п.4) 1100 тонн груза

Задание выдал преподаватель ________________

Задание принял студент ____________________

Содержание:

Введение 5
1.Методика самостоятельной оценки остойчивости 7
1.1. Описание судна и его ТТД 7
1.2. Схема трюмов и цистерн судна 8
1.3. Общие требования к проведению принятия,
расходования и снятия грузов и запасов 8
1.4. Описание порядка приема и расходования жидких запасов 10
1.5. Способы самостоятельной оценки остойчивости судна 11
1.6. Расчетный способ оценки остойчивости судна 12
1.7. Оценка остойчивости судна 14
1.8. Прием жидкого балласта 15
1.9. Определение метацентрической высоты судна 16
1.10. Определение посадки судна 16
1.11. Построение диаграммы статической остойчивости 17
1.12. Определение значения критерия погоды 18
1.13. Сводная таблица для самостоятельного расчета остойчивости 18
2. Расчет остойчивости и посадки судна на этапах перехода
согласно заданию 20
2.1. Карта переходов судна согласно заданию 20
2.2. Расчет остойчивости и посадки судна на
выход из порта Корсаков 22
2.3. Расчет остойчивости и посадки судна на
приход в порт Владивосток 23
2.4. Расчет остойчивости и посадки судна на
выход из порта Владивосток 25
2.5. Расчет остойчивости и посадки судна на
приход в порт Пусан 27

2.6. Расчет остойчивости и посадки судна на
выход из порта Пусан 20
2.7. Расчет остойчивости и посадки судна на
приход в порт Корсаков 30
2.8. Расчет остойчивости и посадки судна на
выход из порта Корсаков 32
Заключение 34
Список литературы 35

Введение

Остойчивость одно из важнейших мореходных качеств судна, с которым связаны чрезвычайно важные вопросы, касающиеся безопасности плавания. Утрата остойчивости почти всегда означает гибель судна и очень часто экипажа. В отличие от изменения других мореходных качеств уменьшение остойчивости не проявляется видимым образом, и экипаж судна, как правило, не подозревает о грозящей опасности до последних секунд перед опрокидыванием. Поэтому изучению этого раздела теории судна необходимо уделять большое внимание.
Для того чтобы судно плавало в заданном равновесном положении относительно поверхности воды, оно должно не только удовлетворять условиям равновесия, но и быть способным сопротивляться внешним силам, стремящимся вывести его из равновесного положения, а после прекращения действия этих сил – возвращаться в первоначальное положение. Следовательно, равновесие судна должно быть устойчивым или, другими словами, судно должно обладать положительной остойчивостью.
Таким образом, остойчивость – это способность судна, выведенного из состояния равновесия внешними силами, вновь возвращаться к первоначальному положению равновесия после прекращения действия этих сил.
Остойчивость судна связана с его равновесием, которое служит характеристикой последней. Если равновесие судно устойчивое, то судно обладает положительной остойчивостью; если его равновесие безразличное, то судно обладает нулевой остойчивостью, и, наконец, если равновесие судна неустойчивое, то оно обладает отрицательной остойчивостью.
Потеря остойчивости может привести к очень тяжелой аварии – опрокидыванию судна. Во многих случаях процесс опрокидывания является весьма скоротечным, когда не остается времени даже на эвакуацию людей из внутренних помещений судна. Поэтому эта авария часто сопровождается большим количеством жертв: по обобщенным данным аварийной статистики, из каждых 6 человек, погибших на аварийных судах, 5 человек погибли в в результате опрокидывания, хотя потери мирового флота от опрокидывания сравнительно умеренны, – ежегодно погибают порядка 15 – 20 крупных и средних судов
Анализ аварий, связанных с потерей остойчивости, показывает, что в 80% случаев аварии обусловлены ошибочными действиями экипажа, вызванными, зачастую, элементарным непониманием поведения судна при принятии ответственных решений в аварийных ситуациях.
Все изложенное, требует от судоводителей глубокого понимания теоретических основ остойчивости, имеющих жизненно важную необходимость для безопасной работы на судах.
Целью курсовой работы является закрепление знаний по теории судна, формирование навыков работы с судовой документацией и проверка усвоения навыков самостоятельной оценки остойчивости судна и определения посадки судна в условиях эксплуатации.

1.Методика самостоятельной оценки остойчивости.

1.1. Описание судна и его ТТД.

Тип судна: Морской, стальной, цельносварной, одновинтовой, однопалубный, двухмачтовый теплоход с баком, квартердеком и средней надстройкой с расположением машинного отделения в средней части, с 4-мя грузовыми трюмами.
Наименование судна: «Шушенское».
Назначение судна: судно предназначено для перевозки:
лесных грузов в трюмах и на палубе;
зерна в трюмах;
генерального груза в трюмах и на палубе;
универсальных контейнеров 3 т и 5 т в трюмах и на палубе;
прочих грузов, не опасных в отношении смешения в трюмах: (каменный уголь насыпью, металлы, цемент в мешках, кирпич в ящиках, чугун в чушках).
Место и год постройки: Финляндия, г. Уусикаупунки, 1970 г.
Категория остойчивости: Остойчивость судна при всех эксплуатационных случаях нагрузки без обледенения и при обледенении удовлетворяет требованиям «Правил…» Регистра СССР как для судов неограниченного района плавания.
Класс судна: КМ O ЛI I (лесовоз).
Район плавания: неограниченный.
Главные измерения:
Длина наибольшая Lmax = 102,27 м.
Длина между перпендикулярами Lпп = 93,00 м.
Ширина В = 14,00 м.
Высота борта Н = 6,85 м.
Полное водоизмещение и осадка по летнею грузовую марку:
Осадка Т = 5,9 м.
Надводный борт f = 974 мм.
Водоизмещение максимальное Dmax= 5560 тонн
Скорость судна: V = 12 узлов.
Расход топлива:
на переходе 8 т/сутки;
на стоянке 1т/сутки.
Экипаж: 37 человек.

1.2. Схема трюмов и цистерн судна

1.3. Общие требования к проведению принятия,
расходования и снятия грузов и запасов.

При погрузке принимать во внимание следующее:
Средняя осадка судна в грузу и с балластом должна быть не более грузовой марки данного района и сезона плавания.
Если после погрузки весовая нагрузка судна будет отличаться от предусмотренных Информацией случаев нагрузки, до начала погрузки произвести расчеты остойчивости для начала и конца рейса.
До погрузки, груз следует рассортировать по удельному весу, более тяжелый груз помещать в трюма в первую очередь, затем грузить более легкий груз, например легкий лесной груз, брать на палубу, а тяжелый размещать в трюма.
При погрузке и размещении груза учитывать равномерную укладку при длине судна: максимальными допусками неравномерности распределения груза исходя из прочности судна, являются следующие:
1. Сумма весов груза в трюмах 1 и 4 не должна отличаться от суммы весов груза в трюмах 2 и 4 более чем на 20 % (в однородном грузу 280 т, с грузом леса 190 т).
2. Палубный груз предполагается разделенным на 3 зоны, длины которых в оконечностях равняются 25 % и средняя часть 50 % от общей длины палубного груза, сумма весов груза в оконечностях не должна быть меньше 100 т суммы весов груза в средней части.
С целью обеспечения непотопляемости при осадке по грузовую марку, судно, как правило, должно быть без дифферента или с небольшим дифферентом на корму.
При погрузке необходимо следить за аккуратностью и надежностью укладки и крепления груза. Во время погрузки следует внимательно наблюдать за натяжением швартовых концов. Если груз будет укладываться неравномерно по ширине судна, то туго натянутые троса могут удерживать судно в прямом положении и при внезапном ослаблении швартовых, судно может накрениться на значительный угол. Поэтому, швартовые концы следует периодически потравливать, в этом случае можно легко судить о том, правильно ли производится укладка груза.
1.4. Описание порядка приема и расходования жидких запасов.

Для обеспечения остойчивости судна расходование жидких грузов и прием балласта следует производить в том порядке, как это указано ниже.
Расходование жидких грузов должно производиться последовательно (за исключением парных цистерн или танков во избежание крена). Во избежание возникновения больших свободных поверхностей жидкостей, их перекачка не должна начинаться до полного расходования из предыдущей цистерны (или пары цистерн).
Для этой же цели прием и откачку балласта необходимо производить при не распрессованных цистернах судовых запасов. В случае необходимости приема и откачки балласта из нескольких цистерн, прием или откачку производить последовательно так, чтобы последующую цистерну (или пару цистерн) заполнять или осушать после полного заполнения или осушения предыдущий цистерны (или пару цистерн).
Топливо в первую очередь расходуется из диптанков. Лишь после их полного расходования следует переходить на днищевые топливные танки.
Расходование тяжелого топлива производится в такой последовательности:
1. из диптанков ЛБ и ПрБ (90-83 шп);
2. из днищевых танков ЛБ (83-71 шп) и ПрБ (80-71 шп);
3. из переливного танка ПрБ (83-80 шп);
4. из отстойных танков ЛБ и ПрБ (90-83 шп);
5. из расходных цистерн ЛБ и ПрБ (88-83 шп);
Расходование дизельного топлива для вспомогательных дизелей производится в такой последовательности:
1. из днищевых танков ЛБ и ПрБ (71-56 шп);
2. из расходной цистерны (90-83 шп);
Расходование смазочного масла производится последовательно из танков 80-68 шп ЛБ, 68-56 шп ЛБ и 68-56 шп ПрБ.
Расходование пресной воды должно производиться из танков 54-57 шп в следующем порядке:
1. Питательной воды котла — из танка ПрБ, затем из танка ЛБ;
2. Питьевой воды — из танка ПрБ, затем из танка ЛБ;
3. Мытьевой воды — из танка ЛБ, затем из танка ПБ.

Информация об остойчивости для капитана имеет целью дать в систематизированной форме необходимые сведения об остойчивости судна и рекомендовать ему меры, которые должны быть приняты для сохранения остойчивости судна в процессе его эксплуатации.
Судоводителю необходимо знать, что любое достаточно остойчивое судно можно привести к опрокидыванию или поставить в опасные условия, если его неправильно загрузить, плохо им управлять, или не соблюдать в процессе эксплуатации указаний Информации об остойчивости судна.
Именно поэтому в части IV «Остойчивость» «Правил эксплуатации и постройки морских судов» Регистра России указано, что удовлетворение судна требованиям к остойчивости не освобождает капитана от ответственности за остойчивость судна при эксплуатации.

1.5. Способы самостоятельной оценки остойчивости судна.

Самостоятельная оценка остойчивости судна при эксплуатации может быть произведена одним из следующих способов:
-путем сравнения фактической нагрузки судна с одним из типовых случаев нагрузки, приведенных в разделе 2 Информации;
-расчетным способом, который помещен в разделе 4 Информации.
Расчетный способ предназначен для проверки остойчивости судна в случаях, когда нагрузка судна существенно отличается от обычной нагрузки при нормальной эксплуатации судна, или при необходимости получить более детальные сведения об остойчивости судна.
Для оценки остойчивости и определения посадки судна по типовым случаям нагрузки:
1.Устанавливается фактическая нагрузка судна;
2.Количество запасов воды, топлива и масла на борту, вес и размещение грузов в трюмах и на палубе. Рекомендуется использование схем и справочных таблиц, приведенных в Информации.
После установления фактической нагрузки выбирается ближайший к фактической нагрузке случай и по нему оценивается остойчивость и посадка судна, а также необходимость принятия мер по повышению остойчивости судна (прием жидкого балласта)

1.6. Расчетный способ оценки остойчивости судна

Расчетный способ оценки остойчивости судна позволяет получить более детальное представление об остойчивости судна, вычислить аппликату центра тяжести (ЦТ), водоизмещение судна и сравнить аппликату ЦТ с критической.
Для оценки остойчивости судна определяют водоизмещение и координаты центра тяжести судна в данном случае нагрузки. Все вычисления выполняются в типовой таблице. Данная таблица приведена в «Информации» самостоятельной оценки остойчивости и посадки судна.
В таблице нагрузки самостоятельные расчеты ведутся в следующем порядке:
1. В таблицу «Характеристика нагрузки» вносим характеристики судна порожнем;
2. Вносим данные по весу и координатам ЦТ, имеющихся на борту переменных грузов (экипаж с багажом, провизия, запасы топлива, масла, воды, груза и т.д.). Для этого рекомендуется использование схемы в Приложении 1, таблиц в Приложении 3, 4, 6 и 7 «Информации».
3. Вычисляем статические моменты переменных грузов.
Определение статических моментов проводим согласно формул
МX= Р*Х (1)
МZ=Р*Z (2),
где МX – статический момент статьи нагрузки, относительно плоскости мидель-шпангоута, т*м
МZ – статический момент статьи нагрузки, относительно основной плоскости, т*м
Р – вес статьи нагрузки, т
Х – плечо статьи нагрузки, относительно плоскости мидель -шпангоута, м
Z – плечо статьи нагрузки относительно основной плоскости судна, м.

Расчет статических моментов в таблице ведется построчно.
4. Суммируем веса и статические моменты по соответствующим группам переменных грузов (итого дизельное топливо, итого смазочное масло, итого пресная вода, итого груз). При суммировании столбцы плеч не суммируются.
5. Определяем дедвейт судна и его статические моменты. Для этого суммируются веса и статические моменты всех переменных грузов на борту:
— Экипаж с багажом,
— Провизия,
— Итого дизельное топливо,
— Итого смазочное масло,
— Итого пресная вода,
— Итого груз.
6. Суммированием веса переменных грузов с весом судна порожнем и статических моментов переменных грузов со статическими моментами судна порожнем определяем водоизмещение судна и статические моменты судна в данном случае нагрузки.
7. Определяем координаты центра тяжести судна в данном случае нагрузки. Для этого делим суммарные статические моменты МХ и МZ на водоизмещение судна в данном случае нагрузки.
Xg = Мx / D (3)
Zg = Мz / D (4),
где Xg — абсцисса центра тяжести судна в данном случае нагрузки, м;
Zg — аппликата центра тяжести судна в данном случае нагрузки, м;
D — весовое водоизмещение судна в данном случае нагрузки, т;
Мx — суммарный статический момент судна относительно плоскости мидель-шпангоута судна, т*м;
Мz — суммарный статический момент судна относительно основной плоскости, т*м.
Полученное значение D и Zg вносим в сводную таблицу «Характеристика посадки и остойчивости». Форма таблицы приведена в разделе 1.13 курсовой работы.

1.7. Оценка остойчивости судна

Для полученного водоизмещения по кривым критических аппликат центра тяжести судна, построенных с учетом влияния свободных поверхностей жидких грузов определяется критическая аппликата центра тяжести судна в рассматриваемом случае нагрузки. Для этого необходимо использовать Приложение 10 «Информации» «Кривые критических аппликат ЦТ судна Zgкрит.
В нашем случаен судно имеет на борту генеральный груз. Следовательно при выполнении курсовой работы необходимо использовать кривую соответствующую состоянию судна: без палубного груза и без обледенения.
В данную диаграмму входим по водоизмещению судна и поднимаем перпендикуляр до пересечения с заданной кривой. Из данной точки проводим перпендикуляр к вертикальной оси и считываем значение соответствующее предельно допустимой аппликаты центра судна в данном случае нагрузки Zgкрит. Значение Zgкрит вносим в сводную таблицу «Характеристика посадки и остойчивости».
Если определенная аппликата центра тяжести судна меньше, или равна критической, то судно остойчиво, а если она больше, то судно не остойчиво и необходимо принять жидкий балласт. Для этого необходимо определить требуемое снижение центра тяжести судна △ Zg. Расчет проводим по формуле:
△ Zg = Zg — Zg крит. (5)
Полученное значение △Zg вносим в сводную таблицу «Характеристика посадки и остойчивости».

1.8. Прием жидкого балласта

Если потребовался жидкий балласт, то необходимо дальнейшие вычисления производить дальше в таблице «Характеристика нагрузки» в части «Прием жидкого балласта». В таблицу вносят данные по балластируемым цистернам, расчет проводят по той же схеме, как и при расчете статей нагрузки. Суммируя данные по принятому на борт судна балласту заполняют строку «Итого жидкий балласт». Так же в строку «Судно без жидкого балласта» вносят данные по судну из строки «Итого судно в случае нагрузки» из первой части таблицы. Суммируют строки «Судно без жидкого балласта» и «Итого жидкий балласт» (не суммируются только плечи) и полученные данные вносят в строку «Судно с жидким балластом».
Таким образом определяют водоизмещение судна и координаты центра тяжести судна с учетом жидкого балласта. Для определения координат центра тяжести судна используют формулы (3) и (4). Для проведения расчетов рекомендуется использование таблицы в Приложении 5 «Информации».
Затем полученная аппликата центра тяжести судна сравнивается с новой критической аппликатой, соответствующей водоизмещению судна с жидким балластом. Для определения критической аппликаты центра тяжести судна используется кривая Приложения 10 «Информации», как и в первом случае.

1.9. Определение метацентрической высоты судна.

Определяем исправленную метацентрическую высоту h. Она определяется для водоизмещения судна в данном случае нагрузки и полученной аппликаты центра тяжести судна Zg. Расчет ведут по формуле:
h = Zm — Zg, (6)
где h – метацентрическая высота судна
Zm — аппликата метацентра судна в данном случае нагрузки, м (определяется по Приложению 8). Принцип определения такой же как и при определении аппликаты центра тяжести судна Zg.
Zg — аппликата центра тяжести судна в данном случае нагрузки, м (определили в таблице «Характеристика нагрузки» судна).

1.10. Определение посадки судна

Посадка судна определяется по диаграмме посадок, приведенной в Приложении 12 «Информации». В диаграмму входят по водоизмещению судна в данном случае нагрузки и величине момента ∑Мх , определенных в таблице «Характеристика нагрузки» судна. Значения весового водоизмещения откладывают на вертикальной оси диаграммы посадок судна, значение суммарного момента ∑Мх откладывают на горизонтальной оси. Из отмеченных точек проводят перпендикуляры к осям и определяют точку их пересечения. Далее методом интерполяции (приближения) определяют для полученной точки пересечения соответствующие значения осадки судна носом Тн (d н) и кормой Тк (dк), ведя отсчет от ближайшего наименьшего значения осадки до заданной точки с учетом масштаба кривых осадок. Полученное значение Тн и Тк вносим в сводную таблицу.
1.11. Построение диаграммы статической остойчивости

Строим диаграмму статической остойчивости. Для этого используем универсальную диаграмму статической остойчивости судна, приведенную в Приложении 9 «Информации». В диаграмму входят по расчетному водоизмещению и аппликате центра тяжести судна, определенным в таблице нагрузки судна. Для этого карандашом на универсальной диаграмме статической остойчивости используя масштаб, проводят кривую, соответствующую расчетному водоизмещению судна D. Затем на правой вертикальной оси диаграммы откладывают значение аппликаты центра тяжести судна Zg и полученную точку соединяют с началом координат (пересечение левой вертикальной оси и горизонтальной оси диаграммы). Снимают плечи статической остойчивости на каждом угле крена (расстояние между построенными наклонной прямой и кривой водоизмещения). Полученные плечи статической остойчивости откладывают в соответствующем масштабе на сетке для построения диаграммы статической остойчивости. Полученные точки соединяем плавной кривой.
Определяем показатели остойчивости судна. Для этого с построенной диаграммы статической остойчивости снимаем данные lmax — максимальное плечо статической остойчивости,
Өmax – максимальный угол крена. Данные значения соответствуют наивысшей точке диаграммы, из которой опускаются перпендикуляры на координатные оси и определяются соответствующие значения. Также определяют угол заката диаграммы Өv , который соответствует точки пересечения диаграммы и горизонтальной оси (оси углов). Величина данного угла должна быть равна величине угла на универсальной диаграмме статической остойчивости, соответствующей точке пересечения построенным кривой водоизмещения и наклонной прямой. Снятые с диаграммы статической остойчивости значения lmax, Өmax, Өv вносим в сводную таблицу.

1.12. Определение значения критерия погоды

Критерий погоды является одним из важнейших критериев остойчивости судна. Он показывает соотношение возможного максимального кренящего момента, вызванного шквальным ветром и минимального опрокидывающего момента.
Определяем значение критерия погоды. Для этого используем диаграммы Приложения 11 «Информации». В диаграмму входят по значению весового водоизмещения и аппликаты центра тяжести в данном случае нагрузки. Значение критерия погоды определяют для точки пересечения перпендикуляров, проведенных из отложенных точек. Полученное значение вносим в сводную таблицу.

1.13. Сводная таблица для самостоятельного расчета остойчивости

Статья нагрузки Вес, т Плечо, м Момент, т*м
Х от миделя Z от ОП Мх МZ
Судно порожнем
Экипаж с багажом
Провизия
Дизельное топливо главных и вспомогат. двигателей В танке тяж. топлива ЛБ 83-71
В танке тяж. топлива Пр.Б 80-71
В диптанке тяж. топл. ЛБ 90-83
В диптанке тяж. топл. Пр.Б 90-83
В отстойном танке ЛБ 90-83
В отстойном танке ПрБ 90-83
В танке диз. топл. ЛБ 71-56
В танке диз. топл. ПрБ 71-56
В расходн. танках топл. 90-83
В переливн. танке топл. ПрБ 83-80
Итого дизельное топливо
Смазочное масло В танке запас. Цирк. масла 80-68
В танке цирк. масла ЛБ 68-56
В танке цирк. масла ПрБ 68-56
Итого смазочное масло
Пресная вода В танке питательной воды ЛБ 54-47
В танке питательной воды ПрБ 54-47
В танке мытьевой воды ЛБ 54-47
В танке мытьевой воды ПрБ 54-47
В танке питьевой воды ЛБ 54-47
В танке питьев. воды ПрБ 54-47
Итого пресная вода
Груз в трюмах В трюме №1 206-167
В трюме №2 167-130
Втрюме №3 130-90
В трюме №4 54-10
Итого груз
Дедвейт
Итого судно в случае нагрузки
Предельная аппликата центра тяжести
Судно без жидкого балласта —
Прием жидкого балласта
Судно без жидкого балласта
Жидкий балласт В бал. танке №1 206-176
В бал. танке №2 ЛБ иПрБ 176-148
В бал. танке №3 ЛБ и ПрБ 148-118
В бал танке №4 Лб и ПрБ 118-90
В форпике Нос-211
В дифферентном танке 211-206
В ахтерпике 10-0
Итого жидкий балласт
Судно с жидким балластом
Предельная аппликата центра тяжести, Zg
Судно с жидким балластом —
Характеристика посадки и остойчивости
Наименование Обозначение Един измерен Судно без жидкого балласта Судно с жидким балластом
Водоизмещение весовое D т
Возвышение ЦТ над ОП Zg м
Допустимое возвышение ЦТ над ОП Zg м
Требуемое понижение ЦТ δ Zg м
Осадка на носовом перпенд. Тн м
Осадка на кормовом перпенд. Тк м
Поперечная метацентрическая высота h м
Максимальное плечо стат. остойчивости lmax м
Максимальный угол крена Өmax
Угол заката диаграммы Өv
Критерий погоды K

2. Расчет остойчивости и посадки судна на этапах перехода согласно заданию

2.1. Карта переходов судна согласно заданию

Карта перехода составлена с учетом следующих условий:
-суммарное количество топлива на отход при 100% запаса 282.2 т;
-в учебных целях принимается, что судно стоит под погрузкой-разгрузкой в портах 2 суток на стояночном режиме работы дизелей;
-в соответствии с хорошей морской практикой на судне должен быть неснижаемый штормовой запас топлива не менее чем на трое суток перехода полным ходом;
-в учебных целях считается, что в топливных танках не остается «мертвый» запас топлива.
№ Порт отхода Порт назначения Дистанция, м.мили Скорость судна, узл Длительность рейса, сут Суточный расход топлива, т Расход топлива за рейс, т Остаток топлива на приход, т Остаток топлива на выход, т Принятое топливо, т
1 Корсаков Владивосток 555 12 1.9 8 15.4 266.8 264.8 0
2 Владивосток Пусан 509 12 1.8 8 14.4 250.4 248.4 0
3 Пусан Корсаков 659 12 2.3 8 18.4 230.0 228.0 0

Для выполнения рейсового задания бункеровки топлива в портах не потребуется.

2.2. Расчет остойчивости и посадки судна на выход из порта
Корсаков
Статья нагрузки ШП Вес, т Плечо, м Момент, т*м
Х от миделя Z от ОП Мх МZ
Судно порожнем 1991,00 -4,88 6,25 -9716,08 12443,75
Экипаж с багажом 3,00 -12,00 8,40 -36,00 25,20
Провизия 5,00 -24,50 8,10 -122,50 40,50
Дизельное топливо главных и вспомогат. двигателей В танке тяж. топлива ЛБ 83-71 20,70 -13,60 0,67 -281,52 13,87
В танке тяж. топлива Пр.Б 80-71 14,80 -14,30 0,68 -211,64 10,06
В диптанке тяж. топл. ЛБ 90-83 75,80 -9,90 3,08 -750,42 233,46
В диптанке тяж. топл. Пр.Б 90-83 79,60 -9,90 3,23 -788,04 257,11
В отстойном танке ЛБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В отстойном танке ПрБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В танке диз.топл. ЛБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В танке дизтопл. ПрБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В расходн. танках топл. 90-83 15,40 -10,30 4,86 -158,62 74,84
В переливн. танке топл. ПрБ 83-80 5,90 -11,90 0,66 -70,21 3,89
Итого дизельное топливо 282,20 -11,57 2,61 -3265,13 736,02
Смазочное масло В танке запас. Цирк. масла 80-68 7,50 -14,90 0,51 -111,75 3,83
В танке цирк. масла ЛБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
В танке цирк. масла ПрБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
Итого смазочное масло 22,50 -18,10 0,51 -407,25 11,48
Пресная вода В танке питательной воды ЛБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке питательной воды ПрБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке мытьевой воды ЛБ 54-47 18,50 -24,30 2,25 -449,55 41,63
В танке мытьевой воды ПрБ 54-47 18,50 -24,30 2,20 -449,55 40,70
В танке питьевой воды ЛБ 54-47 10,50 -24,50 2,20 -257,25 23,10
В танке питьев. воды ПрБ 54-47 10,20 -24,30 2,20 -247,86 22,44
Итого пресная вода 76,70 -24,30 1,80 -1864,01 137,75
Груз в трюмах В трюме №1 206-167 749,00 29,50 4,93 22095,50 3692,57
В трюме №2 167-130 835,00 15,30 4,34 12775,50 3623,90
В трюме №3 130-90 885,40 -0,50 4,19 -442,70 3709,83
В трюме №4 54-10 630,60 -31,60 6,18 -19926,9 3897,11
Итого груз 3100,00 4,68 4,81 14501,34 14923,40
Дедвейт 3489,40 2,52 4,55 8806,45 15874,34
Итого судно в случае нагрузки 5480,40 -0,17 5,17 -909,63 28318,09
Предельная аппликата центра тяжести, м 5,53
Судно без жидкого балласта — ОСТОЙЧИВО
Прием жидкого балласта
Судно без жидкого балласта
Жидкий балласт В бал. танке №1 206-176
В бал. танке №2 ЛБ иПрБ 176-148
В бал. танке №3 ЛБ и ПрБ 148-118
В бал танке №4 Лб и ПрБ 118-90
В форпике Нос-211
В дифферентном танке 211-206
В ахтерпике 10-0
Итого жидкий балласт
Судно с жидким балластом
Предельная аппликата центра тяжести, Zg
Судно с жидким балластом —

Характеристика посадки и остойчивости

Наименование Обозначение Единица изм. Судно без жидкого балласта Судно с жидким балластом
Водоизмещение весовое D т 5480,40
Возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,17
Допустимое возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,53
Требуемое понижение ЦТ δ Zg м
Осадка на носовом перпендикуляре Тн м 5,70
Осадка на кормовом перпендикуляре Тк м 5,95
Поперечная метацентрическая высота h м 0,82
Максимальное плечо стат. остойчивости lmax м 0,41
Максимальный угол крена Өmax град 41
Угол заката диаграммы Өv град >70
Критерий погоды K >1,3

Диаграмма статической остойчивости
Угол крена 0 10 20 30 40 50 60 70
Плечо 0 0,15 0,26 0,35 0,41 0,37 0,26 0,11

2.3. Расчет остойчивости и посадки судна на приход в порт Владивосток

Статья нагрузки Вес, т Плечо, м Момент, т*м
Х от миделя Z от ОП Мх МZ
Судно порожнем 1991,00 -4,88 6,25 -9716,08 12443,75
Экипаж с багажом 3,00 -12,00 8,40 -36,00 25,20
Провизия 5,00 -24,50 8,10 -122,50 40,50
Дизельное топливо главных и вспомогат. двигателей В танке тяж. топлива ЛБ 83-71 20,70 -13,60 0,67 -281,52 13,87
В танке тяж. топлива Пр.Б 80-71 14,80 -14,30 0,68 -211,64 10,06
В диптанке тяж. топл. ЛБ 90-83 68,10 -9,90 3,08 -674,19 209,75
В диптанке тяж. топл. Пр.Б 90-83 71,90 -9,90 3,23 -711,81 232,24
В отстойном танке ЛБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В отстойном танке ПрБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В танке диз.топл. ЛБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В танке дизтопл. ПрБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В расходн. танках топл. 90-83 15,40 -10,30 4,86 -158,62 74,84
В переливн. танке топл. ПрБ 83-80 5,90 -11,90 0,66 -70,21 3,89
Итого дизельное топливо 266,80 -11,67 2,58 -3112,67 687,43
Смазочное масло В танке запас. Цирк. масла 80-68 7,50 -14,90 0,51 -111,75 3,83
В танке цирк. масла ЛБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
В танке цирк. масла ПрБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
Итого смазочное масло 22,50 -18,10 0,51 -407,25 11,48
Пресная вода В танке питательной воды ЛБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке питательной воды ПрБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке мытьевой воды ЛБ 54-47 18,50 -24,30 2,25 -449,55 41,63
В танке мытьевой воды ПрБ 54-47 18,50 -24,30 2,20 -449,55 40,70
В танке питьевой воды ЛБ 54-47 10,50 -24,50 2,20 -257,25 23,10
В танке питьев. воды ПрБ 54-47 10,20 -24,30 2,20 -247,86 22,44
Итого пресная вода 76,70 -24,30 1,80 -1864,01 137,75
Груз в трюмах В трюме №1 206-167 749,00 29,50 4,93 22095,50 3692,57
В трюме №2 167-130 835,00 15,30 4,34 12775,50 3623,90
Втрюме №3 130-90 885,40 -0,50 4,19 -442,70 3709,83
В трюме №4 54-10 630,60 -31,60 6,18 -19926,96 3897,11
Итого груз 3100,00 4,68 4,81 14501,34 14923,40
Дедвейт 3474,00 2,58 4,56 8958,91 15825,75
Итого судно в случае нагрузки 5465,00 -0,14 5,17 -757,17 28269,50
Предельная аппликата центра тяжести 5,53
Судно без жидкого балласта — ОСТОЙЧИВО
Прием жидкого балласта
Судно без жидкого балласта
Жидкий балласт В бал. танке №1 206-176
В бал. танке №2 ЛБ иПрБ 176-148
В бал. танке №3 ЛБ и ПрБ 148-118
В бал танке №4 Лб и ПрБ 118-90
В форпике Нос-211
В дифферентном танке 211-206
В ахтерпике 10-0
Итого жидкий балласт
Судно с жидким балластом
Предельная аппликата центра тяжести, Zg
Судно с жидким балластом —

Характеристика посадки и остойчивости

Наименование Обозначение Единица изм. Судно без балласта Судно с жидким балластом
Водоизмещение весовое D т 5465,00
Возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,17
Допустимое возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,53
Требуемое понижение ЦТ ∆ Zg м
Осадка на носовом перпендикуляре Тн м 5,70
Осадка на кормовом перпендикуляре Тк м 5,95
Поперечна метацентрическая высота h м 0,82
Максимальное плечо стат. остойчивости lmax м 0,41
Максимальный угол крена Өmax град 41
Угол заката диаграммы Өv град >70
Критерий погоды K >1,3

Диаграмма статической остойчивости
Угол крена 0 10 20 30 40 50 60 70
Плечо 0 0,15 0,26 0,35 0,41 0,37 0,26 0,11

2.4. Расчет остойчивости и посадки судна на выход из порта Владивосток
Статья нагрузки Вес, т Плечо, м Момент, т*м
Х от миделя Z от ОП Мх МZ
Судно порожнем 1991,00 -4,88 6,25 -9716,08 12443,75
Экипаж с багажом 3,00 -12,00 8,40 -36,00 25,20
Провизия 5,00 -24,50 8,10 -122,50 40,50
Дизельное топливо главных и вспомогат. двигателей В танке тяж. топлива ЛБ 83-71 20,70 -13,60 0,67 -281,52 13,87
В танке тяж. топлива Пр.Б 80-71 14,80 -14,30 0,68 -211,64 10,06
В диптанке тяж. топл. ЛБ 90-83 67,10 -9,90 3,08 -664,29 206,67
В диптанке тяж. топл. Пр.Б 90-83 70,90 -9,90 3,23 -701,91 229,01
В отстойном танке ЛБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В отстойном танке ПрБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В танке диз.топл. ЛБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В танке дизтопл. ПрБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В расходн. танках топл. 90-83 15,40 -10,30 4,86 -158,62 74,84
В переливн. танке топл. ПрБ 83-80 5,90 -11,90 0,66 -70,21 3,89
Итого дизельное топливо 264,80 -11,68 2,57 -3092,87 681,12
Смазочное масло В танке запас. Цирк. масла 80-68 7,50 -14,90 0,51 -111,75 3,83
В танке цирк. масла ЛБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
В танке цирк. масла ПрБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
Итого смазочное масло 22,50 -18,10 0,51 -407,25 11,48
Пресная вода В танке питательной воды ЛБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке питательной воды ПрБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке мытьевой воды ЛБ 54-47 18,50 -24,30 2,25 -449,55 41,63
В танке мытьевой воды ПрБ 54-47 18,50 -24,30 2,20 -449,55 40,70
В танке питьевой воды ЛБ 54-47 10,50 -24,50 2,20 -257,25 23,10
В танке питьев. воды ПрБ 54-47 10,20 -24,30 2,20 -247,86 22,44
Итого пресная вода 76,70 -24,30 1,80 -1864,01 137,75
Груз в трюмах В трюме №1 206-167 749,00 29,50 4,93 22095,50 3692,57
В трюме №2 167-130 560,00 15,30 4,34 8568,00 2430,40
Втрюме №3 130-90 610,40 -0,50 4,19 -305,20 2557,58
В трюме №4 54-10 630,60 -31,60 6,18 -19926,96 3897,11
Итого груз 2550,00 4,09 4,93 10431,34 12577,65
Дедвейт 2922,00 1,68 4,61 4908,71 13473,69
Итого судно в случае нагрузки 4913,00 -0,98 5,28 -4807,37 25917,44
Предельная аппликата центра тяжести 5,65
Судно без жидкого балласта — ОСТОЙЧИВО
Прием жидкого балласта
Судно без жидкого балласта
Жидкий балласт В бал. танке №1 206-176
В бал. танке №2 ЛБ иПрБ 176-148
В бал. танке №3 ЛБ и ПрБ 148-118
В бал танке №4 Лб и ПрБ 118-90
В форпике Нос-211
В дифферентном танке 211-206
В ахтерпике 10-0
Итого жидкий балласт
Судно с жидким балластом
Предельная аппликата центра тяжести, Zg
Судно с жидким балластом —

Характеристика посадки и остойчивости

Наименование Обозначение Единица изм. Судно без балласта Судно с жидким балластом
Водоизмещение весовое D т 4913,00
Возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,28
Допустимое возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,65
Требуемое понижение ЦТ ∆ Zg м
Осадка на носовом перпендикуляре Тн м 4,85
Осадка на кормовом перпендикуляре Тк м 5,70
Поперечна метацентрическая высота h м 0,75
Максимальное плечо стат. остойчивости lmax м 0,48
Максимальный угол крена Өmax град 41
Угол заката диаграммы Өv град >70
Критерий погоды K >1,30

Диаграмма статической остойчивости
Угол крена 0 10 20 30 40 50 60 70
Плечо 0 0,13 0,3 0,42 0,48 0,45 0,3 0,11

2.5. Расчет остойчивости и посадки судна на приход в порт Пусан
Статья нагрузки Вес, т Плечо, м Момент, т*м
Х от миделя Z от ОП Мх МZ
Судно порожнем 1991,00 -4,88 6,25 -9716,08 12443,75
Экипаж с багажом 3,00 -12,00 8,40 -36,00 25,20
Провизия 5,00 -24,50 8,10 -122,50 40,50
Дизельное топливо главных и вспомогат. двигателей В танке тяж. топлива ЛБ 83-71 20,70 -13,60 0,67 -281,52 13,87
В танке тяж. топлива Пр.Б 80-71 14,80 -14,30 0,68 -211,64 10,06
В диптанке тяж. топл. ЛБ 90-83 59,90 -9,90 3,08 -593,01 184,49
В диптанке тяж. топл. Пр.Б 90-83 63,70 -9,90 3,23 -630,63 205,75
В отстойном танке ЛБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В отстойном танке ПрБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В танке диз.топл. ЛБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В танке дизтопл. ПрБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В расходн. танках топл. 90-83 15,40 -10,30 4,86 -158,62 74,84
В переливн. танке топл. ПрБ 83-80 5,90 -11,90 0,66 -70,21 3,89
Итого дизельное топливо 250,40 -11,78 2,54 -2950,31 635,69
Смазочное масло В танке запас. Цирк. масла 80-68 7,50 -14,90 0,51 -111,75 3,83
В танке цирк. масла ЛБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
В танке цирк. масла ПрБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
Итого смазочное масло 22,50 -18,10 0,51 -407,25 11,48
Пресная вода В танке питательной воды ЛБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке питательной воды ПрБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке мытьевой воды ЛБ 54-47 18,50 -24,30 2,25 -449,55 41,63
В танке мытьевой воды ПрБ 54-47 18,50 -24,30 2,20 -449,55 40,70
В танке питьевой воды ЛБ 54-47 10,50 -24,50 2,20 -257,25 23,10
В танке питьев. воды ПрБ 54-47 10,20 -24,30 2,20 -247,86 22,44
Итого пресная вода 76,70 -24,30 1,80 -1864,01 137,75
Груз в трюмах В трюме №1 206-167 749,00 29,50 4,93 22095,50 3692,57
В трюме №2 167-130 560,00 15,30 4,34 8568,00 2430,40
Втрюме №3 130-90 610,40 -0,50 4,19 -305,20 2557,58
В трюме №4 54-10 630,60 -31,60 6,18 -19926,96 3897,11
Итого груз 2550,00 4,09 4,93 10431,34 12577,65
Дедвейт 2907,60 1,74 4,62 5051,27 13428,26
Итого судно в случае нагрузки 4898,60 -0,95 5,28 -4664,81 25872,01
Предельная аппликата центра тяжести 5,65
Судно без жидкого балласта — ОСТОЙЧИВО
Прием жидкого балласта
Судно без жидкого балласта
Жидкий балласт В бал. танке №1 206-176
В бал. танке №2 ЛБ иПрБ 176-148
В бал. танке №3 ЛБ и ПрБ 148-118
В бал танке №4 Лб и ПрБ 118-90
В форпике Нос-211
В дифферентном танке 211-206
В ахтерпике 10-0
Итого жидкий балласт
Судно с жидким балластом
Предельная аппликата центра тяжести, Zg
Судно с жидким балластом —

Характеристика посадки и остойчивости

Наименование Обозначение Единица изм. Судно без балласта Судно с жидким балластом
Водоизмещение весовое D т 4898,6
Возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,28
Допустимое возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,65
Требуемое понижение ЦТ ∆ Zg м
Осадка на носовом перпендикуляре Тн м 4,90
Осадка на кормовом перпендикуляре Тк м 5,68
Поперечна метацентрическая высота h м 0,75
Максимальное плечо стат. остойчивости lmax м 0,48
Максимальный угол крена Өmax град 41
Угол заката диаграммы Өv град >70
Критерий погоды K >1,30

Диаграмма статической остойчивости
Угол крена 0 10 20 30 40 50 60 70
Плечо 0 0,13 0,3 0,42 0,48 0,45 0,3 0,11

2.6. Расчет остойчивости и посадки судна на выход из порта Пусан
Статья нагрузки Вес, т Плечо, м Момент, т*м
Х от миделя Z от ОП Мх МZ
Судно порожнем 1991,00 -4,88 6,25 -9716,08 12443,75
Экипаж с багажом 3,00 -12,00 8,40 -36,00 25,20
Провизия 5,00 -24,50 8,10 -122,50 40,50
Дизельное топливо главных и вспомогат. двигателей В танке тяж. топлива ЛБ 83-71 20,70 -13,60 0,67 -281,52 13,87
В танке тяж. топлива Пр.Б 80-71 14,80 -14,30 0,68 -211,64 10,06
В диптанке тяж. топл. ЛБ 90-83 58,90 -9,90 3,08 -583,11 181,41
В диптанке тяж. топл. Пр.Б 90-83 62,70 -9,90 3,23 -620,73 202,52
В отстойном танке ЛБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В отстойном танке ПрБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В танке диз.топл. ЛБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В танке дизтопл. ПрБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В расходн. танках топл. 90-83 15,40 -10,30 4,86 -158,62 74,84
В переливн. танке топл. ПрБ 83-80 5,90 -11,90 0,66 -70,21 3,89
Итого дизельное топливо 248,40 -11,80 2,53 -2930,51 629,38
Смазочное масло В танке запас. Цирк. масла 80-68 7,50 -14,90 0,51 -111,75 3,83
В танке цирк. масла ЛБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
В танке цирк. масла ПрБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
Итого смазочное масло 22,50 -18,10 0,51 -407,25 11,48
Пресная вода В танке питательной воды ЛБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке питательной воды ПрБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке мытьевой воды ЛБ 54-47 18,50 -24,30 2,25 -449,55 41,63
В танке мытьевой воды ПрБ 54-47 18,50 -24,30 2,20 -449,55 40,70
В танке питьевой воды ЛБ 54-47 10,50 -24,50 2,20 -257,25 23,10
В танке питьев. воды ПрБ 54-47 10,20 -24,30 2,20 -247,86 22,44
Итого пресная вода 76,70 -24,30 1,80 -1864,01 137,75
Груз в трюмах В трюме №1 206-167 449,00 29,50 4,93 13245,50 2213,57
В трюме №2 167-130 560,00 15,30 4,34 8568,00 2430,40
Втрюме №3 130-90 610,40 -0,50 4,19 -305,20 2557,58
В трюме №4 54-10 330,60 -31,60 6,18 -10446,96 2043,11
Итого груз 1950,00 5,67 4,74 11061,34 9244,65
Дедвейт 2305,60 2,47 4,38 5701,07 10088,95
Итого судно в случае нагрузки 4296,60 -0,93 5,24 -4015,01 22532,70
Предельная аппликата центра тяжести 5,75
Судно без жидкого балласта — ОСТОЙЧИВО
Прием жидкого балласта
Судно без жидкого балласта
Жидкий балласт В бал. танке №1 206-176
В бал. танке №2 ЛБ иПрБ 176-148
В бал. танке №3 ЛБ и ПрБ 148-118
В бал танке №4 Лб и ПрБ 118-90
В форпике Нос-211
В дифферентном танке 211-206
В ахтерпике 10-0
Итого жидкий балласт
Судно с жидким балластом
Предельная аппликата центра тяжести, Zg
Судно с жидким балластом —

Характеристика посадки и остойчивости

Наименование Обозначение Единица изм. Судно без балласта Судно с жидким балластом
Водоизмещение весовое D т 4296,60
Возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,24
Допустимое возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,75
Требуемое понижение ЦТ ∆ Zg м
Осадка на носовом перпендикуляре Тн м 4,35
Осадка на кормовом перпендикуляре Тк м 5,15
Поперечна метацентрическая высота h м 1,10
Максимальное плечо стат. остойчивости lmax м 0,61
Максимальный угол крена Өmax град 45
Угол заката диаграммы Өv град >70
Критерий погоды K >1,30

Диаграмма статической остойчивости
Угол крена 0 10 20 30 40 50 60 70
Плечо 0 0,19 0,36 0,51 0,61 0,6 0,45 0,15

2.7. Расчет остойчивости и посадки судна на приход в порт Корсаков

Статья нагрузки Вес, т Плечо, м Момент, т*м
Х от миделя Z от ОП Мх МZ
Судно порожнем 1991,00 -4,88 6,25 -9716,08 12443,75
Экипаж с багажом 3,00 -12,00 8,40 -36,00 25,20
Провизия 5,00 -24,50 8,10 -122,50 40,50
Дизельное топливо главных и вспомогат. двигателей В танке тяж. топлива ЛБ 83-71 20,70 -13,60 0,67 -281,52 13,87
В танке тяж. топлива Пр.Б 80-71 14,80 -14,30 0,68 -211,64 10,06
В диптанке тяж. топл. ЛБ 90-83 49,70 -9,90 3,08 -492,03 153,08
В диптанке тяж. топл. Пр.Б 90-83 53,50 -9,90 3,23 -529,65 172,81
В отстойном танке ЛБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В отстойном танке ПрБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В танке диз.топл. ЛБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В танке дизтопл. ПрБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В расходн. танках топл. 90-83 15,40 -10,30 4,86 -158,62 74,84
В переливн. танке топл. ПрБ 83-80 5,90 -11,90 0,66 -70,21 3,89
Итого дизельное топливо 230,00 -11,95 2,48 -2748,35 571,33
Смазочное масло В танке запас. Цирк. масла 80-68 7,50 -14,90 0,51 -111,75 3,83
В танке цирк. масла ЛБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
В танке цирк. масла ПрБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
Итого смазочное масло 22,50 -18,10 0,51 -407,25 11,48
Пресная вода В танке питательной воды ЛБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке питательной воды ПрБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке мытьевой воды ЛБ 54-47 18,50 -24,30 2,25 -449,55 41,63
В танке мытьевой воды ПрБ 54-47 18,50 -24,30 2,20 -449,55 40,70
В танке питьевой воды ЛБ 54-47 10,50 -24,50 2,20 -257,25 23,10
В танке питьев. воды ПрБ 54-47 10,20 -24,30 2,20 -247,86 22,44
Итого пресная вода 76,70 -24,30 1,80 -1864,01 137,75
Груз в трюмах В трюме №1 206-167 449,00 29,50 4,93 13245,50 2213,57
В трюме №2 167-130 560,00 15,30 4,34 8568,00 2430,40
Втрюме №3 130-90 610,40 -0,50 4,19 -305,20 2557,58
В трюме №4 54-10 330,60 -31,60 6,18 -10446,96 2043,11
Итого груз 1950,00 5,67 4,74 11061,34 9244,65
Дедвейт 2287,20 2,57 4,39 5883,23 10030,90
Итого судно в случае нагрузки 4278,20 -0,90 5,25 -3832,85 22474,65
Предельная аппликата центра тяжести 5,75
Судно без жидкого балласта — ОСТОЙЧИВО
Прием жидкого балласта
Судно без жидкого балласта
Жидкий балласт В бал. танке №1 206-176
В бал. танке №2 ЛБ иПрБ 176-148
В бал. танке №3 ЛБ и ПрБ 148-118
В бал танке №4 Лб и ПрБ 118-90
В форпике Нос-211
В дифферентном танке 211-206
В ахтерпике 10-0
Итого жидкий балласт
Судно с жидким балластом
Предельная аппликата центра тяжести, Zg
Судно с жидким балластом —

Характеристика посадки и остойчивости

Наименование Обозначение Единица изм. Судно без балласта Судно с жидким балластом
Водоизмещение весовое D т 4278,20
Возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,25
Допустимое возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,75
Требуемое понижение ЦТ ∆ Zg м
Осадка на носовом перпендикуляре Тн м 4,35
Осадка на кормовом перпендикуляре Тк м 5,15
Поперечна метацентрическая высота h м 1,10
Максимальное плечо стат. остойчивости lmax м 0,62
Максимальный угол крена Өmax град 45
Угол заката диаграммы Өv град >70
Критерий погоды K >1,30

Диаграмма статической остойчивости
Угол крена 0 10 20 30 40 50 60 70
Плечо 0 0,19 0,36 0,52 0,62 0,61 0,45 0,15

2.8. Расчет остойчивости и посадки судна на выход из порта Корсаков после погрузки
Статья нагрузки Вес, т Плечо, м Момент, т*м
Х от миделя Z от ОП Мх МZ
Судно порожнем 1991,00 -4,88 6,25 -9716,08 12443,75
Экипаж с багажом 3,00 -12,00 8,40 -36,00 25,20
Провизия 5,00 -24,50 8,10 -122,50 40,50
Дизельное топливо главных и вспомогат. двигателей В танке тяж. топлива ЛБ 83-71 20,70 -13,60 0,67 -281,52 13,87
В танке тяж. топлива Пр.Б 80-71 14,80 -14,30 0,68 -211,64 10,06
В диптанке тяж. топл. ЛБ 90-83 48,70 -9,90 3,08 -482,13 150,00
В диптанке тяж. топл. Пр.Б 90-83 52,50 -9,90 3,23 -519,75 169,58
В отстойном танке ЛБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В отстойном танке ПрБ 90-83 17,30 -9,70 3,40 -167,81 58,82
В танке диз.топл. ЛБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В танке дизтопл. ПрБ 71-56 17,70 -18,90 0,71 -334,53 12,57
В расходн. танках топл. 90-83 15,40 -10,30 4,86 -158,62 74,84
В переливн. танке топл. ПрБ 83-80 5,90 -11,90 0,66 -70,21 3,89
Итого дизельное топливо 228,00 -11,97 2,48 -2728,55 565,02
Смазочное масло В танке запас. Цирк. масла 80-68 7,50 -14,90 0,51 -111,75 3,83
В танке цирк. масла ЛБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
В танке цирк. масла ПрБ 68-56 7,50 -19,70 0,51 -147,75 3,83
Итого смазочное масло 22,50 -18,10 0,51 -407,25 11,48
Пресная вода В танке питательной воды ЛБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке питательной воды ПрБ 54-47 9,50 -24,20 0,52 -229,90 4,94
В танке мытьевой воды ЛБ 54-47 18,50 -24,30 2,25 -449,55 41,63
В танке мытьевой воды ПрБ 54-47 18,50 -24,30 2,20 -449,55 40,70
В танке питьевой воды ЛБ 54-47 10,50 -24,50 2,20 -257,25 23,10
В танке питьев. воды ПрБ 54-47 10,20 -24,30 2,20 -247,86 22,44
Итого пресная вода 76,70 -24,30 1,80 -1864,01 137,75
Груз в трюмах В трюме №1 206-167 749,00 29,50 4,93 22095,50 3692,57
В трюме №2 167-130 835,00 15,30 4,34 12775,50 3623,90
Втрюме №3 130-90 885,40 -0,50 4,19 -442,70 3709,83
В трюме №4 54-10 630,60 -31,60 6,18 -19926,96 3897,11
Итого груз 3100,00 4,68 4,81 14501,34 14923,40
Дедвейт 3435,20 2,72 4,57 9343,03 15703,34
Итого судно в случае нагрузки 5426,20 -0,07 5,19 -373,05 28147,09
Предельная аппликата центра тяжести 5,53
Судно без жидкого балласта — ОСТОЙЧИВО
Прием жидкого балласта
Судно без жидкого балласта
Жидкий балласт В бал. танке №1 206-176
В бал. танке №2 ЛБ иПрБ 176-148
В бал. танке №3 ЛБ и ПрБ 148-118
В бал танке №4 Лб и ПрБ 118-90
В форпике Нос-211
В дифферентном танке 211-206
В ахтерпике 10-0
Итого жидкий балласт
Судно с жидким балластом
Предельная аппликата центра тяжести, Zg
Судно с жидким балластом —

Характеристика посадки и остойчивости

Наименование Обозначение Единица изм. Судно без жидкого балласта Судно с жидким балластом
Водоизмещение весовое D т 5426,20
Возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,19
Допустимое возвышение ЦТ над ОП Zg м 5,53
Требуемое понижение ЦТ δ Zg м
Осадка на носовом перпендикуляре Тн м 5,70
Осадка на кормовом перпендикуляре Тк м 5,95
Поперечная метацентрическая высота h м 0,82
Максимальное плечо стат. остойчивости lmax м 0,41
Максимальный угол крена Өmax град 41
Угол заката диаграммы Өv град >70
Критерий погоды K >1,3

Диаграмма статической остойчивости
Угол крена 0 10 20 30 40 50 60 70
Плечо 0 0,15 0,26 0,35 0,41 0,37 0,26 0,11

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты расчета посадки и остойчивости судна, порядка расходования судовых запасов, порядка погрузки и выгрузки судна, методики типового расчета координат ЦТ, оценки остойчивости, метацентрической высоты судна, построения диаграммы статической остойчивости и определения осадок судна носом и кормой.
В практической части работы на основе задания составлена карта переходов и выполнены расчеты остойчивости и посадки судна. А так же их оценка на момент выхода и прихода в заданные портопункты. Построены диаграммы статической остойчивости. В случае необходимости произведена балластировка судна.
Все учебные цели курсовой работы достигнуты.

Список литературы

1. Бронштейн Д.Я. Устройство и основы теории судна. – Л., Судостроение, 1988, — 336 с.: ил.
2. Дорогостайский Д.В. Жученко М.М. Мальцев Н.Я. Теория и устройство судна, Л., Судостроение, 1976, — 413 с.
3. Информация об остойчивости для капитана т/х «Котласлес» 3-я серия 58-01-203-10545-03 КО Дальколхозрыбпроект.
4. Кулагин В.Д. Теория и устройство промысловых судов. – Л., Судостроение, 1986
5. Морской Регистр Судоходства. Правила классификации и постройки морских судов. Том 1. Одиннадцатое издание. Морской Регистр Судоходства. – С.-Петербург, Дворцовая набережная, 8. 2008. – 502 с.





Похожие статьи





Добавить комментарий