Буксирное устройство судна

Буксирное устройство – судовое устройство, механизмы и приспособления которого позволяют судну буксировать (тянуть) другое судно или быть букси-руемым. Буксирующее судно, независимо от его типа, принято называть буксиром, а буксируемый объект — возом.
Состав оборудования для буксировки зависит от принятой схемы взаимного расположения буксира и воза. Для буксировки в кильватер на длинном тросе используется букс, лебедка, в кильватер на коротком тросе — букс, гак. Буксировка в кильватер вплотную (при проводке судов во льдах) осуществляется ледоколами и судами, имеющими для этого специальное оборудование. Буксировка лагом выполняется с помощью элементов швартовного устройства, а методом толкания — сцепным устройством.
Элементы буксирного устройства подбирают в зависимости от размеров и прочности буксировочного троса. Наиболее развито буксирное устройство на буксирных судах (рис.3). Они оборудуются буксирной лебедкой, которая уста-навливается в корму от миделя на верхней палубе, причем на крупных буксирах — в закрытом помещении. Пост управления лебедкой располагается вблизи от нее для удобства наблюдения за возом и деталями проводки троса. Правилами Регистра рекомендовано управлять лебедкой с ходового мостика. Буксирные гаки, служащие для закрепления троса, могут быть открытые и закрытые, с амортизатором и без него. Применять открытые гаки не рекомендуется из-за возможного соскальзывания огона троса. Для возможности изменения направления троса буксирный гак может быть закреплен на дуге, штыре или штанге. При выборе места установки гака на судне (обычно оно находится на расстоянии 0,35-0,5 длины буксира от кормового перпендикуляра) учитывают маневренность каравана из буксира и воза и влияние возможного бокового рывка троса на остойчивость буксира. Предусматривается автоматическая отдача гака при опасном крене буксира. Для уменьшения угла между тросом и ДП судна устанавливают арочные и бортовые ограничители. При кантовках и снятии судов с мели буксирные гаки не используются, и трос закрепляется на битенгах. К деталям, обеспечивающим проводку буксирного троса, относятся букс, клюзы и арки. Конструкция буксирных клюзов — специально оформленных отверстий в фальшборте — зависит от диаметра троса. При диаметре до 15 мм кромки выреза имеют окантовку из прутка или трубы. Для тросов больших диаметров применяют литые клюзы с замкнутым контуром. На судах с буксирной лебедкой в кормовой части фальшборт оборудуется открытым буксирным клюзом с поворотными и раздвижными роульсами. Поднятые роульсы используются для буксировки с лебедки. В случае буксировки с гака поворотные роульсы переводятся в нижнее положение. Буксирные арки высотой 1,7-1,8 м предназначены для защиты людей и оборудования, расположенного на верхней палубе; устанавливаются в корму от места крепления буксирного троса поперек судна, у фальшборта делаются ниже и привариваются к планширю. Кроме фальшборта опорами для арок служат контрфорсы. В районе ДП, где арка подвержена наибольшему износу от трения скользящего по ней буксирного троса, на арке устанавливается съемная обойма. Для переноски буксирного троса с гака на битенг или наоборот в составе буксирного устройства предусматривается стопор, прикрепляемый к специальному обуху на палубе. Он устанавливается таким образом, чтобы его можно было наложить на трос независимо от того ведется буксировка с гака или с лебедки. В походном положении буксирный трос хранится на вьюшках.
Транспортные и пассажирские суда, крайне редко участвующие в букси-ровке, имеют весьма простое буксирное устройство: в носовой оконечности — по паре буксирных клюзов и кнехтов, положение которых согласовано с положением вспомогательных барабанов брашпиля; в корме — кнехт для закрепления троса, если судно выполняет функции буксира.
Буксирное устройство буксировщика
Рис.3 Буксирное устройство буксировщика.
1-мягкий стационарный кранец; 2-клюз буксирный с откидными роульсами; 3- клюз буксирно-швартовый; 4-арка буксирная; 5-привальный брус; 6-битенг бортовой; 7- битенг буксирный кормовой; 8- лебедка буксирная автоматическая; 9-буксирный канат; 10 – гак буксирный; 11-ограничитель буксирного каната; 12 –устройство дис-танционной отдачи буксирного каната; 13- киповая планка; 14-кнехт буксирно-швартовый; 15- вьюшка; 16- киповая планка с роульсами; 17- носовой битенг; 18 – канат буксирно-швартовый; 19- буксирная дуга; 20- канат-проводник; 21 – шпиль швартовый; 22 –обух для серьги; 23 – накладной лист.

При морских буксировках на длинном тросе применяют кильватерный способ.
В состав буксирного устройства входят (рис.4):
— Буксирная лебёдка (устанавливаемая только на морских буксирах и буксирах внутреннего плавания. Простого действия на судах внутреннего плавания, ав-томатическая – морских буксирах.
-Трос;
— Гак или направляющий блок;
— Буксирная дуга;
— Арки; буксирный клюз и ограничители буксирного троса.
Элементы буксирного устройства

Рис.4 Элементы буксирного устройства.

а) буксирный гак; б) буксирная дуга; в) буксирная арка; г) буксирный клюз; д) буксирный направляющий блок.
1-гак; 2- рычаг; 3-бугель; 4-планка упорная; 5-пружина амортизатора; 6-тяга пружины амортизатора; 7- планка нажимная; 8-буксирная дуга; 9-щека обоймы.

При подготовке корабля к буксировке необходимо разнести и надежно за-крепить буксирную брагу на юте (баке). На буксирующем корабле ходовой ко-нец буксирного троса сматывается с вьюшки, проводится через кнехты, накладывается на кормовой швартовный шпиль, выводится в кормовой палубный клюз и вновь возвращается на палубу. В основание огона ходового конца буксирного троса ввязывается проводник. Для переноса коренного конца буксирного троса с вьюшки (кнехтов, шпиля) на глаголь-гак браги в основание огона коренного конца ввязывается вспомогательный конец — свистов.
Для работы с буксирным устройством личный состав должен иметь определенные практические навыки. На механизмах и приспособлениях должны работать только лица, допущенные к их обслуживанию. Работы производятся в соответствии с расписанием по буксировке. Основные меры безопасности при работах с буксирным устройством:
— во время работы личный состав не должен находиться вблизи движущегося троса и внутри его шлагов;
— ввиду большого веса буксирного троса стравливать его разрешается только шпилем через кнехты и стопоры, стравливать вручную запрещается;
— для переноса коренного конца с вьюшки (кнехтов, шпиля) на глаголь-гак браги буксирный трос должен браться на стопоры;
— для предохранения буксирного троса от перетирания в местах перегибов следует подкладывать деревянные подушки или маты;
— при отдаче буксирного троса с глаголь — гака под натяжением на баке (юте) не должно быть личного состава;
— не следует без крайней необходимости изменять типовую схему буксировки, так как прочность устройств, за которые будет крепиться буксирный трос или брага, может оказаться недостаточной.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама