Декларирование и сертификация опасных грузов.

Нормативная база для процедур осуществления декларирования и сертификации (освидетельствования) опасных грузов в отношении опасных грузов, предъявляемых к морской перевозке в упакованном виде и навалом:
— требования Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1988 года к ней (далее – СОЛАС-74);
— Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (далее – МАРПОЛ 73/78) ;
— Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (далее – КТМ РФ);
— Международный морской кодекс по опасным грузам (далее – Кодекс ММОГ);
— Кодекс безопасной практики для твердых навалочных грузов (далее – Кодекс НГ), РД 31.15.01-89 «Правила морской перевозки опасных грузов» (далее – Правила МОПОГ);
— РД 31.11.01-92 «Правила безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов» (далее – Правила ННГ);
— иные международные стандарты, нормы, правила и процедуры по вопросам перевозки опасных грузов всеми видами транспорта.
Под декларированием опасных грузов в упаковке и опасных навалочных грузов понимается комплекс мероприятий по установлению соответствия опасных грузов требованиям международных и национальных стандартов, норм, правил и процедур и описание условий безопасности их перевозки.
Под сертификацией (освидетельствованием) опасных грузов в упаковке понимается подтверждение того, что предъявляемые для перевозки опасные грузы могут быть приняты к перевозке, поскольку они надлежащим образом упакованы, маркированы и снабжены знаками опасности и находятся в должном состоянии для целей перевозки в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов, норм, правил и процедур.

Под сертификацией (освидетельствованием) опасных навалочных грузов понимается определение фактических транспортных характеристик на момент погрузки.
При осуществлении декларирования и сертификации опасных грузов принимаются во внимание следующие принципы международных и национальных стандартов, норм, правил и процедур:
— необходимость наличия подробных инструкций по безопасной упаковке и укладке опасных грузов, включая необходимые меры предосторожности при совместной перевозке их с другими грузами согласно положений Кодекса ММОГ и Кодекса НГ (правило 1.4 главы VII СОЛАС-74);
— необходимость наличия удовлетворительных доказательств того, что обеспечена соответствующая информация о грузах, их размещении и креплении, содержащая, в особенности, меры предосторожности, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасной перевозки опасных грузов (правило 1.2 главы VI СОЛАС-74);
— необходимость обеспечения грузоотправителем капитана судна или его представителя соответствующей информацией и грузе, которая позволит принять надлежащие меры предосторожности, необходимые для надлежащего размещения груза и его безопасной перевозки (правило 2.1 главы VI СОЛАС-74);
— необходимость подготовки грузоотправителем грузовых документов, включающих в качестве составной части их текста либо приложения к нему подписанное свидетельство или декларацию о том, что предъявляемый к перевозке груз надлежащим образом упакован и снабжен маркировкой, знаками опасности и находится в состоянии, пригодном для перевозки (правило 5.2 главы VII СОЛАС-74);
— необходимость представления лицом, ответственным за упаковку опасных грузов в контейнере или автотранспортном средстве, подписанного свидетельства об укладке груза в контейнере или автотранспортном средстве (правило 5.3 главы VII СОЛАС-74);
— необходимость включения в транспортные документы, предоставляемые грузоотправителем, подтвержденного подписью свидетельства или декларации о том, что предъявляемый к перевозке груз надлежащим образом упакован, маркирован и снабжен знаками опасности и находится в пригодном к перевозке состоянии, обеспечивающем сведение к минимуму опасности для морской среды (правило 4.2 Приложения III МАРПОЛ 73/78);
— необходимость обеспечения грузоотправителем надлежащей маркировки груза и предоставления перевозчику необходимых сведений о нем. В случае, если груз требует особого с ним обращения, — также необходимость информирования отправителем перевозчика о свойствах груза и порядке обращения с ним (пункт 2 статьи 139 КТМ РФ);
— необходимость обеспечения грузоотправителем перевозчика всеми требуемыми в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами, касающимися груза документами и ответственности грузоотправителя перед перевозчиком за несвоевременную передачу, недостоверность или неполноту таких документов (статья 141 КТМ РФ);
— необходимость сопровождения опасного груза транспортным документом на опасный груз, оформляемый грузоотправителем, в котором содержится основная информация относительно опасности груза. Такой транспортный документ содержит (или к нему прилагаются) сертификат или декларацию о том, что предъявленный груз может быть принят к перевозке и что он надлежащим образом упакован, маркирован, снабжен знаками опасности и находится в должном состоянии для целей перевозки в соответствии с применимыми правилами (раздел 5.1 Кодекса ММОГ);
— необходимость в случае перевозки опасных грузов в грузовой транспортной единице оформления лицом, отвечающим за загрузку транспортной единицы, свидетельства о загрузке контейнера / транспортного средства, в котором указывается выполнение требований Кодекса по загрузке транспортных единиц опасными грузами (раздел 5.4.2 Кодекса ММОГ);
— необходимость обеспечения грузоотправителем предоставления капитану судна подробных сведений о характеристиках и свойствах груза и вручения капитану судна соответствующих сертификатов (свидетельств), содержащих сведения о свойствах и характеристиках груза (подраздел 4.1 Кодекса НГ);
— необходимость обеспечения грузоотправителем или организацией, действующей по его поручению, предоставления стивидору, фрахтователю и перевозчику комплекта документов, содержащих информацию об опасном грузе, в частности, декларации об опасном грузе, отвечающей требованиям СОЛАС-74 и МАРПОЛ 73/78 и свидетельства о выполнении требований Правил МОПОГ/Кодекса ММОГ на отправку опасного груза (пункт 1.19 Правил МОПОГ);
— необходимость обеспечения грузоотправителем разработки декларации о грузе, отвечающей требованиям правил 1 и 2 главы VI СОЛАС-74, которая сопровождается сертификатом о характеристиках груза на момент погрузки, выданным по результатам испытаний образцов груза (раздел 4 Основных положений Правил ННГ).
Во исполнение указанных выше международных и национальных требований, стандартов, норм, правил и процедур для перевозки опасных грузов в упаковке и опасных навалочных грузов грузоотправитель (грузовладелец) должен обеспечить подготовку и предоставление капитану судна комплекта грузовых перевозочных документов, в т.ч.:
— декларацию об опасном грузе – для опасного груза в упакованном виде (пункт 1.19 Правил МОПОГ) или
— декларацию о грузе – для опасного навалочного груза (пункт 4.2 Правил ННГ).
В указанных документах полностью идентифицируется опасный груз и удостоверяется выполнение международных и национальных требований, стандартов, норм, правил и процедур по подготовке опасных грузов к транспортировке. При оформлении этих документов выполняется сертификация (освидетельствование) опасного груза.
Разработка и выдача деклараций и документов, подтверждающих соответствие опасного груза установленным требованиям, от имени и по поручению грузоотправителей (грузовладельцев) выполняется российскими юридическими лицами (общественными организациями), отвечающими установленным требованиям (см. ниже). Эти организации именуются признанными компетентными организациями.

Разработка, согласование и регистрация документов и деклараций об опасных грузах

А. Опасные грузы в упаковке

На основании заявки грузоотправителя (грузовладельца), предоставленных им документов об опасных грузах, таре и упаковке признанная компетентная организация разрабатывает декларацию об опасных грузах и регистрирует ее с присвоением регистрационного номера.
Грузоотправитель, являющийся производителем опасного груза, может направить в признанную компетентную организацию проект декларации об опасных грузах. При положительных результатах экспертизы признанная компетентная организация согласовывает декларацию и регистрирует ее с присвоением регистрационного номера. Декларация об опасных грузах, перевозимых в упаковке, подписывается уполномоченным лицом признанной компетентной организации, разработавшей данную декларацию, или уполномоченными лицами грузоотправителя и признанной компетентной организации. Подписи скрепляются печатями.
Грузоотправитель, являющийся производителем опасного груза, может направить в признанную компетентную организацию проект декларации об опасных грузах. При положительных результатах экспертизы признанная компетентная организация согласовывает декларацию и регистрирует ее с присвоением регистрационного номера. Декларация об опасных грузах, перевозимых в упаковке, подписывается уполномоченным лицом признанной компетентной организации, разработавшей данную декларацию, или уполномоченными лицами грузоотправителя и признанной компетентной организации. Подписи скрепляются печатями.
При отправке опасных грузов, конкретно не поименованных в Правилах МОПОГ, грузоотправитель в установленном порядке в соответствии с международными и национальными требованиями, стандартами, нормам, правилами и процедурами получает разрешение компетентного органа на перевозку опасного груза в упаковке, которое прилагается к декларации об опасных грузах.
Освидетельствование опасных грузов осуществляют признанные компетентные организации или их представители. Освидетельствование выполняется в отношении каждой отдельной грузовой (конасаментной) партии, предъявляемой для перевозки на конкретном судне. При освидетельствовании опасных грузов признанные компетентные организации руководствуются разработанными на эти грузы декларациями и приложенной к ним документацией и проверяют, в частности, соответствие упаковки и маркировки грузов заявленным в декларациях. По результатам освидетельствования признанные компетентные организации оформляют документы, подтверждающие соответствие опасных грузов требованиям, содержащимся в международных общепризнанных правилах, нормах и стандартах.
Если опасные грузы не соответствуют требованиям, содержащимся в международных общепризнанных правилах, нормах и стандартах (нарушена герметичность тары, отсутствует надлежащая маркировка вида и степени опасности и т.п.), то документ, подтверждающий соответствие опасных грузов установленным требованиям, не выдается и окончательное оформление декларации не производится.
По результатам освидетельствования оформляются документы, подтверждающие соответствие конкретных опасных грузов требованиям Правил МОПОГ и Кодекса ММОГ, которые передаются капитанам судов представителями грузоотправителя или признанной компетентной организации. Копии выданных деклараций и свидетельств незамедлительно передаются капитану соответствующего морского порта для учета и контроля.

Б. Опасные навалочные грузы

На основании заявки грузоотправителя (грузовладельца), предоставленных им сведений об опасных навалочных грузах и образцов этих грузов признанная компетентная организация проводит экспертизу или исследование свойств и транспортных характеристик указанных грузов. Объем проводимых исследований определяется спецификой опасных навалочных грузов, в частности, для аммония нитрата и аммиачно-нитратных удобрений проводится испытание на склонность к детонации и оформляется в установленном порядке справка об отсутствии склонности к детонации.
По результатам исследований опасных навалочных грузов признанная компетентная организация разрабатывает и направляет заказчику декларацию о транспортных характеристиках и условиях безопасности морской транспортировки опасных навалочных грузов, а также проформу сертификата о характеристиках опасных навалочных грузов на момент погрузки на судно. Декларация о транспортных характеристиках и условиях безопасности морской перевозки опасных навалочных грузов имеет регистрационный номер, подпись и печать организации-разработчика. Срок действия декларации о транспортных характеристиках и условиях безопасности морской перевозки опасных навалочных грузов устанавливается разработчиком с учетом свойств грузов, но в любом случае в пределах двух лет.
В предусмотренных международными и национальными требованиями, стандартами, нормами, правилами и процедурами случаях декларации для опасных навалочных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение компетентного органа, проходят согласование в Ространснадзоре.
Освидетельствование (сертификацию) опасных навалочных грузов осуществляют признанные компетентные организации или их представители в соответствующих морских портах с целью определения фактических транспортных характеристик груза на момент погрузки, которые подтверждаются документами согласно пп. 4.3 и 4.4 Правил ННГ, а именно:
— сертификатом о характеристиках опасных навалочных грузов на момент погрузки на судно;
— справкой об отборе проб опасных навалочных грузов.
Сертификация опасных навалочных грузов осуществляется в отношении каждой партии груза, отправляемой в течение срока действия декларации. Работы по сертификации опасных грузов в морских портах осуществляют признанные компетентные организации или их представители в указанных портах.
Признанные компетентные организации или их представители в морских портах осуществляют сертификацию химически опасных навалочных грузов самостоятельно или с привлечением специализированных лабораторий, компетентных и должным образом уполномоченных на проведение работ по определению свойств и транспортных характеристик грузов. Отбор проб и лабораторные исследования образцов опасных грузов осуществляются по общепризнанным международным или национальным методикам. На основании результатов исследований опасных навалочных грузов признанная компетентная организация или ее представитель в соответствующем морском порту оформляет и выдает заверенную копию декларации о транспортных характеристиках и условиях безопасности морской перевозки опасных навалочных грузов, оригинал сертификата о характеристиках опасных навалочных грузов на момент погрузки на судно, имеющий учетный номер, подпись и печать разработчика, справку об отборе проб и другие справки, в которых указываются особые свойства опасных навалочных грузов.
Отбор проб и лабораторные исследования образцов опасных грузов осуществляются по общепризнанным международным или национальным методикам. На основании результатов исследований опасных навалочных грузов признанная компетентная организация или ее представитель в соответствующем морском порту оформляет и выдает заверенную копию декларации о транспортных характеристиках и условиях безопасности морской перевозки опасных навалочных грузов, оригинал сертификата о характеристиках опасных навалочных грузов на момент погрузки на судно, имеющий учетный номер, подпись и печать разработчика, справку об отборе проб и другие справки, в которых указываются особые свойства опасных навалочных грузов.
Заверенные копии деклараций о транспортных характеристиках и условиях безопасности морской перевозки опасных навалочных грузов и оригиналы сертификатов с подписью и печатью представителя признанной компетентной организации передаются капитану судна представителем грузоотправителя или представителем признанной компетентной организации. Кроме того, копии выданных деклараций о транспортных характеристиках и условиях безопасности морской перевозки опасных навалочных грузов и сертификатов незамедлительно передаются капитану соответствующего морского порта для учета и контроля.

Признанные компетентные организации

Для того, чтобы организация была квалифицирована как признанная компетентная организация, необходимо выполнение следующих условий:
— организация имеет статус признанной компетентной организации в соответствии с Резолюцией А.739 (18) ИМО от 04 ноября 1993 г.;
— организация располагает достаточным техническим, управленческим и обслуживающим персоналом, обеспечивающим декларирование и сертификацию опасных грузов на современном уровне, в т.ч. специалистами:
• в области перевозки грузов морским транспортом;
• в области сертификации контейнеров, а также иных видов тары и упаковки;
• в области анализа химических свойств опасных грузов;
• в области теории корабля и устройства судна (расчеты остойчивости, несмещаемости и крепления грузов);
— технический персонал соответствующей организации, непосредственно осуществляющий декларирование и сертификацию (освидетельствование) опасных грузов, должен пройти обучение в объеме, не менее предусмотренного главой 1.3 «Подготовка персонала» Кодекса ММОГ;
— организация обеспечивает постоянное, эффективное и оперативное взаимодействие с участниками транспортного процесса через своих представителей в морских портах и уведомляет портовые власти о деятельности своих представителей;
— организация имеет возможность документально основать свою техническую, административную и управленческую компетентность в обеспечении качества услуг по декларированию и сертификации опасных грузов в упаковке, а также опасных навалочных грузов;
— организация в своей повседневной деятельности руководствуется принципами этического поведения и признает принятые на себя обязательства, гарантирующие надлежащее выполнение услуг по декларированию опасных грузов в упаковке, а также опасных навалочных грузов и конфиденциальность имеющейся в ее распоряжении информации;
— управленческий аппарат организации способен определять и документально оформлять политику, цели и приверженность качеству в области декларирования и сертификации опасных грузов в упаковке, а также опасных навалочных грузов;
— организация разрабатывает, внедряет и поддерживает эффективную внутреннюю систему качества, основанную на соответствующих положениях признанных стандартов качества, не менее эффективную, чем серия стандартов ИСО 9000;
— организация осуществляет испытания и исследования свойств и транспортных характеристик опасных грузов в аккредитованной испытательной лаборатории;
— организация имеет лицензию на право ведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (декларирование отдельных опасных грузов классов 1, 6 и 7);
— организация неукоснительно выполняет нормы федерального законодательства и положения нормативно-технических актов по вопросам, связанным с перевозкой опасных грузов;
— организация систематически обобщает практику применения международных договоров Российской Федерации, федерального законодательства и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур по вопросам перевозки опасных грузов всеми видами транспорта;
— организация создает и ведет собственный реестр и информационный фонд национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур, применяющихся для обеспечения условий безопасной транспортировки опасных грузов, включая операции с опасными грузам в морских портах;
— организация проводит систематическую деятельность по обобщению практики обеспечения технологической безопасности на морском транспорте, применения положений федерального законодательства и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур по этому вопросу, разрабатывает предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования технологий морской перевозки опасных грузов:
• межгосударственные, государственные и отраслевые стандарты и технические условия на декларируемые и сертифицируемые вещества, материалы и изделия, классифицированные как опасные грузы в упаковке, а также опасные навалочные грузы;
• межгосударственные, государственные и отраслевые стандарты и технические условия на тару и упаковку, в которой опасный груз может предъявляться к морской перевозке;
— организация включена Международной морской организацией в перечень назначенных национальных компетентных организаций для целей Кодекса ММОГ.
Список признанных компетентных организаций и их представителей в морских портах доводится в установленном порядке до администраций соответствующих морских портов. Контроль за деятельностью признанных компетентных организаций в части соответствия разработанных деклараций об опасных грузах положениям международных и национальных требований, стандартов, норм, правил и процедур осуществляется в установленном федеральным законодательством порядке Министерством транспорта РФ.
Список признанных компетентных организаций и их представителей в морских портах доводится в установленном порядке до администраций соответствующих морских портов. Контроль за деятельностью признанных компетентных организаций в части соответствия разработанных деклараций об опасных грузах положениям международных и национальных требований, стандартов, норм, правил и процедур осуществляется в установленном федеральным законодательством порядке Министерством транспорта РФ.
Администрация соответствующего морского порта принимает во внимание факт наличия на судне деклараций об опасных грузах, соответствующих свидетельств, сертификатов и других документов, предусмотренных международными и национальными требованиями, стандартам, нормами, правилами и процедурами по вопросам, связанным с погрузкой, разгрузкой и транспортировкой опасных грузов, при разрешении вопросов о пригодности судна к плаванию, выполнения требований к загрузке судна и наличием или отсутствием недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, и о возможности принятия в порядке статьи 80 КТМ РФ на основании установленного решения о выдаче разрешения на выход судна в море.

Добавить комментарий

Реклама

Помощь студентам