Метод проверки центровки судового валопровода при помощи линейки и щупа

До начала центровки (проверки центровки) валопровода при ремонте судов должны быть завершены все сварочные работы по корпусу судна в кормовой части. Судно должно находиться в условиях, исключающих односторонний нагрев корпуса лучами солнца. Во время проведения замеров не допускается перекачка балласта, топлива и перемещение грузов. Если судно находится в плавучем доке, то там производится только предварительная центровка валопровода. Допустимый крен судна не более 1?, допустимый дифферент должен соответствовать установленному водоизмещению. Окончательная центровка и сдача валопровода производятся на плаву.
Перед центровкой проверяется положение контрольных рисок на флан-цевых соединениях парных валов. Они должны совпадать и соответствовать положению валов до разборки валопровода или положению валов при спаривании.
Применяемые способы центровки, технология центровки и допустимые меры расцентровки валов зависят от конструктивной схемы валопровода, его длины и диаметра вала d.
Валопроводы, у которых , называются длинными, — короткими (L — расстояние от кормового подшипника двигателя до носового подшипника дейдвуда).
Для валопроводов с подшипниками качения кроме указанных способов центровки применяется также оптический способ, а для длинных валопроводов на отдельных его участках могут применяться комбинированные способы.
При смещении валов их оси не совпадают, но остаются параллельными друг другу. При изломе осей валов между осями (торцами фланцев) образуется определенный угол, то есть оси пересекаются. В силу различных погрешностей изготовления и монтажа валопровода обычно возникает более сложный случай нарушения центровки валопроводов: одновременное смещение и излом осей валов (рис.3).
Измерение изломов и смещений валов щупом и линейкой
Рис. 3 Измерение изломов и смещений валов щупом и линейкой

Направлениям изломов и смещений приписывается определенный знак. Излом считается положительным, если фланцы раскрыты вверх или в сторону левого борта судна (для горизонтальной плоскости). Смещение считается положительным, если фланец носового вала смещен вниз или в сторону правого борта (для горизонтальной плоскости).
Сущность этого способа центровки заключается в проверке изломов и смещений и в совмещении осей валов технологическими способами.
Измерение смещений и изломов выполняется одним из способов: с помощью щупа и линейки, с помощью двух пара стрелок или чаще двух пар стрел индикаторного типа или специального приспособления, состоящего из угольника, скобы с винтами для крепления индикатора часового типа со сменной насадкой, прикрепленной к ножке индикатора винтом.
Перед измерением изломов и смещений валопровод находится в собранном состоянии, но болтовые соединения фланцев рассоединяются, а валы раздвигаются до некоторой величины осевого зазора между фланцами. В необходимых случаях устанавливают дополнительные (монтажные) подшипники. Парные валы при измерениях проворачиваются одновременно.
Фланцевые соединения нумеруются от носа к корме судна.
При центровке валов по изломам и смещениям учитываются поправки на провисание валов под собственным весом. Провисание вызывает дополнительные углы поворота фланцев и изгибы осей валов. Расчет поправок производится по зависимостям. Если опоры промежуточных валов находятся от их концов на 0,2…0,25 длины вала, а к концам вала не приложены сосредоточенные нагрузки, то указанные поправки принимаются равными нулю.
До начала центровки убеждаются, что контрольные риски на парных фланцах совпадают, а гребной вал лежит на носовом опорном подшипнике. Если гребной вал оторван от нижней половины носового подшипника (при тяжелом гребном винте), то его поджимают к подшипнику с помощью домкратов.
Само измерение изломов и смещений с помощью линейки и щупа заключается в следующем. При измерении смещений линейка накладывается на выступающий фланец (рис. 3). Щупом замеряются зазоры а и в и излом на глубине 20…30 мм (зазоры n и m). Измерения производятся в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Расчет изломов и смещений приведен в таблице, представленной ниже. В расчетных формулах смещения знак «плюс» принимается, если окружность одного фланца выходит за пределы окружности другого, а знак «минус» — когда окружность одного фланца находится в пределах окружности другого. В формулах D – диаметр фланцев (в мм).
Номер фланцевого соединения Положение фланцев Смещение Излом
Зазор, мм Смещение ?, мм Зазор, мм Излом на фланце, ?, мм Излом на 1 м

1-я пара Верх
Низ

Правый борт
Левый борт

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу