Схема выполнения маневра швартовки судна лагом к причалу при отжимном ветре.

При швартовке под углами больше рекомендованных возрастает опасность сильного навала на причал. Маневр требует особенной осторожности. При углах подхода 30—40° лучше воспользоваться якорем. При больших углах отдача якоря обязательна. Отдавая якорь, длину вытравленного каната следует регулировать с таким расчетом, чтобы якорь протаскивался по дну на средних оборотах винта и вместе с тем держащая сила была достаточной для удержания судна на месте при меньших оборотах. При выполнении этого условия судну обеспечивается практически безынерционное движение и оно без риска может быть остановлено в любом желаемом расстоянии от причала.

Рис.5.1
Швартуясь с помощью якоря (рис. 5.1), к причалу подходят, выдерживая направление на его середину. На расстоянии от причала одной-двух длин корпуса гасят инерцию, отдают якорь и дальнейшее движение регулируют с помощью машины, руля и силы натяжения якорной цепи. Одновременно со сближением с причалом судно должно разворачиваться вдоль него. Когда нос судна подойдет к причалу достаточно близко, с бака подают продольный и шпринг и поджимают корму.
В некоторых случаях приходится использовать якорь, чтобы облегчить отход от причала или развернуться после отхода в нужном направлении. Тогда подходить к причалу следует под углом80—90°. Место отдачи якоря и количество вытравленной якорной цепи определяются исходя из условия, что якорь должен получить держащую силу. После отдачи якоря канат травят свободно. На расстоянии от причала, равном тормозному пути, дают задний ход. Если судно швартуется правым бортом, то прежде чем инерция будет полностью погашена, канат задерживают, а затем, когда корма покатится к причалу снова, дают слабину. Когда нос судна подойдет к причалу, подают продольный и шпринг. Корму поджимают, работая самым малым передним ходом на шпринге или якорной цепи. После окончания швартовки канат кладут на грунт, чтобы он не мешал проходящим судам.
В ветреную погоду маневрирование для постановки судна к причалу усложняется и, чтобы обеспечить безопасную швартовку, следует использовать буксиры. Однако в случае крайней необходимости суда с мощной машиной и небольшой площадью парусности могут швартоваться самостоятельно.
Выбирая способ швартовки, судоводитель должен учитывать, как судно реагирует на ветер, т. е. является оно само приводящимся или уваливающимся. Ниже рассмотрена особенность швартовки судов при отжимном ветре.
Когда судно с центром парусности впереди центра тяжести останавливается, исчезает гидродинамическая сила поддержания и уваливающий момент увеличивается. В результате нос судна при подходе к месту стоянки стремится уклониться от причала. Если судно швартуется левым бортом, то после реверса двигателя этот процесс ускорится и у экипажа может не хватить времени, чтобы закрепить носовые швартовы. В более выгодном положении оказывается судно, швартующееся правым бортом. Во время торможения уваливающий момент компенсируется моментом реакции винта на заднем ходу. Судно будет дрейфовать под ветер, но уклонение носа от причала существенно замедлится.
У самоприводящегося судна во время швартовки правым бортом аэродинамический момент и момент от реакции винта будут действовать в одном направлении — по часовой стрелке. Следовательно, после реверса двигателя корма быстро покатится от причала. Этого не произойдет при швартовке левым бортом, так как моменты аэродинамический и от реакции винта будут направлены навстречу друг другу. Очевидно также, что у самоприводящихся судов труднее поджать корму, работая на шпринге, особенно если судно швартуется левым бортом.
Из сказанного следует, что при отжимном ветре швартоваться правым бортом легче, чем левым. Если все же судно вынужден ошвартоваться левым бортом и при этом в порту не практикуется завоз швартовов с помощью ботов, то необходимо отдать якорь и подходить к причалу под углом 40—60°, протаскивая его по дну.

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу