На судне время необходимо для большого количества как навигационных, так и организационных целей.
Для поддержания точного времени, на судне действует судовая служба времени. Эта служба находится в ведении третьего помощника капитана, заведующего штурманским имуществом, и контролируется капитаном.
Задачами судовой службы времени являются:
• хранение точного времени, то есть эталона времени на судне;
• приём сигналов точного времени и получение поправок часов;
• наблюдение за работой часов на судне и обеспечение достаточно точным временем наблюдателей, рабочих мест и жилых помещений.
Для выполнения этих задач на судне имеется ряд инструментов от высокоточных часов – хронометров до настенных часов размещаемых в помещени-ях. Помимо этого для измерения промежутков времени используются секундомеры. Приём сигналов обеспечивается специальным или общим радиоприемником и транслируется в штурманскую рубку.
Хронометр представляет собой высокоточные пружинные часы особого устройства. Выставляется он приблизительно по времени гринвичского меридиана. Хронометр должен обеспечивать получение ТГР с точностью до 1с. Отличие его показаний от ТГР называется поправкой хронометра UХР и определяется по сигналам точного времени по формуле:
UХР = ТГР – TХР
или по известному суточному ходу хронометра по формуле:
UХР = UХР + Tд, где
UХР – точно известная на какой-либо момент времени (полученная по сигналам точного времени) поправка хронометра;
Tд – промежуток времени прошедший с того момента выраженный в сутках и их долях с точностью до 0,01д.
Суточный ход хронометра это величина изменения поправки хронометра за одни сутки, определяется по формуле:
При известной на данный момент времени поправки UХР, хронометр должен обеспечивать получение ТГР с точностью до 0,5с.
Циферблат хронометра разделён на 12ч, следовательно, во вторую половину суток на Гринвиче показания хронометра расходятся с гринвичским вре-менем на 12ч. В этом случае к показаниям хронометра необходимо прибавлять 12ч.
При использовании палубных или наручных часов их сличают с хронометром.
Сличение – это разность одновременных показаний хронометра и палубных часов:
СЛ = ТХР – ТЧ
Произведя наблюдение по палубным часам, получаем:
ТХР = СЛ + ТЧ
При известной поправке хронометра и сличении можно рассчитать по-правку часов ТЧ:
UЧ = UХР + СЛ
Как уже говорилось выше, поправка хронометра определяется по сигналам точного времени, которые, учитывая строгие правила использования, и хранения хронометра могут приниматься:
• непосредственно на хронометр, если около места хронометра есть репродуктор;
• на секундомер;
• на палубные часы.
При приёме сигнала на секундомер, например в радиорубке, его стрелка пускается в момент подачи намеченного сигнала. После чего наблюдатель перемещается в штурманскую рубку к штатному месту хронометра, где останав-ливает секундомер на замеченном моменте хронометра и вычитает из этого момента показания секундомера. Полученная величина будет соответствовать ТГР в момент приёма сигнала.
При приёме не следует ограничиваться одним сигналом, во избежание промаха.
При приёме сигналов на палубные часы их следует сличить до и после приёма сигналов, затем определить поправку палубных часов, а по поправке и среднему сличению определить UХР.