Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на морском транспорте.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА

1. Федеральный закон от 4.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ
3. Федеральный закон от 20.06.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
4. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»
5. Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта», утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.02 г. N 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»
7. РД 31.15.01-89 Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)
8. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС-74)
9. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78)
10. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДМНВ-78)

В лицензирующий орган представляются следующие основные документы:

Устав предприятия;
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
Сведения о руководителе предприятия (протокол избрания, приказ, проч.)

При осуществлении процедуры лицензирования проводится проверка наличия у соискателя лицензии (лицензиата) свидетельств о праве собственности или договоров аренды:

— на суда (договоры бербоут-чартера, договоры субаренды);
— на производственные объекты.

Проводится проверка наличия:

свидетельства о регистрации ОПО;
лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных ПО (акта проверки ТУ Ростехнадзора на соответствие требованиям промбезопасности);
утверждения ТУ Ростехнадзора экспертизы промбезопасности на ОПО;
утверждения ТУ Ростехнадзора экспертизы промбезопасности на ПТО (в необходимых случаях);
санитарно-эпидемиологического заключения (при необходимости); или
акта проверки ТУ Роспотребнадзора на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Проверяются:

наличие разработанного и согласованного для каждого склада и погрузочно-разгрузочной площадки оперативного плана по ликвидации пожара и других АС с учетом свойств и количеств хранящихся или перегружаемых грузов. Один экземпляр оперативного плана должен быть вывешен на складе или погрузочно-разгрузочной площадке. При составлении оперативного плана должны быть учтены требования, установленные в Аварийных картах;
наличие журналов вводного инструктажа при работе с пожароопасными грузами и по противопожарному режиму при работе с ними;
наличие журналов первичного инструктажа на рабочем месте;
наличие акта проверки ОПО ГУ МЧС;
наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов)
(с указанием района и срока действия);
наличие договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием, выполняющим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами;
реквизиты документа, подтверждающего наличие лицензии и (или) аттестации АСФ;
наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
решение ТУ Ростехнадзора об утверждении заключения экспертизы промбезопасности на документацию ПЛАС;
ознакомление с ПЛАС персонала, инструктаж, отметки;
проведение учений по отработке ПЛАС (не реже 1/год), подведение их итогов;
наличие приказа о назначении должностного лица, ответственного за погрузочно-разгрузочную деятельность;
трудовая книжка или иной документ, подтверждающий стаж работы не менее 3 лет за последние 5 лет работы в области ПРД лица, ответственного за осуществление ПРД;
документ о повышении квалификации лица, ответственного за осуществление ПРД.

В случае использования для выполнения работ плавучих кранов и судов
(включая суда-бункеровщики) проверке подлежит:

приказ о назначении должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды;
документ о профессиональном образовании должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды;
диплом, подтверждающий право занимать должность комсостава морского судна;
подтверждение стажа не менее 5 лет в должности КМ или СПКМ;
удостоверение о прохождении аттестации ответственного лица за соблюдение требований по безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды.

Кроме того, в данном случае проверяется:
наличие на каждом судне и на иных плавучих средствах документов, предусмотренных статьей 25 КТМ Российской Федерации:

наличие свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
наличие свидетельства о праве собственности или документа, дающего право использовать судно на ином законном основании;
наличие свидетельства о годности к плаванию;
наличие классификационного свидетельства;
наличие свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами, мусором;
наличие свидетельства о минимальном безопасном составе экипажа судна;
наличие лицензии судовой радиостанции и радиожурнала (если судно имеет судовую радиостанцию);
наличие судового журнала;
наличие машинного журнала;
наличие журнала нефтяных операций для судов, не являющихся танкерами;
наличие журнала нефтяных операций для танкеров;
наличие судового санитарного свидетельства;
укомплектование экипажей судов в соответствии с Международной конвенцией СОЛАС-74, Конвенции ПДМНВ квалифицированными специалистами в соответствии с требованиями для работы на танкерах;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
наличие на каждом судне судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней).

При контроле технологических процессов работ с ОГ проверяются:

наличие рабочих технологических карт при работе с опасными грузами, правил МОПОГ и других нормативных документов, регламентирующих условия перегрузки и хранения опасных грузов;
наличие разработанных в зависимости от свойств грузов, их упаковки и местных условий порта дополнительных технологических карт, инструкций,
издание приказов, направленных на обеспечение безопасных условий хранения и перегрузки конкретных опасных грузов.
Указанной документацией должны быть обязательно установлены:
номенклатура (по классам, подклассам, или наименованиям) и количество опасных грузов, допускаемых к хранению на открытых и закрытых складах стивидорной компании;
номенклатура (по классам, подклассам, наименованиям) опасных грузов, перегружаемых соискателем лицензии только по прямому варианту;
порядок связи и взаимодействия администрации судна и стивидорной компании, порядок оповещения аварийных бригад, властей порта, МЧС;
наличие СИЗ при производстве ПРР и ликвидации аварийных ситуаций с ОГ.
Предприятие должно быть обеспечено документацией по ликвидации возможных очагов поражения при аварийных ситуациях.
Общие требования к местам осуществления лицензируемого вида деятельности

Каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации документы:
— паспорта причалов (с указанием назначения и номенклатуры грузов, расчетных судов);
— заключение о техническом состоянии причального сооружения;
— свидетельство о годности причального сооружения к эксплуатации;
— наличие актов периодических осмотров ГТС и принимаемые меры по устранению выявленных недостатков.

При осуществлении процедуры лицензирования производится проверка наличия у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Кроме того, проводится проверка наличия у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), соответствующих требованиям технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта».

Объект инфраструктуры морского транспорта не должен иметь повреждений, которые бы препятствовали его безопасной эксплуатации. Смещения и деформации объекта в период его эксплуатации не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектом такого объекта. Величины предельных смещений и деформаций при отсутствии их в проекте устанавливаются аккредитованным испытательным центром и отражаются в техническом паспорте сооружения.

Границы каждого объекта инфраструктуры морского транспорта должны быть обозначены. Следует сохранять и возобновлять разметку, которая используется при проведении обследования такого объекта аккредитованным испытательным центром.

Опасные производственные объекты инфраструктуры морского транспорта должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Для обеспечения безопасной эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта эксплуатирующая организация разрабатывает справочник допускаемых нагрузок. В справочнике допускаемых нагрузок для фактически перегружаемой номенклатуры грузов приводятся схемы загрузки и таблицы с высотой складирования различных грузов.
В справочнике допустимых нагрузок отражается основная номенклатура грузов. При появлении дополнительной номенклатуры грузов до корректировки справочника допускаемых нагрузок высота складирования грузов отражается в рабочих технологических документах. Эксплуатация объекта с превышением допускаемых нагрузок запрещается. Схемы эксплуатационных нагрузок должны быть указаны на плакате, установленном на причале на видном месте.

Места погрузки (выгрузки) взрывоопасных веществ должны быть не ближе 250 метров от жилых строений, служебно-вспомогательных зданий и сооружений, а также от общих мест погрузки и хранения грузов.
На территории склада (площадок) должны быть вывешены плакаты, иллюстрирующие безопасные приемы и методы работ с опасными грузами, а также указан способ оповещения аварийной бригады, ГУ МЧС и органов санитарного надзора о возникновении аварийной ситуации в соответствии с оперативной частью ПЛАС.

Для обеспечения безопасной швартовки судна и сохранности причала необходимо выполнять следующие требования:
швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам;
швартовка судна за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки, запрещается;
не допускается швартовка к причалу судна с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, указанного в техническом паспорте сооружения.
На поверхности головы каждой швартовной тумбы наносятся цифровые обозначения, читаемые со стороны берега, сверху — порядковый номер швартовной тумбы, а ниже, под горизонтальной чертой, — расстояния в метрах до ближайших швартовных тумб слева и справа, разделенные между собой вертикальной чертой.

Причал должен быть оборудован по кордону колесоотбойным брусом, который необходимо содержать в исправном состоянии.

Через трубопроводы и другие коммуникации, выступающие над поверхностью земли, устанавливаются переходные мостики для безопасного прохода людей.

Телефонные и электрические колонки должны быть пронумерованы в пределах одного причала.

Режим эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта должен соответствовать его назначению, проектным характеристикам и (или) фактическому техническому состоянию.

Территория перегрузочных причалов должна содержаться в чистоте и систематически очищаться от горючих производственных и бытовых отходов. Освобождающаяся тара, упаковочный материал, металлическая стружка, промасленные обтирочные материалы и другие отходы должны удаляться в специально отведенные для этого места и своевременно утилизироваться.
Система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, должны поддерживаться в исправном состоянии.
Предприятие должно быть обеспечено техническими средствами и специализированными судами в достаточном количестве для уборки территории и очистки акватории от мусора, нефтепродуктов и других вредных веществ, а также для приема с судов нефтесодержащих и сточных вод и мусора.

В случаях, не предусмотренных техническим регламентом «О безопасности объектов морского транспорта», объекты инфраструктуры морского транспорта должны соответствовать требованиям, установленным международными договорами о предотвращении загрязнения с судов, защите и сохранении морской среды, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды водным законодательством Российской Федерации.

При проведении процедуры лицензирования проверяется работоспособность автоматической пожарной сигнализации на крытых складах, предназначенных для хранения ОГ класса 1, 3, 4, 5 кл.; подкл. 2.3, 2.4 и наличие на складах и погрузочно-разгрузочных площадках средств пожаротушения и ликвидации АС по действующим нормам в соответствии со свойствами ОГ. Каждый склад (площадка) должен иметь телефонную связь.
Грузозахватные приспособления и технологическая оснастка всех видов, применяемые при работе с грузами класса 1, подклассов 2.3, 2.4, а также 3.1 и 3.2, должны быть изготовлены из материалов (или покрыты материалами), исключающими искрообразование.
Автомашины, автопогрузчики, автокраны и локомотивы при работе с грузами классов 1, 3, 4, подклассов 2.3, 2.4, а также взрывоопасными и легковоспламеняющимися грузами других классов, должны иметь на выхлопных трубах искрогасители, а автокраны — надежное заземление.

Курение на причалах запрещается. На территории, где курение запрещено, на видных местах должны быть вывешены соответствующие запрещающие знаки.

Осуществляется проверка организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, которые включают:
а) обеспечение мер по созданию условий для эффективной и быстрой работы пожарных подразделений на объектах инфраструктуры морского транспорта;
б) организацию обучения персонала объектов инфраструктуры морского транспорта способам ликвидации аварий и обеспечение необходимой профессиональной и психологической подготовки обслуживающего персонала на этих объектах на случай борьбы с пожаром.

При проверке нефтеналивного терминала обращается внимание на то, чтобы было обеспечено следующее:

— его исправное техническое состояние;
— безопасная перегрузка наливных продуктов;
— выполнение требований противопожарных и санитарных норм, техники безопасности, требований промышленной безопасности, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, водного законодательства Российской Федерации.
Средства обеспечения перегрузки нефти и нефтепродуктов должны быть оснащены:
а) устройствами, предотвращающими попадание нефти и нефтепродуктов в воду;
б) комплектами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
в) блокирующими устройствами, автоматически прекращающими перегрузку нефтепродуктов при разрыве соединений или в других аварийных случаях.
При сливе и наливе наливных продуктов необходимо применять специализированные сливно-наливные устройства, оборудованные устройствами предупреждения аварийных разливов наливных продуктов и обеспечения пожарной безопасности. Кроме сливно-наливных устройств наливной причал должен быть оборудован в соответствии с разработанными проектировщиком технологическими схемами, обеспечивающими безопасность перегрузки наливных продуктов.
Присоединительные устройства оборудуются предохранительными устройствами, исключающими их самопроизвольное отсоединение от судна в процессе слива (налива) при выходе судна из зоны обслуживания наливного устройства.
Налив грузового судна и плавбункеровщика у наливного причала производится силами и средствами наливного терминала и причала.
Нефтеналивное судно должно сливать нефтепродукты своими средствами.
Наливной причал оборудуется боновыми заграждениями и устройствами для сбора возможных проливов нефтепродуктов с поверхности водоемов.
На наливном причале должны находиться специальные приспособления для надежного заземления трубопроводов и судна.
Наливной причал оборудуется системами и устройствами противопожарной защиты.
Технологическая площадка наливного причала должна иметь твердое покрытие и ограждение по контуру высотой не менее 0,4 метра, а также специальное устройство для отвода нефтесодержащих стоков.

Не допускается налив нефтепродуктов в судно на неспециализированном наливном причале, не имеющем технологических схем, обеспечивающих безопасность перегрузки наливных грузов и устройств противопожарной и противоаварийной защиты.

Требования к персоналу лицензируемой организации

Эксплуатационный персонал, обслуживающий объект инфраструктуры морского транспорта, должен иметь соответствующее выполняемым работам образование и соблюдать требования технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта».

При осуществлении процедуры лицензирования проверяется:

наличие у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
наличие у соискателя лицензии должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке;
наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате докеров, имеющих соответствующую квалификацию и свидетельства на право работы с опасными грузами (к работе с опасными грузами допускаются работники портов, имеющие стаж работы по специальности не менее одного года, прошедшие обучение, ежегодную проверку знаний, инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам и методам работ с опасными грузами, действиям в аварийной ситуации и мерам первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, медицинский осмотр).
Специалисты (сливщики, операторы, докеры, стивидоры) повышают квалификацию по осуществлению ПРД опасных грузов на соответствующих курсах по утвержденным программам. Повышение квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

При проверке порядка допуска персонала к работам с опасными грузами особое внимание уделяется следующему:

Перед началом грузовых операций руководители работ должны проверить наличие у всех, лиц, участвующих в работах:
— средств индивидуальной защиты;
— свидетельств или удостоверений на право работы с опасными грузами;
— у членов аварийной бригады порта и аварийной партии судна — также знание порядка и средств взаимного оповещения об аварии и совместных действий по ее ликвидации.
Инструктаж на рабочем месте должен производиться перед началом погрузочно-разгрузочных работ руководителем работ.
Инструктируемые должны быть ознакомлены:
— с наименованиями, свойствами, видами, степенью опасности, упаковкой и маркировкой грузов, которые должны перегружаться (храниться) в порту или перевозиться на судне;
— с рекомендуемыми средствами индивидуальной защиты при обычной работе и в аварийной ситуации (при пожаре, разливе или россыпи груза);
— с рекомендуемыми и запрещаемыми огнетушащими средствами для указанных грузов;
— с требованиями безопасности труда и противопожарным режимом при перегрузке, хранении и перевозке грузов;
— с мерами оказания первой помощи пострадавшим.
Инструктаж должен фиксироваться подписями и датой в личной карточке инструктажа или журнале регистрации инструктажей по технике безопасности.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта» осуществляется:

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами);
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
Министерством регионального развития Российской Федерации;
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.





Похожие статьи





Добавить комментарий