ЭКНИС — электронная картографическая навигационая информационная система, объединяющая информацию технических средств навигации и других судовых систем для отображения навигационных параметров местоположения судна, навигационно–графической и другой обстановки на электронной навигационной карте, отвечающей требованиям главы V Конвенции СОЛАС-74/95 отношении откорректированной навигационной карты, и автоматизации решения основных задач судовождения.
При работе с ЭКНИС следует оценивать ее ограничения и погрешности, которые могут быть вызваны:
-несовершенством устройств оцифровки карты и средств ее отображения;
-неточностью и недостаточной подробностью картографической информа-ции;
-погрешностями, обусловленными ошибками датчиков информации;
-различием систем отчета датчиков с координатной системой карты;
Погрешности оцифровки карты. В большинстве случаев данные ЭК получаются путем цифрового представления информации бумажных карт с помощью дигитайзерных или сканерных технологий. В результате электронные карты наследуют все недостатки, присущие бумажным картам, и включают погрешности процесса перевода данных в цифровой вид.
Погрешности, обусловленные разрешающей способностью устройства цифрования. Современные дигитайзеры и сканеры имеют определенную разрешающую способность, что приводит к соответствующим погрешностям данных ЭК. Так, например, после сканирования бумажной карты пиксель официальной растровой карты масштаба 1:40000 в формате BSD при представлении на экране занимает площадь 4 м2.
Погрешности графики бумажных карт. Точки, различного вида линии на бумажной карте имеют определенную толщину и нанесены не абсолютно точно. Толщина линий на бумажной карте может достигать 1 мм. Погрешности графики превышают разрешающую способность масштаба бумажной карты. При оцифровке бумажных карт, погрешности их графики переносятся в данные ЭК. При масштабе 1:40000 они могут быть причиной ошибок от 40 до 80 м в положении объектов.
Погрешности, обусловленные человеческим фактором. Следует ометить, что процесс получения цифровых данных электронной карты на основе бумажных карт не является полностью автоматическим. В дигитайзерских технологиях векторных карт доля ручного труда велика. При использовании сканерных методов получение этих карт доля ручного труда значительно меньше, но все равно остается.
Недостаточные размеры экрана монитора. Окно высвечивания карты на экране дисплея обычно составляет примерно 1/16 часть бумажной карты. Поэтому при одинаковом с бумажной картой масштабе ЭК отображает меньший район, размеры которого в ряде случаев могут быть малы для оценки ситуации.
Погрешность карт, основанных на данных старых съемок. В на-стоящее время наблюдается отсутствие современных гидрографических съемок побережья ряда стран, особенно островов. В практике судовождения еще используются карты, составленные по съемкам 19 века. Этим картам присущи существенны погрешности определения, как опорных геодезических пунктов, так и объектов, положение которых находилось путем привязки к ним. Погрешности опорных точек обычно больше и вносят систематические отклонения в положение участков побережья.
Недостатки карт, основанных на результатах нескольких съемок. Достаточно много бумажных карт представляют собой комбинацию данных нескольких съемок, собранных из разных источников за большой период времени. В результате одна карта может включать районы, где съемки основывались на использовании уровня и секстана, и области высокоточных геодезических данных.
Погрешности основных датчиков информации. Эти погрешности влияют на положение отображаемого места судна, представляемые значения его кинематических параметров, на положение и элементы движения сопровождаемых САРП объектов, на ряд других данных.
Отличия координатных систем. Неучет горизонтального датума карты при обсервациях по навигационным спутниковым системам может привести к увеличению погрешности в позиции судна. Существуют определенные проблемы трансформации горизонтальных датумов. Поправки при переходе от одного датума к другому в этом случае в разных частях Земли отличаются неоднородностью, которые используемые способы пересчета не могут полностью учесть.