Определение места судна по круговым радиомаякам.

Круговые радиомаяки (радиомаяки кругового излучения) представляют собой радиостанции, работающие на объявленных радиочастотах и установленные в опорных радионавигационных точках. Они обладают ненаправленной характеристикой излучения. А передаваемые ими сигналы включают в свой состав опознавательный сигнал и продолжительный сигнал для радиопеленгования.
Для обеспечения мореплавания радиомаяки объединены в группы, внутри которых они работают поочередно на одной и той же частоте. Допускается объединение в одну группу до 6 радиомаяков. Время работы каждого радиомаяка составляет 1 минуту, поэтому полный цикл излучения группы составляет 6 минут.
В руководстве «Радиотехнические средства навигационного оборудования» (РТСНО) указываются координаты круговых радиомаяков, класс излучения, рабочая частота, частота модуляции, опознавательный сигнал, время работы, дальность действия или мощность излучения сигнала. Для радиомаяков, работающих по запросу, указывается также порядок и адрес подачи запроса для включения.
Круговые радиомаяки делятся на радиомаяки дальнего действия (свыше 100 миль) и ближнего действия (до 100 миль), к которым относятся маломощные радиомаяки (маркеры).
Радиомаяк кругового излучения, расположенный на берегу, и радиопеленгатор, фиксирующий направления приема радиоволн, расположенный на судне, составляют радиомаячную систему (азимутальную РНС). Радиопеленгатор на судне (со слуховым приемом или автоматический визуальный) позволяет определить угол (РКУ – радиокурсовой угол) между диаметральной плоскостью судна и направлением распространения волн от радиомаяка (рис.2).

Рис.2 Определение направлений при радиопеленговании.
Радиопеленгатор из-за влияния на него электромагнитных полей. ин-дуцируемых токами высокой частоты дает искаженно значение направления на радиомаяк. Поэтому отсчет радиокурсового угла (ОРКУ) нужно исправить поправкой.
Отклонение направления приходящей радиоволны под влиянием судовых полей вторичного излучения – радиодевиация, измеряется углом f.
РКУ = ОРКУ +f (1)
РКУ отсчитывается от носовой части диаметральной плоскости судна по часовой стрелке от 0 до 3600.
Направление распространения радиоволн совпадает с дугой большого круга (ортодромией) – кратчайшим расстоянием между двумя точками на земном шаре. Ортодромия на меркаторской карте изображается кривой линией, обращенной выпуклостью к ближайшему полюсу. Ортодромия служит навигационной изолинией обратного пеленга – с радиомаяка на судно. Зная истинный курс судна, можно рассчитать пеленг на радиомаяк.
Угол между нордовой частью истинного меридиана и направлением распространения радиоволн называют истинным радиопеленгом (ИРП). Из рисунка 2 видно, что:
ИРП = ИК + РКУ (2)
или ИРП = КК +?ГК +ОРКУ+f (3)
Найденный ИРП – ортодромический пеленг (Орт РП), так как он оп-ределяет направление дуги большого круга.
Современные радиопеленгаторы имеют встроенный репитер гирокомпаса, который позволяет определить отсчет радиопеленга (ОРП):
Орт РП = ОРП + ?ГК +f (4)
Радиодевиация переменна по величине и знаку: ее величина зависит от радиокурсового угла, под которым радиоволна приходит на судно, а также от длины радиоволны, излучаемой радиомаяком. Уменьшение радиодевиации производится специальным компенсационным устройством радиопеленгатора, но полностью «уничтожить» радиодевиацию невозможно.
Остаточная радиодевиация определяется на нескольких длинах радиоволн путем сравнения визуально измеренных курсовых углов на радиомаяк КУ со снятыми в то же время радиокурсовыми углами ОРКУ:
f = КУ –ОРКУ (5)
По результатам измерений составляются таблица и график радиоде-виации, аргументом для входа в которые служит отсчет радиокурсового угла.
Навигационной изолиний при радиопеленговании с судна является изоазимута – геометрическое место вершин равных сферических углов между истинным меридианом и направлением ортодромии. Проходящей через место маяка Р. Изоазимута на карте, в меркаторской проекции изображается сложной кривой, что существенно затрудняет ее прокладку. Поэтому вместо нее на карте прокладывается линия локсодромического пеленга, который отличается от ортодромического пеленга на величину ортодромической поправки ? и представляет собой прямую линию (рис. 3).

Рис. 3 Прокладка линии локсодромического пеленга.
Значение локсодромического пеленга рассчитывается по формуле:
Лок РП = Орт + ? (6)
Ортодромическая поправка может быть найдена по приближенной формуле:
? = 0,5 ??sin ?ср (7)
где ?? = (? р – ?с) — разность долгот между счислимым местом судна и радиомаяком;
?ср =(?р + ?с) / 2 — средняя широта между параллелями радиомаяка и счислимого места судна.
Величину ортодромической поправки выбирают из таблицы 2.12. МТ -2000.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама